У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2024-001414-68
Судья Бойкова О.Ф. Дело № 33а-4199/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
1 октября
2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Сычевой О.А.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 27 апреля 2024 года по делу
№ 2а-1374/2024, по которому постановлено:
административное
исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего
в интересах Сильновой Татьяны Борисовны, к администрации муниципального образования «город Ульяновск»
о признании незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №275
от 11.03.2022 «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц,
проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2030;
возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения из него жителей, удовлетворить.
Признать незаконным
п.2 постановления администрации г.Ульяновска № 275 от 11.03.2022 «О признании
многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока
отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме,
расположенном по адресу: ***, до 31.12.2030.
Обязать
администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в
законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения
физических и юридических лиц аварийного дома *** по ул. ***, путем внесения
соответствующих изменений в постановление администрации г.Ульяновска № 275 от
11.03.2022.
Об исполнении
решения суда по административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам
(жителям аварийного дома №*** в ***) в течение одного месяца со дня принятия
соответствующего решения.
Заслушав
доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора
Тимофеева М.С., заинтересованных лиц Лысака С.В., Лысак Л.А., Джежора М.М.,
Кониной Н.В., Улановой О.А., полагавших решение суда законным и обоснованным,
не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Засвияжского района г. Ульяновска, действующей в интересах Сильновой Т.Б.,
обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Ульяновск»
о признании незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №275
от 11.03.2022г. «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц,
проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 2030 года;
возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения из него жителей.
Требования мотивированы
тем, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка
законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких
домов, по результатам которой установлено, что постановлением администрации г.
Ульяновска № 275 от 11.03.2022 многоквартирный жилой дом № *** признан
аварийным и подлежащим сносу. Расселение указанного дома предусмотрено до
31.12.2030.
Вместе с тем, дальнейшая эксплуатация данного дома и
проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья.
Актом Агентства
государственного и строительного надзора Ульяновской области от 26.02.2024
установлены различные дефекты и повреждения многоквартиртирного дома № ***.
Выявленные дефекты и повреждения
свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной)
эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Считает, что
указанный срок до 31.12.2030 сноса и отселения жильцов дома является неразумным
и чрезвычайно длительным. Определение срока сноса многоквартирного дома,
признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и
юридических лиц, относится к компетенции органа местного самоуправления. В силу
закона срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Дальнейшая
эксплуатация жилого дома № *** и проживание в нём граждан создает реальную
угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение
администрации г. Ульяновска об
установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома до 31.12.2030
нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Органом местного самоуправления
должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный
срок.
Просил признать незаконным п.2 постановления
администрации города Ульяновска №275 от 11.03.2022 «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц,
проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до
31.12.2030; возложить обязанность установить разумные сроки сноса аварийного
дома, расположенного по адресу: г*** и отселения из него жителей.
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены Иванова Л.Г., Иванов О.Г., Денисова Р.П.,
Денисов Г.Г., Уланова О.А., Жидова В.В., Сильнова А.О., Абаева Е.Б., Абаев
И.А., Филатова Е.Г., Иларионов А.Е., Островская Е.М., Джежора М.М., Федотова
М.И., Игонина Р.Д., Кузнецова Р.Н., Конина Н.В., Лысак Л.А., Лысак С.В.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и
необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора. В обоснование жалобы указывает, что конкретные сроки, в которые
производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены.
Обращает внимание, что Жилищным кодексом РФ не установлены требования о
незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу.
Ссылаясь на Обзор законодательства и судебной практики
Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года, п.1, 8, 9
ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положение, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, указывают, что определение срока отселения
физических и юридических лиц является компетенцией органа местного
самоуправления.
Обращает внимание, что жители вышеуказанного
многоквартирного дома вправе обратиться в администрацию города Ульяновска за
предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда,
при этом жители данного дома отказались от переселения в маневренный фонд.
Полагает, что прокурором пропущен срок исковой давности
для обращения в суд с данным иском.
В возражениях
на апелляционную жалобу Иванова Л.Г., Иванов О.Г.,
Денисова Р.П., Денисов Г.Г., Уланова О.А., Жидова В.В., Сильнова Т.Б., Сильнова А.О., Абаева Е.Б., Абаев И.А.,
Филатова Е.Г., Иларионов А.Е., Островская Е.М., Джежора М.М., Федотова М.И.,
Игонина Р.Д., Кузнецова Р.Н., Конина
Н.В., Лысак Л.А., Лысак С.В. просят решение суда оставить без изменения, а
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда
апелляционной инстанции другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу
об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(ч.1 ст.39 КАС РФ).
В соответствии с ч.4
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.10 ст.32
Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством
Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о
признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к
собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или
реконструкции в разумный срок.
Как установлено
судом, многоквартирный жилой дом №*** по ул. *** является двухэтажным, количество
квартир - 12, год постройки – 1954.
Заключением
межведомственной комиссии от 17.02.2022 № 9 указанный дом признан
аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13-14).
Согласно заключению
АО «***» от 03.12.2021 на основании проведенного обследования и оценки
технического состояния основных строительных конструкции и материалов
многоквартирного жилого дома № *** по ул. *** установлено,
что техническое состояние строительных конструкций характеризуется как
аварийное. При осмотре деревянного перекрытия с чердака выявлены балки со
значительным поражением гнилью и
нарушением несущей способности. Существует
опасность обрушения перекрытий. В
связи с высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома, в пределах 61÷80% (ветхое
состояние), и снижением до аварийного
уровня его надежности, прочности и устойчивости строительных
конструкций, жилой дом подлежит сносу (л.д.
37-51).
Постановлением
администрации города Ульяновска от 11.03.2022 №275 был установлен срок
отселения физических и юридических лиц согласно приложения к нему из дома №***
до 21.12.2030 (л.д. 11-12).
Разрешая спор и
признавая неразумными установленный срок переселения жильцов указанного дома,
суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок
отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического
состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и его
безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку
никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме, направленных на
восстановление его технического состояния не проводилось; каких-либо актов
осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности
дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих
конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не
представлено.
Выводы суда в
решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и
собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе, судом не нарушено требование закона,
касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия
решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению
сроков отселения.
Как следует из
правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение
срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а
также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа
местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного
самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает
произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса
такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам,
проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых
помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на
жилище.
При таких
обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения
требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан,
проживающих в указанном многоквартирном доме - до 31.12.2030 не отвечает требованиям
разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и
наличия угрозы обрушения дома.
Вопреки доводам
жалобы, срок для обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку проверка
проведена в марте 2024 года, в этом же месяце подан административный иск.
Принятое по делу
решение является правильным, судом верно установлены юридически значимые
обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные
доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального
права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 27 апреля
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 02.10.2024.