У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0011-02-2024-000148-41
Судья Мерзляков К.В. Дело № 33а-4107/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской
области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2024
года по делу № 2а-2-127/2024, по которому постановлено:
административные исковые
требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, в интересах
неопределенного круга лиц, о возложении обязанности принять меры по ликвидации
несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов удовлетворить частично.
Обязать муниципальное учреждение
администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской
области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых
отходов, расположенных: с. Беклемишево Вешкаймского района Ульяновской области
в 1000 м. южнее ул. Совхозная (географические координаты ***), с. Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской
области в 500 м. восточнее ул.
Луговой (географические координаты ***), в течение одного года со дня
вступления решения суда в законную силу.
Обязать Сельскохозяйственный
производственный кооператив (колхоз) имени Калинина (ИНН ***) принять меры по
ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на
земельном участке с кадастровым номером *** в с. Ермоловка в 400 м.
юго-восточнее ул. Центральная (географические координаты ***), в течение одного
года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении
административных исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской
области к муниципальному учреждению администрация муниципального образования
«Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному
учреждению администрация муниципального образования «Стемасское сельское
поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению
администрация муниципального образования «Ермоловское сельское поселение»
Вешкаймского района Ульяновской области, Межрегиональному территориальному
управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
республике Татарстан и Ульяновской области отказать.
Заслушав
доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Тимофеева М.С.,
полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Вешкаймского района
Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному
учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район»
Ульяновской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в республике Татарстан и
Ульяновской области, Сельскохозяйственному производственному кооперативу
(колхоз) имени Калинина о возложении обязанности принять меры по ликвидации
несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований указал,
что проведенной на территории Вешкаймского района Ульяновской области проверкой
выявлены 5 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на
территории Вешкаймского района Ульяновской области, а именно:
- с. Ермоловка в 400 м.
юго-восточнее ул. Центральная (географические координаты ***),
- с. Беклемишево в 1000 м. южнее
ул. Совхозная (географические координаты ***),
- с. Бекетовка в 500 м.
восточнее ул. Луговой (географические координаты ***),
- р.п. Чуфарово южнее дома № 5
по ул. Полевая (географические координаты ***).
Земельный участок, на котором
имеется свалка твердых бытовых отходов, расположенный в с. Ермоловка
Вешкаймского района Ульяновской области, принадлежит на праве собственности СПК
Колхоз им. Калинина. Остальные земельные участки, на которых расположены свалки
твердых бытовых отходов, расположены на земельных участках, относящихся к
категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В летний период времени на
телефон единой дежурной диспетчерской службы, на номер 112 поступают
многочисленные звонки жителей Вешкаймского района в части возгорания
несанкционированных свалок бытовых отходов, что также свидетельствует о
непринятии мер к предупреждению фактов возникновения пожаров на территории
Вешкаймского района.
Указанное свидетельствует о
непринятии ответчиками мер по обеспечению безопасности здоровья человека и
среды обитания и свидетельствуют о том, что ответчиками не соблюдаются
требования действующего законодательства, что является недопустимым и влечет за
собой нарушения прав граждан.
В этой связи прокурор просил
возложить на ответчиков обязанность в течение 1 года со дня вступления решения
суда в законную силу принять меры по ликвидации вышеуказанных несанкционированных
свалок твердых коммунальных отходов.
Судом к участию в деле в качестве административных
ответчиков привлечены «Ермоловское сельское поселение», «Бекетовское
сельское поселение», «Стемасское сельское поселение» Вешкаймского района
Ульяновской области.
Определением
суда от 30.05.2024 производство по административному делу по административному
иску прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах
неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике
Татарстан и Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации
муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района
Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации
несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в р.п.
Чуфарово южнее дома № 5 по ул. Полевая (географические координаты ***),
прекращено в этой части в связи с наличием вступившего в законную силу решения
суда по тому же спору между теми же сторонами.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской
области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении
требований прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованную
ссылку суда на ч.4 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах
производства и потребления», поскольку в данной норме указаны полномочия по
обращению с твердыми коммунальными отходами органов местного самоуправления
городских округов, к которым администрация не относится.
Полагает, что в
нарушение Постановления Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П в
резолютивной части обжалуемого решения в отношении администрации не указаны
условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части
данного постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из
обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета
или бюджета Ульяновской области. Обращает внимание на непривлечение к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц Министерства финансов РФ и Министерства
финансов Ульяновской области. Указывает, что исполнить решение суда за счет
средств муниципального бюджета не представляется возможным ввиду тяжелого
финансового положения.
В судебное заседание
кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами,
изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной
жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о
наличии оснований к отмене принятого по делу решения в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и
обоснованным.
В силу п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат
безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях
лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в
апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм
материального права или норм процессуального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего
административного дела.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального
закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает
накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов,
соответствующих требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации.
Территории, используемые, но не
предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа
30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с
отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России
от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются
несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8
ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель,
производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы
местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели,
ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Земельным кодексом
Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся
собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране
земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение
земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый
и восьмой статьи 42).
Удовлетворяя
иск прокурора в части и возлагая обязанность на
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) имени
Калинина принять меры по ликвидации
несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном
участке с кадастровым номером *** в с. Ермоловка в 400 м. юго-восточнее ул.
Центральная (географические координаты ***, ***), суд первой инстанции исходил
из того, что указанный административный ответчик является арендатором
земельного участка.
Между
тем, как следует из материалов дела, собственником указанного земельного
участка является ***., и данный факт судом оставлен без внимания, договор
аренды, заключенный с СПК (колхоз) им. Калинина судом не истребовался и не
исследовался на предмет обязанности по содержанию земельного участка в
надлежащем виде. Собственник земельного участка *** к участию в деле в качестве
административного ответчика не привлекался. Между тем, предъявленные прокурором
требования безусловно затрагивают права и интересы указанного лица.
Так как судом при рассмотрении дела нарушены положения п.4
ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с
направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить указанные
нарушения, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика ***,
исследовать положения договора аренды, установить правоотношения между *** и
СПК (колхоз) им. Калинина по настоящему спору, дать оценку доводам
администрации Вешкаймского района о применении в споре Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П на предмет финансирования
мероприятий по ликвидации свалок, и принять законное и обоснованное решение в
соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майнского районного суда Ульяновской области от 30
мая 2024 года отменить,
направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 25.09.2024.