Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ
Документ от 19.09.2024, опубликован на сайте 10.10.2024 под номером 114933, Админ. 1 пересмотр, ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, Оставлено без изменения
Связанные судебные акты:

Ч.1 ст.19.5

Документ от 08.02.2024, опубликован на сайте 15.02.2024 под номером 111022, Админ. 1 пересмотр, ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, Отменено с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Федосеева Н.Н.                                                           Дело № 12-166/2024

73RS0001-01-2023-006149-62

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                       19 сентября 2024 года

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича на постановление судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 1 декабря 2023 года (дело № 5-327/2023),

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.12.2023 начальнику департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее - начальник департамента)  Земскову В.В. было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В вину начальнику департамента Земскову В.В. было вменено неисполнение предписания №*** от 12.05.2023, выданного начальником отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области в адрес Правительства Ульяновской области об устранении нарушений реализации полномочий (требований) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в срок, до 01.08.2023 (л.д.55-56).

Из акта внеплановой выездной проверки от 06.10.2023 усматривается, что  ранее выданное предписание №*** от 12.05.2023 частично не исполнено, не устранены следующие нарушения:

- не в полном объеме выполнены мероприятия по созданию (в части восполнения) резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не принят нормативный акт в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, определяющий порядок восполнения использованных средств резерва финансовых ресурсов Ульяновской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций (абз.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ);

- не представлен порядок восполнения использованных средств, среди прочего, резервов финансовых ресурсов (абз.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, абз.2 п.18 Положения об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 23.03.2013 №98-П);

- региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях поддерживается в постоянной готовности не в полном объеме, а именно: порядок создания, в том числе совершенствования систем оповещения не определен Положением о региональной системе оповещения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2021 №729-П. Проект постановления Правительства Ульяновской области «О системах оповещения населения на территории Ульяновской области» направлен на согласование в министерство финансов Ульяновской области по истечении срока, установленного в предписании от 12.05.2023 №1 (л.д.43-45).

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, начальник департамента Земсков В.В. не соглашается с постановлением судьи районного суда, полагает его подлежащим отмене.

В обоснование жалобы указывает на то, что порядок создания резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается бюджетным законодательством. Обращает внимание суда на то, что на территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 08.12.2022 №119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», который определяет размер резервного фонда Правительства Ульяновской области. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ульяновской области определяется Правительством Ульяновской области.

Полагает, что отсутствует связь между п.3.1 его должностного регламента и размером резервного фонда Правительства Ульяновской области.

Ссылается на то, что с целью приведения региональных НПА в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.05.2023 №769 утверждена «дорожная карта» по созданию и поддержанию в постоянной готовности к использлованию системы оповещения населения.

Указывает, что он не является субъектом вмененного деяния.

Подробно позиция начальника департамента Земскова В.В. изложена в жалобе (л.д.151-155).

Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.

Оценивая материалы дела в части ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления судьи районного суда, полагаю, что срок на обжалование соблюден.

В судебное заседание Земсков В.В. не явился, извещался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме полагаю, что вмененное начальнику департамента Земскову В.В. деяние верно квалифицировано по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, устанавливающей  административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Вина начальника департамента Земскова В.В. в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вопреки доводам жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы судьей районного суда.

Доводы жалобы о том, что начальник департамент Земсков В.В. не является субъектом данного административного правонарушения исследовались судьей районного суда и были мотивированно отклонены.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.

Субъектами административной ответственности, установленной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.

Из анализа указанных норм следует, что к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ может быть привлечено как юридическое лицо, так и должностное лицо, в том числе и в случае, когда предписание выдано только на имя юридического лица.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Таким образом, в случае невыполнения юридическим лицом как хозяйствующим субъектом возложенной на него обязанности административная ответственность может быть возложена на конкретное должностное лицо, в непосредственные должностные обязанности которого входит выполнение соответствующих организационных или хозяйственных действий от имени и в интересах юридического лица.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2024 №16-4452/2024.

Из материалов дела следует, что предписание №1 от 12.05.2023 было выдано в адрес Правительства Ульяновской области об устранении нарушений реализации полномочий (требований) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.«а» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Распоряжением заместителя руководителя администрации Губернатора Ульяновской области от 20.05.2022 №416-рк Земсков В.В. назначен на должность начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (л.д. 135).

Согласно п.1.3 должностного регламента начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области вид профессиональной деятельности данной должности включает, помимо прочего, реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера (п.1.3), при этом начальник департамента подчиняется начальнику управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (п.1.5, л.д.59-60).

Согласно п.3.1 должностного регламента к должностным обязанностям начальника департамента относятся, в том числе обязанность координировать деятельность исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления Ульяновской области, организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; принимать участие в разработке и принятии нормативных правовых актов Ульяновской области, связанных с осуществлением полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (л.д.65-68).

Таким образом, начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области является должностным лицом, к обязанностям которого относится, в том числе реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ.

Судья районного суда, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к обоснованным выводам о том, что предписание №*** от 12.05.2023 является законным, а также о том, что в силу своих должностных обязанностей начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земсков В.В. является лицом, ответственным за выполнение требований предписания, и, соответственно надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что в соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области от 05.04.2017 №44 «Об утверждении Перечня отдельных должностей государственной гражданской службы в Правительстве Ульяновской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться» должность начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области является должностью государственной гражданской службы в Управлении по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области в Правительстве Ульяновской области (п.2, 2.1 Перечня).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.09.2021 №462-П «Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области» исполнительным органом Ульяновской области, наделенным полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора, является Правительство Ульяновской области, а  должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора, являются должностные лица департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области, включая начальника указанного департамента.

Из имеющейся в деле копии объяснений Земскова В.В. от 03.05.2024 следует, что он является должностным лицом Правительства (л.д.211).

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что должность начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области является должностью в подразделении Правительства Ульяновской области.

При данных обстоятельствах деяние, вмененное начальнику департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскову В.В., обоснованно было квалифицировано по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы об определении размера резервного фонда Правительства Ульяновской области и порядке его использования основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, поскольку предписание №*** от 12.05.2023 незаконным не признано и не отменено, и является обязательным для исполнения. При этом в материалы дела не представлено доказательств фактического совершения всех необходимых действий, направленных на исполнение указанного предписания в установленный срок, а также наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения указанного предписания.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 1 декабря 2023 года оставить без изменения, жалобу начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                           Логинов Д.А.