Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периодов в стаж
Документ от 24.09.2024, опубликован на сайте 01.10.2024 под номером 114779, 2-я гражданская, о признании неправомерным отказ в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000694-50

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-4573/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                24 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карповой Натальи Петровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2024 года с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки по делу № 2-1213/2024, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Карповой Натальи Петровны к ОСФР по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, зачете периодов работы в льготный стаж педагогической деятельности, возложении обязанности засчитать и включить в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица периоды работы в льготный стаж педагогической деятельности, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Карповой Н.П., ее представителя Солнцевой Т.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Карпова Н.П. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, зачете периодов работы в льготный стаж педагогической деятельности, возложении обязанности засчитать и включить в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица периоды работы в льготный стаж педагогической деятельности, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления. В обоснование иска указала, что 12.07.2023 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.08.2023 № *** ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа, с чем она не согласна. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период её работы с 06.10.1997 по 14.09.2003 в должностях педагога дополнительного образования, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Просила признать решение ОСФР по Ульяновской области от 04.08.2023 № *** незаконным, засчитать периоды работы 06.10.1997 по 14.09.2003 в стаж педагогической деятельности, возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность засчитать и включить в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица периоды работы с 06.10.1997 по 14.09.2003 в стаж педагогической деятельности, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления - 12.07.2023.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Фаворит» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карпова Н.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда принято с нарушением норм материального права. Полагает, что суд первой инстанции, исследовав документы пенсионного дела К*** В.П., работающего на тех же должностях, в те же периоды, в той же организации, что и она, не принял во внимание решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10.12.2001 по его исковому заявлению к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации об оспаривании одного и тоже периода работы педагогом. По мнению автора жалобы, судом первой инстанции, неправильно истолкована пояснительная записка муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Фаворит» на запрос ОСФР по Ульяновской области от 14.08.2022 № ***. Обращает внимание, что в пояснительной записке указано, что ранее отчет работодателем в отношении Карповой Н.П. отправлен в правильной форме, работодателем соблюдены льготные условия труда. На каком основании ОСФР по Ульяновской области неоднократно в 2022-2023 годах корректировались сведения ее индивидуального лицевого счета, исправлялся льготный стаж на общие условия, судом первой инстанции не установлено.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.07.2023 Карпова Н.П., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 56 оборотная сторона -58).

Решением ответчика от 04.08.2023 № *** Карповой Н.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа (л.д. 51 оборотная сторона -54).

По расчету ответчика на дату обращения (12.07.2023) у Карповой Н.П. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 19 лет 9 месяцев 27 дней при требуемом не менее 25 лет.

В стаж, дающий прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны следующие периоды работы:

с 06.10.1997 по 14.09.2003 в должности педагога дополнительного образования;

с 07.10.2002 - заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

с 12.08.2003 - педагога дополнительного образования в ***, переименованном с 06.02.2001 в ***.

При этом, как усматривается из решения ответчика, оценка пенсионных прав истца производилась как по действующему Списку от 29.10.2002 № 781, так и с учетом последовательного применения пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы, а именно: за периоды работы: до 01.11.1999 – с учетом Списка от 06.09.1991 № 463; с 01.01.1999 по 31.12.2001 – с учетом Списка и Правил от 22.09.1999 № 1067; после 01.01.2002 – с учетом Списка и Правил от 29.10.2002 № 781.

Так, ответчиком было указано, что наименование должностей предусмотрено Списком от 29.10.2002 №781.

Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил от 29.10.2002 № 781 работа в должности заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом в учреждениях дополнительного образования детей засчитывается в педагогический стаж за периоды до 01.11.1999.

Наименование учреждения «Центр детско-юношеского туризма» не предусмотрено Списком от 29.10.2002 № 781.

С 06.02.2001 учреждение именуется муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция детского и юношеского туризма, наименование данного учреждения предусмотрено Списком от 29.10.2002 №781.

В соответствии с пунктом 12 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды работы, начиная с 01.01.2001, в учреждениях дополнительного образования (пункт 2 раздела «Наименование должностей» и пункт 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 №781), засчитываются в педагогический стаж при соблюдении одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. У Карповой Н.П. оба условия не выполняются.

При оценке пенсионных прав Карповой Н.П. с учетом последовательного применения пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы, ответчиком указано, что Списком от 06.09.1991 № 463 предусмотрены внешкольные учреждения, к которым согласно Приложению № 1 к приказу Гособразования СССР от 23.04.1990 №280 отнесен Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, наименование должности «педагог дополнительного образования» не предусмотрено Списком от 06.09.1991 № 463.

Списком от 22.09.1999 № 1067 предусмотрено наименование должности «педагог дополнительного образования», наименование учреждения «Центр детско-юношеского туризма» не предусмотрено, но предусмотрено наименование учреждения «Станция детско-юношеского туризма и экскурсий».

Согласно пункту 3 постановления от 22.09.1999 № 1067 периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка от 22.09.1999  № 1067, начиная с 01.01.2001, засчитываются в выслугу лет при соблюдении одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка от 22.09.1999 № 1067. У Карповой Н.П. оба условия не выполняются.

Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета сведения о стаже работы представлены страхователем за периоды с 01.04.1999 по 05.02.2001, с 22.05.2001 по 30.05.2001, с 04.06.2001 по 03.07.2001, с 01.01.2003 по 14.09.2003 общими условиями без указания кода выслуги лет; с 06.02.2001 по 14.03.2001 – с указанием выслуги лет ЗП80ПД и с указанием дополнительных сведений – 0,67 ставки.

Карпова Н.П., полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 - для учета деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 - для учета деятельности, имевшей место за период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01.01.2002, либо за весь период трудовой деятельности.

При этом Списки от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 №781 применяются в точном соответствии и взаимосвязи. Расширенное толкование наименований должностей или учреждений, их типовой и видовой принадлежности не допускается.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Списком от 06.09.1991 № 463 предусмотрены внешкольные учреждения, к которым согласно приложению № 1 к Приказу Гособразования СССР от 23.04.1990 №280 отнесен ***, вместе с тем, должность педагога дополнительного образования данным Списком не предусмотрена; Списком от 22.09.1999 № 1067 предусмотрено наименование должности педагога дополнительного образования, однако не предусмотрено наименование учреждения - ***, при том, что наименование учреждения Центр детско-юношеского туризма не предусмотрено Списком от 29.10.2002 № 781.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка (педагог дополнительного образования), в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка (учреждения дополнительного образования для детей), за периоды начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 также устанавливалось, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» (педагог дополнительного образования) и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» (учреждения дополнительного образования для детей) Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 01.01.2001 засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 «Наименование должностей» Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления.

Поскольку у Карповой Н.П. не выполнены условия, предусмотренные приведенными выше пунктом 12 Правил от 29.10.2008 № 781 и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, - по состоянию на 01.01.2001 наличие педагогического стажа не менее 16 лет 8 месяцев у истца отсутствует, период работы педагогом дополнительного образования с 01.11.1999 по 31.12.2000 происходил в учреждении, не поименованном Списками №1067 и 781, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Также судом обоснованно учтено, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета сведения о стаже работы представлены страхователем за период с 01.04.1999 по 05.02.2001, с 22.05.2001 по 30.05.2001, с 04.06.2001 по 03.07.2001, с 01.01.2003 по 14.09.2003 общими условиями без указания кода выслуги лет; с 06.02.2001 по 14.03.2001 – с указанием выслуги лет ЗП80ПД и с указанием дополнительных сведений – 0,67 ставки.

Доводы Карповой Н.П. о тождественности учреждений – *** и *** - основаны на расширительном толковании правовых норм, действовавших в спорные периоды, и не могут быть признаны обоснованными.

Доводы жалобы о необоснованной корректировке ответчиком сведений на индивидуальном лицевом счете Карповой Н.П. не могут быть приняты во внимание и служить основанием для удовлетворения иска, поскольку спорные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

На основании сведений на индивидуальном лицевом счете Карповой Н.П., которые были скорректированы, пенсия истцу не назначалась, а в обязанности ответчика в силу закона входит проверка представленных документов и сведений при рассмотрении вопроса о праве гражданина на пенсию.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2024 года                с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Карповой Натальи Петровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.09.2024.