3а-222/2024
73OS0000-01-2024-000232-59
Р Е Ш Е Н
И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23
сентября 2024 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе
судьи Трифоновой Т.П.,
при
секретаре Шапошниковой М.В.,
с
участием прокурора Тимофеева М.С.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по административному иску Шевченко Игоря
Викторовича о признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017
года, пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункта ***
Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27
ноября 2019 года, пункта *** Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020
года, пунктов *** Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021
года, пунктов *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пунктов *** Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года,
У с т а н о в и л:
27 ноября 2017 года
Агентством государственного имущества и земельных отношений издан приказ №
157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»
(далее также приказ № 157-ПОД).
27 ноября 2018 года
Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).
27 ноября 2019 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 192-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ №
192-пр).
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ №
245-пр).
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год»
(далее также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимости на 2023 год».
28 ноября 2023 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на
2024 год» (далее также приказ № 278-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 – 2024 годы,
соответственно. Перечни являются
приложениями к приказам.
Истец
обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской
области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как их кадастровая стоимость) о признании
недействующими пункта *** Перечня на 2018 год, пункта 3851 Перечня на 2019 год,
пункта 3261 Перечня на 2020 год, пункта ***
Перечня на 2021 год, пунктов *** Перечня на 2022 год, пунктов ***
Перечня на 2023 год, пунктов *** Перечня на 2024 год.
В
обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником
здания с кадастровым номером ***, площадью 1376,5 кв.м, расположенного по
адресу: ***, наименование – «здание ***».
Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного
использования – объекты дорожного сервиса с объектами по обслуживанию автомобилей.
Указанное здание включено в перечни на 2018-2024 год.
Начиная
с 2022 года, в перечни включены принадлежащие ему и расположенные в здании с
кадастровым номером *** помещения: с кадастровым номером ***, площадью 786,2
кв.м, и с кадастровым номером ***, площадью 407,3 кв.м.
Включение
здания и помещений в Перечни произведено незаконно, поскольку они не отвечают
критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Судом
к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - ОГБУ «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ
«БТИГКО»), ООО «***».
В
судебном заседании представитель истца Диннулова Н.И. поддержала заявленные
требования и пояснила, что с 2018 года в здании располагается ООО «***»,
которое оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту грузовых
автотранспортных средств исключительно юридическим лицам. Находящаяся в здании мойка автомашин
представляет собой одну из составляющих технологического процесса ремонта
автотранспортных средств.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Тимофеева И.В., представляющая также интересы ОГБУ «БТИГКО», в судебном
заседании просила отказать в
удовлетворении требований истца. Указала, что здание и помещения были
включены в перечни по наименованию здания – «здание автоцентра» - как объект
бытового обслуживания, поскольку в нем оказываются услуги по техническому
ремонту и обслуживанию автотранспорта. На протяжении длительного времени истец
не обращался в Комиссию с заявлением об определении вида фактического
использования здания, следовательно, был согласен с включением здания и
помещений в перечни. Составленные в ходе
рассмотрения дела акты обследования здания и помещений подтверждает
правомерность их включения в перечни как объектов бытового обслуживания, а
также административно-делового центра, поскольку в здании оказываются услуги по
ремонту автомобилей, автомойке, а также расположены офисы ООО «***».
Остальные
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.
Агентство
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (последнее
название – Агентство государственного имущества Ульяновской области) ликвидировано 9 января 2024 года.
Суд
определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав
пояснения участников процесса, заключение прокурора об удовлетворении
требований истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание
теплового пункта по адресу: ***, суд приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции
Российской Федерации).
В соответствии с п.
67 ч. 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих
принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального
бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены
региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным
налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года №
1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области (последнее наименование - Агентство
государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания
приказов № 157-ПОД и № 167-ПОД.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го
числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций
определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в
электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и
официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с
требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года и № 167-ПОД от
27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019
год.
Пунктом *** приказа
№ 157-ПОД и пунктом *** приказа № 167-ПОД в перечни объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2018 и 2019 годы, включено принадлежащее истцу на праве
собственности здание с кадастровым номером ***.
Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»
№ 89 (24.063) от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»
№ 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября
2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года,
которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022
годы.
Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264)
от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Согласно Указу
Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по
совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства
и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в
полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных
в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического
использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с
требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022
года № 1/51-П).
Во исполнение
указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области изданы приказы № 264-пр от 25 ноября 2022 года, и № 278-пр
от 28 ноября 2023 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 и 2024 годы, соответственно.
Приказ № 264-пр
опубликован на официальном
интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, №
публикации 7301202211300001.
Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации –
29 ноября 2023 года, № публикации 7301202311290001.
Пунктом *** приказа № 192-пр, пунктом *** приказа №245-пр,
пунктом *** приказа № 214-пр, пунктом *** приказа № 264-пр и пунктом *** приказа №
278-пр в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 годы включено принадлежащее
истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***.
Пунктами *** приказа № 214-пр, пунктами *** приказа №
264-пр, пунктами *** приказа № 278-пр в перечни на 2022, 2023 и 2024 годы
включены принадлежащие истцу помещения с кадастровыми номерами *** и ***,
расположенные в здании с кадастровым
номером ***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции,
установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в
которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением
процедуры официального опубликования нормативных правовых актов.
Определяя
правомерность включения принадлежащих истцу на праве собственности здания и
помещений в перечни, суд приходит к следующему.
В соответствии с
подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом
особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость
имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого
объектом налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые
помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в
соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре
недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов
недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов
общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически
используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в
котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно
как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически
используется одновременно как в целях делового, административного или
коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п.
5 указанной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения
офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей
площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом,
помещение может быть включено в перечень при условии, что оно располагается в
здании административно-делового или торгового центра, либо само помещение
отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.
Пунктам 2 и 7 статьи
378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей
статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом
субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации
в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимого имущества.
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового
кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
На момент принятия приказов
№ 157-ПОД, 167-ПОД, № 192-пр и № 245-пр редакция статьи 1.1 Закона № 99-ЗО
предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов
недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров
и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь
указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания
приказов 214-пр, 264-пр и 278-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона
предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов
недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров
и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области
от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).
Законом Ульяновской
области от 26 ноября 2021 года № 135-ЗО «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2
Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории
Ульяновской области» из закона была исключена фраза «при условии, что площадь
указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных
метров».
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой начала применения на
территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на
имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения является 1 января 2018 года.
Пунктом 9 статьи 378.2
Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется
уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий
(строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
Данный Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость, действовал на момент
принятии приказов № 192-пр, № 245-пр, 214-пр, 264-пр, то есть до 2024 года.
28 сентября 2023
года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение
о порядке определения вида фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. Данное
Положение применялось при определении перечня на 2024 год.
В соответствии с п.
1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического
использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее -
уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным
государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки».
Согласно п. 1.3
Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной
приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика).
Согласно разделу 2
Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает
информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах
местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и
организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.
Уполномоченный орган
по результатам анализа информации, представленной органами государственной
власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах
и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или
противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании,
назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней
таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.
В Приложении № 1 к
Положению – Методика определения вида фактического использования
зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых
налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, даны понятия:
«офис» - объект,
используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными
рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно
для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных
служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый
непосредственно для производства товаров,
«объект бытового
обслуживания» - объект, оснащенный специализированным оборудованием,
предназначенным и (или) фактически используемым для оказания услуг, относящихся
к видам экономической деятельности, включенным приказом Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 1471 «Об
утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической
деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов
экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной
классификационной группировки продукции (товаров и услуг) «Бытовые услуги» к
Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности
(ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» в собирательную классификационную группировку
видов экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.
2).
В ходе судебного
разбирательства установлено, что истец является собственником здания с
кадастровым номером ***, площадью 1376,5 кв.м, назначение – нежилое,
наименование – здание ***.
Здание расположено
на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного
использования – объекты дорожного сервиса с объектами по обслуживанию автомобилей.
Таким образом, вид
разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение
офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или)
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Возможность
включение здания и помещений в перечни на основании наименования здания
действующим законодательством не предусмотрена.
Документы
технического учета также не подтверждают, что разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) предусматривает размещение офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Изначально на
принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером *** был расположен
принадлежащий ему ангар с кадастровым номером ***, общей площадью 745,2 кв.м
(л.д. 60-61 т.1) и здание (ранее здание центрального теплового пункта) с
кадастровым (условным) номером ***, площадью 289,1 кв.м (л.д. 61 оборот т.1).
На основание
проектной документации на реконструкцию центрального теплового пункта под
здание *** (л.д. 63-70 т.1) и разрешения на строительство от *** года № ***,
выданного администрацией г.Ульяновска (л.д. 59-60 т.1), было возведено здание ***
площадью 1376,5 кв.м.
Здание *** с
кадастровым номером *** было введено в эксплуатацию на основании разрешения на
ввод в эксплуатацию от *** (на диске).
Технический план
здания, составленный по состоянию на 20 апреля 2016 года, не содержит сведений
о наименовании помещений в здании (л.д. 55-57 т.1).
С учетом
вышеизложенного, здание могло быть включено в перечни при установлении его
фактического использования (не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем до
включения здания в перечни его фактическое использование Министерством не
проверялось.
Наименование здания
- «***» не тождественно наименованию
«объект бытового обслуживания» и, как было указано выше, наименование объекта недвижимости не
предусмотрено законом в качестве основания для включения здания в перечни
объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
В ходе рассмотрения
дела Министерством был проведен осмотр здания с целью определения вида его
фактического использования.
Согласно акту
осмотра здания с кадастровым номером *** Министерство включило в расчет в
качестве офисов помещения № 15, 16, 17 на втором этаже здания, общей площадью
84,1 кв.м (что составляет 6,1% от общей площади здания), занимаемые сотрудниками ООО «***» - кабинеты директора,
бухгалтера и других сотрудников.
Также Министерство
включило в расчет помещение № 17, площадью 92 кв.м, где производится мойка
автомашин, и помещение № 19, площадью 576 кв.м, где производится техническое
обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств. Данные помещения
включены в расчет в качестве объектов бытового обслуживания. Доля площади
составляет 48,5% от общей площади всего здания. С учетом этого Министерство посчитало, что под офисы и
объекты бытового обслуживания в здании используется 54,6% от общей площади здания.
Суд не может
согласиться с указанными выводами Министерства.
Глава 30 НК РФ не
содержит понятия «объект бытового обслуживания». Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37,
Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав
потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,
услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с ГОСТ Р 57137-2016 «Бытовое
обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 года №
1356-ст, под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается
исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им
для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль
экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм
собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых
услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с
удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента
(заказчика) или группы клиентов, то есть потребности, связанной с проведением
ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению
предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных
с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа
человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой
среде обитания человека.
Следовательно,
объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с
учетом приведенных выше федеральных норм является такой объект недвижимости,
который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг,
предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей
гражданина.
В данном случае ООО
«***» производит техническое обслуживание и ремонт исключительно грузового
автотранспорта на основании договоров с юридическим лицами. Так, в материалы
дела представлены договоры ООО «***» на
техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: с ООО «***», основной вид
деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта (л.д. 205-222
т.1), с ООО «***», основной вид деятельности - деятельность автомобильного
грузового транспорта (л.д. 223-238 т.1), с
АО «***», основной вид деятельности - научные исследования и разработка
в области естественных и технических наук (л.д. 234-249 т.1, 1-27 т.2), с ООО «***»,
основной вид деятельности – сбор отходов (л.д. 28-47 т.2), с ООО «***» (ООО «***),
основной вид деятельности - торговля оптовая прочими строительными материалами
(л.д. 48-64 т.2), с ООО «***», основной вид деятельности – предоставление услуг
по перевозкам (л.д. 65-79 т.2), с ООО «***», основной вид деятельности –
производство молока (кроме сырого) и молочной продукции (л.д. 80-83, 102-116
т.2), с ООО «***», основной вид деятельности - производство прочих изделий из
гипса, бетона и цемента (л.д. 84-101 т.2),
с ООО «***», основной вид деятельности –
деятельность автомобильного грузового транспорта (л.д. 117-132 т.2).
При этом мойка машин
производится в рамках единого процесса оказания услуг по диагностике, техническому
обслуживанию и ремонту грузового автотранспорта вышеперечисленных юридических
лиц. Отдельно услуги по мойке автомашин физическим лицам не оказываются. Данный
факт подтверждается, в том числе, отсутствием в штате ООО «***» мойщиков
автомашин, а также отсутствием каких-либо рекламных вывесок на здании,
отсутствием стенда «Уголок потребителя» с расценками на услуги.
С учетом вышеизложенного, суд
приходит к выводу о том, что помещения №
17 и 19 не используются в целях оказания бытовых услуг.
Также не может
согласиться суд с включением в расчет помещений, используемых для размещения
сотрудников ООО «***», как офисных.
Использование
помещений под офис предполагает осуществление в них какой-либо самостоятельной деловой,
административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной
с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся
определенным этапом такой деятельности. В данном же случае в кабинетах здания с кадастровым номером *** располагается
административный персонал ООО «***», который обеспечивает осуществление
обществом основного вида его деятельности – техническое обслуживание и ремонт
грузового автотранспорта.
Учитывая
вышеизложенное, оснований для включения здания с кадастровым номером *** в
перечни, начиная с 2018 года и по 2024 год, не имелось.
В отношении
правомерности включения в перечни на 2022-2024 годы помещений с кадастровыми номерами
*** и ***, суд исходит из следующего.
В 2019 году здание с
кадастровым номером *** было разделено на 4 помещения: с кадастровым номером ***,
площадью 786,2 кв.м, с кадастровым номером ***, площадью 92 кв.м, с кадастровым
номером ***, общей площадью 20,1 кв.м, с кадастровым номером ***, общей площадью
407,3 кв.м.
Начиная с 2022 года,
помещения с кадастровыми номерами *** и *** включаются в перечни.
Как было указано
выше, помещение может быть включено в перечень при условии, что оно
располагается в здании административно-делового или торгового центра, либо само
помещение отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК
РФ.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что здание с кадастровым номером *** не является ни
административно-деловым, ни торговым центром. Таким образом, по данному
основанию помещения не могли быть включены в перечни на 2022-2024 годы.
Сами помещения также
не соответствуют критериям, установленным
ст. 378.2 НК РФ.
Помещение с
кадастровым номером ***, площадью 786,2 кв.м имеет назначение нежилое.
Помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 407,3
кв.м имеет назначение – нежилое, имущество общего пользования.
Документы
технического учета не подтверждают, что назначение, разрешенное использование
или наименование помещений предусматривает размещение офисов, торговых
объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Технический план помещений,
составленный кадастровым инженером ***. по состоянию на 23 декабря 2019 года,
не содержит классификации помещений по виду их использования (л.д. 71-80 т.1).
Вид фактического
использования помещений до включения их в перечни Министерством и проверялся.
Как следует из акта
обследования помещения с кадастровым номером ***, Министерство включило в расчет площадь в размере 84,1 кв.м (что составляет 20,6%
от общей площади всего помещения), как используемую в целях размещения офисов –
в кабинетах располагаются директор, бухгалтер и другие сотрудники ООО «***».
Из акта обследования
помещения с кадастровым номером *** следует, что Министерство включило в расчет площадь в размере 576 кв.м (что составляет
73,3% от общей площади всего помещения), как используемую в целях оказания
бытовых услуг – осуществляется техническое обслуживание и ремонт прочих
автотранспортных средств.
Выше изложены выводы
суда относительно фактического использования в целях, предусмотренных ст. 378.2
НК РФ, здания с кадастровым номером ***. Указанные выводы применимы и к
помещениям с кадастровыми номерами *** и ***, расположенными в указанном
здании.
Учитывая
вышеизложенное, оснований для включения помещений с кадастровыми номерами *** и
*** в перечни на 2022-2024 годы не имелось.
При таких
обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны
недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административный истец является плательщиком налога на имущество за период с
2018 по 2024 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок
действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений
приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца,
предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых
актов следует признать недействующими с момента их принятия.
На основании ст. 111
КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 2100
руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление Шевченко Игоря
Викторовича удовлетворить.
Признать
недействующими с момента принятия:
-
пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного
приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,
-
пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного
приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области № 167-ПОД от 27 ноября 2017 года,
-
пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного
приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр
от 27 ноября 2019 года,
-
пункт *** Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,
на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,
-
пункты *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,
-
пункты *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая
база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного
приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
№ 264-пр от 25 ноября 2022 года,
-
пункты *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год,
утвержденного приказом Министерства
имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Взыскать с Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в пользу Шевченко Игоря Викторовича расходы по госпошлине в сумме 2100 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
1 октября 2024 года.