У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-007531-87
Судья Сизов И.А.
Дело №33а-4219/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
1 октября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей
Васильевой Е.В., Сычёвой О.А.,
при
секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 15 апреля 2024 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 14 июня 2024 года, по делу №2-1043/2024, которым
постановлено:
исковые
требования исполняющего обязанности Ульяновского межрайонного природоохранного
прокурора удовлетворить частично.
Обязать
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
течение 8 (восьми) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу
выполнить следующие мероприятия в отношении сооружения под наименованием:
берегоукрепление р. Большой Авраль в п. Черная Речка и
п. Труженик (протяженность 450 метров), год ввода в эксплуатацию 2019, год
завершения строительства 2018, кадастровый номер ***:
обеспечить
проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, расположенного
на р. Большой Авраль в п. Труженик Мелекесского района Ульяновской
области, в целях получения декларации безопасности гидротехнического сооружения
в Средне-Поволжском управлении Ростехнадзора;
по
результатам регулярных обследований гидротехнического сооружения,
расположенного
на р. Большой Авраль в п. Труженик Мелекесского района Ульяновской
области, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни,
здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате
аварии гидротехнического сооружения;
представить
согласованный расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни,
здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате
аварии гидротехнического сооружения, расположенного на р. Большой Авраль в
п. Труженик Мелекесского района Ульяновской области, в уполномоченный
орган - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины
финансового обеспечения гражданской ответственности;
разработать
и согласовать с уполномоченным органом - Средне- Поволжским управлением
Ростехнадзора Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного
на р. Большой Авраль в п. Труженик Мелекесского района Ульяновской
области;
разработать
декларацию безопасности гидротехнического сооружения, представить названную
декларацию для утверждения в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора.
В удовлетворении исковых требований к областному государственному казенному учреждению «Ульяновскоблстройзаказчик», Правительству
Ульяновской области, администрации муниципального образования «Новомайнское
городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, администрации
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения Ульяновского
межрайонного природоохранного прокурора Сапаровой Р.Х, представителя
администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское
поселение» Мелекесского района Ульяновской области Малышевой Л.О., не
согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с
исковым заявлением к ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» об обеспечении
обязательных требований при эксплуатации гидротехнического сооружения.
В обоснование требований административный истец указал, что в
соответствии с федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением
Правительства РФ от 19.04.2012 №350, государственной программой Ульяновской
области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в
Ульяновской области на 2014- 2020 годы», утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/415-П, ОГКУ
«Ульяновскоблстройзаказчик» осуществило строительство гидротехнического
сооружения (далее – ГТС) на р. Большой Авраль в п. Труженик
Мелекесского района Ульяновской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ОГКУ
«Ульяновскоблстройзаказчик» является правообладателем ГТС.
ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» во исполнение Федерального закона от
21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» критерии
безопасности ГТС не определил, расчет вероятного вреда в результате аварии
гидротехнического сооружения не произвел, разрешение на эксплуатацию
отсутствует. Величина финансовой обеспеченности гражданской ответственности в
случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического
сооружения уполномоченным органом, не определена. Лица, ответственного за
эксплуатацию ГТС в штате ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» не имеется;
мониторинг состояния ГТС не осуществляется; правила эксплуатации на ГТС
отсутствуют; декларация безопасности ГТС не разработана.
Прокурор просил обязать ответчика:
обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического
сооружения, расположенного на р. Большой Авраль в п. Труженик Мелекесского
района Ульяновской области, в целях получения декларации безопасности
гидротехнического сооружения в Средне-Поволжском управлении Ростехнадзора в
восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
по результатам регулярных обследований указанного гидротехнического
сооружения произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен
жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в
результате аварии гидротехнического сооружения, в восьмимесячный срок со дня
вступления решения суда в законную силу;
представить согласованный расчет вероятного вреда, который может быть
причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц
в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на
р. Большой Авраль в п. Труженик Мелекесского района Ульяновской
области, в уполномоченный орган - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора
для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности, в
восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
разработать и согласовать с уполномоченным органом - Средне- Поволжским
управлением Ростехнадзора Правила эксплуатации гидротехнического сооружения,
расположенного на р. Большой Авраль в п. Труженик
Мелекесского района Ульяновской области, в восьмимесячный срок со дня
вступления решения суда в законную силу;
разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения
представить названную декларацию для утверждения в Средне-Поволжское управление
Ростехнадзора, в восьмимесячный срок со дня вступления решения суда в законную
силу.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация
поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение»
Мелекесского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
администрация муниципального образования «Мелекесский район Ульяновской
области», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, - администрация муниципального образования «Новомалыклинский
район» Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, ООО «Подводно-технические работы».
Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в иске к министерству.
Указывает, что судом при разрешении требований прокурора не принято во
внимание, что согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской
области от 06.07.2018 №16/299-П к Полномочиям данного Министерства относится
решение вопросов о безопасности гидротехнических сооружений.
Судом неправомерно отклонен довод о том, что лицом, ответственным за
сооружение является ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик», которому переданы права
по владению и пользованию гидротехническим сооружением.
Судом не учтено, что гидротехническое сооружение строилось и вводилось в
эксплуатацию на основании разрешительной документации, полученной
ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и в настоящее время значится на балансе
указанного учреждения, соответственно, все расходы на его содержание
осуществляются балансодержателем объекта из лимитов доведенных до
балансодержателя из бюджета Ульяновской области. Судом не принято во внимание,
что Министерство, действует на основании принятого в отношении него положения и
осуществляет лишь функции по распоряжению объектом.
Определением от 08.08.2024 суд апелляционной инстанции перешел к
рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебное заседание, кроме прокурора и представителя администрации
поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение»
Мелекесского района Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не
явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в
пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению
безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и
ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона
от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация,
субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или
юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права
владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст.8
Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» требованиями
обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, помимо прочих, являются
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в
том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических
сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их
состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих
гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения
комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения
чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9
Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрена
обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей
организацией: обеспечивать соблюдение обязательных требований при
строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и
ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание,
эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг)
за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных
воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности
гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности
гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического
сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов
хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со
строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к
ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать
разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического
сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых
устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их
компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического
сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности
гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и
реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического
сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии
гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований
гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы,
предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического
сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального
государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений,
правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать
соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников
эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности
локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на
проведение федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами
местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности
гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации
гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по
предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании
гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в
результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт,
реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае
его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая
организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения
вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или
юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации
гидротехнического сооружения.
Согласно ст. ст. 209,
210
Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права
владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Передача имущества в
доверительное управление другому лицу не влечет перехода права собственности,
управление имуществом этим лицом должно осуществляться в интересах
собственника. При передаче права владения, пользования имуществом другим лицам,
именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что
надлежащим ответчиком по требованиям Ульяновского межрайонного природоохранного
прокурора является Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области – исполнительный орган Ульяновской области, осуществляющий
от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и
распоряжению имуществом.
Судебная коллегия считает такой вывод суда правильным, основанным на
надлежащей оценке представленных в дело доказательств и верном применении норма
права, регулирующих спорные правоотношения.
Как установлено по делу, гидротехническое сооружение – Берегоукрепление
р. Большой Авраль в п. Черная речка и п. Труженик, кадастровый
номер ***, находится в Мелекесском районе Ульяновской области, возведено в 2018
году, введено в эксплуатацию в 2019 году.
ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» осуществляло строительство названного
берегоукрепительного сооружения в соответствии с федеральной целевой
программой «Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации» в 2012 – 2020 годах», утвержденной
постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 №350, государственной программой
Ульяновской области «Охрана окружающей среды о восстановление природных
ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/415-П.
05.04.2019 ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» получено разрешение на ввод
объекта в эксплуатацию.
21.06.2019 на данное гидротехническое сооружение зарегистрировано право
оперативного управления за ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик».
20.12.2019 на Берегоукрепление р. Большой Авраль в п. Черная
речка и п. Труженик, кадастровый номер ***, по адресу: Мелекесский район,
Ульяновская область зарегистрировано право собственности Ульяновской области
(том 1 л.д. 176-179).
В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства
Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, Министерство имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской
области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по
управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками,
находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и
распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а
также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сферах градостроительной деятельности.
Принимая во внимание приведенные нормы права, которые устанавливают
обязанность собственника по содержанию принадлежащего ему имущества, а также
нормы федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
которыми соблюдение требований по безопасному функционированию гидротехнических
сооружений возложено на собственника и (или) эксплуатирующую организацию, суд
правомерно возложил обязанность по совершению таких действий на Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, осуществляющее
полномочия собственника в отношении гидротехнического сооружения.
Доводы Министерства о наличии оснований для удовлетворения
административного иска прокурора к ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»,
обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку указанное учреждение не
владеет гидротехническим сооружением на праве собственности и не является
эксплуатирующей организацией в отношении данного сооружения, и в силу ст.9
Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не является
лицом, обязанным исполнять требования названного закона в отношении
гидротехнического сооружения.
Кроме того, согласно Уставу ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»,
утвержденному распоряжением министра строительства и архитектуры Ульяновской
области от 16.02.2021 №243-од, к полномочиям данного учреждения не отнесено
управление гидротехническими сооружениями и осуществление их эксплуатации.
Довод Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области в апелляционной жалобе о том, что обязанность по выполнению требуемых
прокурором мероприятий по объекту - Берегоукрепление р. Большой Авраль в
п. Черная речка и п. Труженик следовало возложить на Минприроды
Ульяновской области в соответствии с принятым в отношении указанного
Министерства положением, не может быть признан состоятельным, поскольку
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области,
утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018
№16/299-П, данное Министерство не наделено полномочиями собственника в
отношении имущества, принадлежащего Ульяновской области.
Выводы, послужившие основанием для удовлетворения административного иска,
в решении суда надлежаще мотивированы, и судебная коллегия с ними соглашается.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку
установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не
усматривает.
Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены
обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы
материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения,
нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда
не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 15 апреля 2024 года, с учетом определения того
же суда об исправлении описки от 14 июня 2024 года, оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 10.10.2024.