Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении экологических нарушений на территории полигона ТБО
Документ от 24.09.2024, опубликован на сайте 27.09.2024 под номером 114776, 2-я гражданская, о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-02-2024-000065-78

 

Судья Дементьева Н.В.                                                                  Дело №33а-4157/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    24 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А., 

судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УЮТ» на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2024 года по делу №2-2-65/2024, которым постановлено:

иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «УЮТ» (ОГРН 1087313000752, ИНН 730800677061) в срок до 15.05.2024 провести мероприятия, направленные на устройство контрольных скважин на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в административной границе СПК «Коромысловский» вблизи автодороги Кузоватово - Студенец - граница Самарской области в соответствии с требованиями п. 254 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических мероприятий» и направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Ульяновской области документы, подтверждающие исполнение.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УЮТ» (ОГРН 1087313000752, ИНН 730800677061) в доход МО «Кузоватовский район» государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к ООО «УЮТ» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований на территории полигона ТБО.

В обоснование требований административный истец указал, что ООО «УЮТ» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов IV класса опасности. Фактическое место осуществления деятельности - полигон ТБО, расположенный по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, административная граница СПК «Коромысловский», вблизи автодороги Кузоватово - Студенец - граница Самарской области.

В ходе проведения плановой выездной поверки сотрудниками ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе 21.10.2021 было установлено, что на вышеуказанном полигоне ТБО административный ответчик допустил несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, а именно: в нарушение СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3), в нарушение п. 229 СанПиН 2.1.3684-21 в ООО «УЮТ» не разработан проект санитарно-защитной зоны, в нарушение п. 254 СанПиН 2.1.3684-21 контрольные скважины заилены, не устроены, не функционируют, в нарушение п. 264 СанПиН 2.1.3684-21 на выезде с территории полигона отсутствует дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес с автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств, в нарушение п. 265 СанПиН 2.1.3684-21 по разработанной программе производственного контроля не проводятся лабораторные исследования грунтовых и поверхностных водных объектов.

С учетом выявленных нарушений на основании постановления Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23.12.2021 по делу        № 5-1424/2021 ООО «УЮТ» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ в виде штрафа в доход государства в размере 125 000 руб. На протяжении 2022-2023 годов Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области административному ответчику неоднократно выдавались письменные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований СанПин, однако до настоящего времени данные предписания не исполнены в полном объеме.

Административный истец просил обязать ООО «УЮТ» в срок до 15.05.2024 провести мероприятия, направленные на устройство контрольных скважин на территории полигона ТБО, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в административной границе СПК «Коромысловский» вблизи автодороги Кузоватово - Студенец - граница Самарской области, в соответствии с требованиями п. 254 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» и направить в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области документы, подтверждающие исполнение.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «УЮТ» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Указывает, что судом не принято во внимание, что 26.02.2024 между ООО «УЮТ» и ООО «Поволжская буровая компания» заключен договор №26-02/24 на выполнение работ по бурению 2 наблюдательных скважин глубиной 30м каждая в р.п.Кузоватово Ульяновской области и оформление паспортов этих скважин. Срок выполнения работ определен в 70 рабочих дней с момента поступления предоплаты и предоставления доступа на объект.

Считает недостаточным установленный судом срок для выполнения работ до 15.05.2024, поскольку технически исполнить решение в указанный срок невозможно.

Определением от 02.08.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Заинтересованными лицами по делу являются МУ администрация МО «Кузоватовский район» Ульяновской области и МУ администрация МО «Коромысловское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и другие.

Согласно ст.ст. 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

Как установлено судом, ООО «УЮТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.11.2008 (ОГРН 1087313000752, ИНН 730800677061) по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п. Кузоватово, ул. Советская, д. 68А, Одним из видов деятельности общества является сбор, обработка и утилизация отходов (том 1 л.д. 44, 45).

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности административный ответчик осуществляет на основании лицензии № *** от 30.09.2014, выданной Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (том 1 л.д. 46).

Фактическое место осуществления деятельности - полигон твердых бытовых отходов (ТБО), расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в административной границе СПК «Коромысловский» вблизи автодороги Кузоватово – Студенец - граница Самарской области.

Установив длительное неисполнение ООО «УЮТ» требований контролирующих органов о соблюдении санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в административной границе СПК «Коромысловский» вблизи автодороги Кузоватово - Студенец - граница Самарской области, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по устранению данных нарушений путем проведения мероприятий, направленных на устройство контрольных скважин на территории полигона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, в административной границе СПК «Коромысловский» вблизи автодороги Кузоватово - Студенец - граница Самарской области, в соответствии с требованиями п. 254 СанПин 2.1.3684-21.

Довод в апелляционной жалобе о том, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что 26.02.2024 между ООО «УЮТ» и ООО «Поволжская буровая компания» заключен договор №26-02/24 на бурение двух наблюдательных скважин глубиной 30м каждая в р.п.Кузоватово Ульяновской области и оформление паспортов этих скважин, на выполнение работ по которому требуется 70 дней, не опровергает правильность принятого по делу решения.

Кроме того, сведений о заключении данного договора и его исполнении административным ответчиком в суд представлено не было.

Ссылка в жалобе на недостаточность установленного судом срока для проведения мероприятий по устройству контрольных скважин на территории полигона до 15.05.2024 заслуживает внимание.

Поскольку для исполнения обязанности по устройству контрольных скважин на территории полигона ТБО, которые необходимы для проведения мониторинга за состоянием поземных вод, требуется проведение работ по закладке скважин специализированной организацией, с учетом доводов административного истца о том, что срок выполнения работ определен договором равным 70 дням, а также того обстоятельства, что оспариваемое решение суда вступает в законную силу после апелляционного обжалования, судебная коллегия считает необходимым изменить установленный судом срок исполнения решения, установив его равным трем месяцам после вступления решения суда в законную силу. Данный срок судебная коллегия находит разумным и достаточным.

В остальной части решение суда является правильным, основано на полной и объективной оценке исследованных доказательств, надлежащем применении норм права, регулирующих спорные правоотношения и изменению либо отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2024 года изменить в части указания срока проведения мероприятий, направленных на устройство контрольных скважин на территории твердых коммунальных отходов, установив данный срок равным трем месяцам с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УЮТ»  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2024.