Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативных правовых актов
Документ от 26.09.2024, опубликован на сайте 15.10.2024 под номером 114984, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                       

Дело № 3а-221/2024 

73OS0000-01-2024-000231-62

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 сентября 2024 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Тимофеева М.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кавадина Ивана Викторовича о признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2023 год» (далее  приказ № 264-пр).

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2024  год» (далее приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на  2020, 2021, 2022, 2023, 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Кавадин И.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2020 – 2024 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «под выставочным залом». Ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение нежилого здания однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Мероприятий по обследованию помещений принадлежащего ему нежилого здания с целью определения вида его фактического использования и включения  в перечни на 2020 – 2024 годы не проводилось, соответственно, здание не подлежало включению в указанные перечни по фактическому использованию.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Гурманов» и  ООО «Мэд Брейнс».

В судебном заседании представитель административного истца    Демина С.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева И.В.  в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что спорный объект недвижимости является административно-деловым центром.

Представитель ООО «Мэд Брейнс»  в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен. В письменной позиции по делу указал, что считает административный иск Кавадина И.В. подлежащим удовлетворению. Общество является арендатором нежилого помещения, площадью 295 кв.м, находящегося в здании по адресу: ***, на основании договора аренды от *** года. Арендованное помещение фактически используется для деятельности ООО «Мэд Брейнс» по разработке компьютерного программного обеспечения.

Представитель  ООО «Гурманов»  в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен. В письменной позиции по делу указал, что считает административный иск Кавадина И.В. подлежащим удовлетворению. Общество является арендатором нежилого помещения, площадью 225,9 кв.м, находящегося в здании по адресу: ***, на основании договора аренды от 25 августа 2023 года  и дополнительного соглашения к договору аренды от 7 сентября 2023 года. Арендованное помещение фактически используется ООО «Гурманов» для размещения административного персонала для обеспечения производственной деятельности, а именно для производства мучных кондитерских изделий.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части признания недействующими оспариваемых пунктов перечней на 2020-2023 года, и не подлежащим удовлетворению в части признания недействующим пункта *** перечня на 2024 года, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно положениям пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом *** приказа № 192-пр, пунктом *** приказа №245-пр, пунктом *** приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 264-пр от 25 ноября 2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 и 2024 годы.

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001 (л.д.229 т.1).

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер публикации 7301202311290001 (л.д.237 т.1).

Пунктом *** приказа № 264-пр, пунктом *** приказа № 278-пр в перечни на 2023 и 2024 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения объекта недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент издания оспариваемых приказов пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П  признано утратившим силу Постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П и утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее - Положение). Указанное постановление вступило  в силу 4 октября 2023 года.

Разделом 2 данного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании. Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кавадин И.В. является с 30 марта 2020 года собственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания  с кадастровым номером ***, площадью 803,1 кв.м, расположенного по адресу: ***

Назначение  указанного здания – нежилое  здание

Его наименование – выставочный зал.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 733 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – под выставочным залом.

Однако вышеуказанные наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, принадлежавшее административному истцу нежилое здание могло быть включено в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее также ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, либо по виду фактического использования предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Как следует из выписки из ЕГРН,  объект недвижимого имущества с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет 18 апреля 2013 года.

Из технического паспорта по состоянию на 11 февраля  2013 года, составленного Ульяновским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» усматривается, что данное нежилое здание, имеющее наименование «выставочный зал», было введено в эксплуатацию в 2013 году.

Данный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию 11 февраля 2013 года, не может  быть принят во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку  в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости  проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями  для осуществления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Фактическое обследование  нежилого здания с кадастровым номером *** уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2024 годы не проводилось.

Проверяя соответствие объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, по фактическому использованию расположенных в нем помещений суд, исходя из представленных сторонами доказательств, приходит к следующему.

Из пояснений представителя административного истца Деминой С.М., представленных ею документов следует, что Кавадиным И.В. помещения нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 803,1 кв.м, были сданы в аренду  следующим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:

- ***»  на основании договора  аренды нежилых помещений № *** от *** года, заключенного с предыдущим собственником здания с кадастровым номером ***  ***., дополнительного соглашения к указанному договору аренды от *** года (т. 1 л.д. 144-157) с 30 марта 2020 года по 10 декабря 2020 года нежилое помещение, площадью 112 кв.м, при этом  пунктом 4.1  общих условий данного договора аренды предусмотрено, что арендатор обязуется использовать помещения в качестве пункта выдачи и примерки заказов интернет-магазина одежды, обуви и аксессуаров;

- ***.  на основании договора аренды недвижимого имущества от *** года (т. 1 л.д. 230-233) с 20 марта 2021 года по 1 ноября 2021 года помещение, площадью 270 кв.м

- ***. на основании договора аренды нежилого помещения от ***  года (т. 1 л.д. 140-142) с 1 августа 2020 года  по 30 сентября 2021 года нежилое помещение, площадью 58 кв.м.; 

- ООО «Мэд Брейнс» на основании договора аренды № *** об аренде нежилого помещения от *** года (т. 1 л.д. 117-119) с 1 мая 2021 года по 31 января 2022 года нежилое помещение, площадью 270 кв.м,  при этом пунктом 2.8.1 данного договора предусмотрено, что арендатор обязан использовать арендуемые помещения по прямому назначению: разработка компьютерного программного обеспечения; на основании  договора аренды недвижимого имущества от *** года (т.1 л.д. 120-124) с 1 февраля 2022 года по 31 августа 2022 года помещение цокольного этажа, площадью 270 кв.м, на основании договора аренды  недвижимого имущества № *** от *** года (т. 1 л.д. 125-130) с 1 сентября 2022 года по 30 сентября 2023 года помещения первого этажа, площадью 250 кв.м и второго этажа, площадью 270 кв.м., на основании  договора аренды недвижимого имущества от *** года ( т. 1 л.д.131-135) с 1 октября 2023 года по настоящее время помещения  второго этажа, площадью 295 кв.м по настоящее время, цели использования помещений в договорах от *** года, *** года и *** года не оговорены;

- ***.  на основании договора аренды недвижимого имущества от *** года (т. 1 л.д. 136-139) с 26 августа 2021 года по 26 июля 2022 года нежилое помещение, площадью 250 кв.м, цели использования в указанном договоре аренды не оговорены;

-  ***» на основании договора аренды недвижимого имущества от *** года (т.1 л.д. 111-116) с 2 мая 2023 года по настоящее время помещения, общей площадью 270 кв.м, при этом согласно пункту 2.4 указанного договора разрешенное использование помещения (цель использования) - предоставление физкультурно-педагогических услуг и услуг по водному оздоровлению (услуги бассейна);

- ООО «Гурманов» на основании договора аренды  недвижимого имущества от *** года  и дополнительного соглашения к данному договору от *** года (т. 1 л.д. 103-110) с 25 сентября 2023 года по настоящее время помещение, общей площадью 225,9 кв.м, при этом согласно пункту 2.1 данного договора аренды арендатор использует помещение в соответствии с разрешенным использованием – для размещения офиса.

Проанализировав указанные договоры аренды, принимая во внимание  действие договоров аренды на даты утверждения перечней,  суд приходит к выводу о том, что  по  нежилому зданию с кадастровым номером ***  подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следующие помещения (площади):

по перечню на 2021 год - площадь арендуемых ***. помещений – 58 кв.м., как торговый объект, в котором реализовывались косметические средства, что было подтверждено представителем административного истца, указанная площадь составляет 7,22%  от общей площади нежилого здания с кадастровым номером ***  - 803,1 кв.м,

по перечню на 2024 год – помещения, арендуемые ООО «Гурманов», площадью 185,97 кв.м, как офисные помещения согласно вышеуказанному договору аренда недвижимого имущества от 25 августа 2023 года, при этом указанная площадь определена при фактическом обследовании сотрудниками ОГБУ «БТИГКО», что нашло свое отражение в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения), помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость от 20 августа 2024 года, и подтверждена в судебном заседании лицами, составившими данный акт, – представителем административного ответчика Тимофеевой И.В. и свидетелем  ***. Указанная площадь офисных помещений составляет 23,16 %  от общей площади нежилого здания с кадастровым номером ***  - 803,1 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ***» основным видом деятельности данного юридического лица является торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ  в отношении ООО «Мэд Брейнс» основным видом деятельности данного юридического лица является разработка компьютерного программного обеспечения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ  в отношении ***» основным видом разрешенного использования данного юридического лица является  деятельность в области спорта прочая.

Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ***. основным видом деятельности данного лица является разработка компьютерного программного обеспечения.

С учетом указанных в договорах аренды сведений о целях использования арендованных помещений, а также сведений о видах деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не подлежат учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилые помещения, арендованные ***», ООО «Мэд Брейнс», ***».

При этом  суд считает, что не могут быть признаны помещения, которые арендовались ***», торговыми объектами, поскольку в вышеуказанном договоре аренды нежилых помещений № *** от *** года цель их  использования оговорена в качестве пункта выдачи и примерки заказов интернет-магазина одежды, обуви и аксессуаров, что не тождественно понятию «торгового объекта», в связи с чем однозначно не свидетельствует о размещении торгового объекта.

Поскольку на момент утверждения административным ответчиком перечня на 2024 год  площадь помещений, подлежащих учету в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляла более 20 % от общей площади нежилого здания с кадастровым номером ***, суд считает, что  спорный объект недвижимого имущества правомерно включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, поскольку он в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требование Кавадина И.В. о признании недействующим пункта *** перечня на 2024 год  удовлетворению не подлежит.

Однако, в силу вышеизложенного требования административного истца  об оспаривании  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 годы в части подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2020 по 2023 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу Кавадина И.В. в  возмещение   понесенных им расходов  по  уплате  государственной  пошлины 1200 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Кавадина Ивана Викторовича о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт  *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

В удовлетворении административного иска Кавадина Ивана Викторовича  к Министерству имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области о признании недействующим со дня принятия пункта ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Кавадина Ивана Викторовича в возмещение  расходов по уплате государственной пошлины 1200 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова