УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0014-01-2023-000340-19
Судья Довженко Т.В.
Дело № 33-4632/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Николаевского районного суда
Ульяновской области от 2 июля 2024 года по делу № 2-1-147/2024, по которому
постановлено:
Исковые требования Ковальчук Натальи Николаевны к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Ковальчук
Наталье Николаевне, *** года рождения, страховую пенсию по старости на
основании пункта 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» с момента возникновения права – с 09.07.2023.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Ковальчук Н.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о назначении досрочной страховой
пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 28.06.2023 обратилась к ответчику с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от
14.08.2023 № *** ей отказано в
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1
статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
связи с отсутствием факта рождения и воспитания детей *** года рождения, и ***
года рождения, на территории Российской Федерации (РСФСР) и отсутствием
требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 25,8, с чем она
не согласна. Положения пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержат условия о том, что дети
должны быть рождены и воспитаны на территории Российской Федерации. Она
является гражданином Российской Федерации, рождена в ***. В Республику
Туркменистан выехала в связи с необходимостью обучения, после учебы была направлена
по месту работы. После распада СССР и образования Российской Федерации выехала
по месту своего рождения и постоянного проживания в с***. Все ее дети имеют
гражданство Российской Федерации, проживали с ней, росли и воспитывались до 8
лет на территории Российской Федерации. Кроме того, считает, что ответчиком
неверно рассчитан индивидуальный пенсионный коэффициент, поскольку не были
учтены периоды её ухода за детьми - К*** И.В., *** года рождения, и К*** А.В., ***
года рождения. Просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области включить в её
страховой стаж период ухода за детьми - К*** И.В., *** года рождения, К***
А.В., *** года рождения, и назначить ей страховую пенсию по старости.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы
указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и
процессуального права. Обращает внимание, что договор в области пенсионного
обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Туркменистан,
действовавший в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан –
участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 утратил силу с
01.01.2023. В этой связи гражданам, прибывшим на постоянное место жительство в
Российскую Федерацию из Республики Туркменистан, страховая пенсия
устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации. Для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе
досрочную страховую пенсию по старости, в страховой (общий трудовой) стаж
включаются периоды работы в СССР до 01.01.1991 независимо от уплаты страховых
взносов. Периоды работы, имевшие место на территории Республики Туркменистан
после 01.01.1991, в страховой (общий трудовой) стаж не могут быть включены,
поскольку за эти периоды не уплачивались страховые взносы в Социальный Фонд
Российской Федерации. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица Ковальчук Н.Н. зарегистрирована в системе обязательного
пенсионного страхования 30.01.2003. При определении права на страховую пенсию
по старости учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории СССР и
Российской Федерации. Периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до
достижении им возраста полутора лет, имевшие место на территории Республики
Туркменистан, включаются только до распада СССР (до 01.12.1991). Вопрос об
отнесении периода воспитания ребенка до 8 лет решается в зависимости от места
его осуществления. При этом местом осуществления воспитания считается место
рождения ребенка. Обращает внимание, что дети *** года рождения, и *** года
рождения, были рождены и воспитаны до 8-летнего возраста на территории
Республики Туркменистан. Следовательно, они не могут быть учтены для
определения права на пенсию, поскольку периоды ухода за детьми, рожденными в
Республике Туркменистан, могут быть засчитаны только до 01.12.1991, в связи с
отсутствием договора в области пенсионного обеспечения между Российской
Федерацией и Республикой Туркменистан. Просит учесть, что индивидуальный
пенсионный коэффициент Ковальчук Н.Н. рассчитан на основании стажа, с учетом
замены периода работы на нестраховые периоды по уходу за ребенком *** года
рождения, на 01.01.2002 – 8 лет 1 месяц 27 дней (соотношение к требуемому стажу
20 лет – 0,40791667), суммы страховых взносов на 31.12.2014 – 31 594,22 руб.,
суммы индивидуального пенсионного коэффициента, учтенной на индивидуальном
лицевом счете за период работы, имевшей место после 01.01.2015 – 3,244, и суммы
индивидуального пенсионного коэффициента за период ухода за ребенком до 1,5 лет
(19.11.1999 года рождения) - 2,7. На основании имеющейся суммы страховых
взносов, и суммы коэффициентов за нестраховые периоды величина индивидуального
пенсионного коэффициента Ковальчук Н.Н. составила – 16,585 (требуемая 25,8).
Таким образом, Ковальчук Н.Н. не имеет права на назначение страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 1.2 частью 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого числа
детей, рожденных и воспитанных на территории Российской Федерации и требуемой
величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Ковальчук Н.Н. является матерью троих детей: К*** И*** В***, *** года рождения,
К*** А*** В***, *** года рождения, К*** И*** В***, *** года рождения (том 1,
л.д. 8-10).
28.06.2023
Ковальчук Н.Н., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по
старости на основании пункта 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том 1, л.д. 42-44).
Решением ответчика от 14.08.2023 № *** Ковальчук Н.Н. отказано в назначении страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием факта рождения
и воспитания детей 10.05.1991 и 22.05.1992 годов рождения, на территории
Российской Федерации (РСФСР) и отсутствием требуемой величины индивидуального
пенсионного коэффициента - 25,8. Рекомендовано обратиться за назначением
страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по
достижении возраста 60 лет. Также рекомендовано выбрать приемлемый вариант для
увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для
установления страховой пенсии по старости: осуществление работы и (или)
деятельности, при условии, что за эти периоды будут начисляться и уплачиваться
страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской
Федерации и подтвержденные на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета; осуществление ухода за инвалидом 1 группы,
ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет (том 1, л.д. 40-42).
Ковальчук Н.Н., полагая отказ в назначении пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста незаконным, обратилась в суд с
настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской
Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ),
если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного
договора Российской Федерации.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости
имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с
частью 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с
01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых
пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в
части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно статье 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и
заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002. С 01.01.2002
на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное
лицо.
Страховой стаж -
учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная
продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые
начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (часть 2
статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с
частью 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ нормы Федерального закона от
17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие
исчисление размера трудовых пенсий, подлежат применению с 01.01.2015 в целях
определения размера страховых пенсий. При осуществлении трудовой деятельности
до 2015 года, сформированные пенсионные права граждан фиксируются, сохраняются
и гарантированно исполняются, а также производится их конвертация в
индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы).
В соответствии с частями
1, 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа
периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или
соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами).
При подсчете
страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3
части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с
периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11
данного Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за
каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в
общей сложности.
В силу пункта 1.2
части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30, в том числе женщинам, родившим трех детей и
воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет,
если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Таким образом,
условиями назначения такой пенсии является факт рождения у женщины трех детей и
воспитания их до достижения возраста 8 лет, в совокупности с условиями
достижения возраста 57 лет, страхового стажа 15 лет.
Перечень необходимых
для назначения пенсии документов утвержден приказом Минтруда Российской
Федерации от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых
для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера
фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления
пенсии по государственному пенсионному обеспечению», согласно пункту 12 (в)
которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями
30 - 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к
документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного перечня, необходимы
документы (сведения) о рождении ребенка (детей) (пункты 1, 1.1, 1.2 и 2 части 1
статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Установив, что
требуемые документы ОСФР по Ульяновской области Ковальчук Н.Н. были представлены, факт рождения у
истца троих детей подтвержден материалами дела, истец имеет необходимую
величину ИПК и продолжительность страхового стажа, суд первой инстанции пришел
к верному выводу об удовлетворении иска.
Вопреки доводам
ответчика, требований о рождении и воспитании трех детей до достижения ими
возраста 8 лет именно на территории Российской Федерации пункт 1.2 части 1
статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ не устанавливает.
Доводы жалобы о
денонсировании с 01.01.2023 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств -
участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного
обеспечения» от 13.03.1992, а также на отсутствие договора между Республикой
Туркменистан и Российской Федерации в области пенсионного и социального
обеспечения, выводы суда не опровергают.
Соглашение «О
гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения» применялось лишь к вопросам учета
стажа в целях определения размера пенсии и не охватывало другие элементы
социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии.
Иного договора между
Российской Федерацией и Республикой Туркменистан о сотрудничестве в области
пенсионного обеспечения не заключалось.
Утверждения ответчика об отсутствии у Ковальчук Н.Н.
требуемой величины ИПК были предметом проверки суда первой инстанции.
Согласно ответу ОСФР по Ульяновской области на запрос суда
размер ИПК у Ковальчук Н.Н. с учетом детей, рожденных в *** и *** годах
составит 30,085 (8,1 за третьего ребенка) (том 1, л.д. 117).
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
27.09.2024.