УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-002458-93
Судья Жилкина А.А.
Дело № 33-4642/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 1
октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2024 года
по гражданскому делу № 2-2447/2024, по которому постановлено:
исковые требования Прасолова Данилы Владимировича
удовлетворить частично.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить Прасолова Данилу Владимировича, *** года
рождения, специализированным жилым помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального
образования «город Ульяновск».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная
коллегия
установила:
Прасолов Д.В. обратился в суд с уточненным в ходе
рассмотрения дела исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения, взыскании судебной неустойки.
В обоснование заявленных требований
указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области обеспечить его специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального
образования «город Ульяновск», взыскать судебную неустойку в размере 1000
рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы
указывает, что Министерством принимаются исчерпывающие меры по обеспечению
детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Вместе
с тем в связи с недостаточностью финансирования, ежегодно выделяемого в
областном бюджете Ульяновской области на обеспечение детей-сирот жилыми
помещениями (с учетом софинансирования из федерального бюджета), фактически
сложилась очередь на предоставление жилых помещений.
Отмечает, что законодательство,
регулирующее правоотношения о порядке обеспечения детей-сирот жилыми
помещениями, не содержит правовых норм, обязывающих детей-сирот заключить
договор найма специализированного жилого помещения. Обеспечение жильем является
дополнительной социальной гарантией для детей-сирот, получение жилого помещения
является правом, но не обязанностью гражданина, относящегося к соответствующей
льготной категории. В связи с чем, считает принятие судебного акта,
возлагающего на Министерство обязанность по заключению договора найма
специализированного жилого помещения с истцом, необоснованным.
Полагает, что исполнение
Министерством обязанности по предоставлению детям‑сиротам жилых помещений
исчерпывается принятием решения в соответствии с частью 2 статьи 100 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 167, 327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела,
Прасолов Д.В., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельствам о смерти мать истца – П*** Л.И.
умерла ***, отец – П*** В.А. умер *** (л.д. 53-55, 64).
Решением Координационного совета по
защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения,
семьи и социального развития Ульяновской области от 26.03.2018 Прасолов Д.В.
включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 45).
В настоящее время Прасолов Д.В. обучается в ОГБПОУ
«Ульяновский колледж градостроительства и права», зарегистрирован по месту
пребывания и проживает в городе Ульяновске (л.д. 67, 73, 74).
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра
недвижимости, сведения о правах Прасолова Д.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него
объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 65).
Право истца на обеспечение жилым помещением
специализированного жилищного фонда, ответчиком не оспаривалось.
Разрешая заявленный спор и принимая
решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции
пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Министерство жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу
жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда
первой инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении
норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют
фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле
доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 40
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Базовым нормативным правовым актом,
регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в
возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет,
умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения
единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим
Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с положениями статьи
8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются
лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в
письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении
ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц,
указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые
помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Согласно пункту 8 постановления
Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении
Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской
области жилых помещений в целях их включения в специализированный
государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений»
специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в соответствии со списком граждан, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми помещениями, формируемым исполнительным
органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере
социальной защиты населения.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.6 постановления Правительства
Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечивает на основании решения
осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из наличия у Прасолова Д.В.
соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде
однократного предоставления благоустроенного жилого помещения
специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно возложил
на Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по
обеспечению жилым помещением.
Вопреки доводам апелляционной
жалобы, действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий -
достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных
учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях
системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом
порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
завершением обучения в образовательных организациях профессионального
образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо
окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов
является основанием возникновения права лиц названной категории на
предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом федеральный законодатель не
определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение
данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость
обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его
возникновения.
Доводы апелляционной жалобы
Министерства об отсутствии необходимого финансирования для удовлетворения
потребности всех детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в
Ульяновской области, являются несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может
быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности
бюджетных средств и наличия или отсутствия других граждан, обладающих
аналогичным правом.
Иных доводов, которые могли бы
повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и повлечь отмену
принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального
права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой
инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
При указанных обстоятельствах,
обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для
его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2
октября 2024 года.