УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0018-01-2024-000068-57
Судья Николаева Н.М.
Дело № 33-4051/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 17 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Леоновой Татьяны Валентиновны на решение Радищевского районного суда
Ульяновской области от 30 мая 2024 года по делу № 2-1-64/2024, по которому
постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Леоновой Татьяны Валентиновны (паспорт серии *** № *** выдан ***) к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ИНН 7325000479 ОГРН 1027301162580) о признании решения № *** от
27.07.2022 незаконным, включении периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012,
01.05.2012 по 29.04.2015, льготного исчисления периода с 01.01.2020 по
30.09.2020 в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости с
27.04.2022, отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Леонова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об
отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, включении периодов в специальный стаж, назначении
досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что
27.04.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 № *** ей
отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, с чем она не
согласна. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, не засчитаны периоды её работы: с 06.03.2010 по 30.04.2012
в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки; с
01.05.2012 по 29.04.2015 - в качестве старшего фельдшера скорой медицинской
помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 - работа в условиях пандемии засчитана в
календарном порядке, а не в льготном (один день работы за два дня). В
соответствии с приказом от 06.03.2010 № 38 в период с 06.03.2010 по 30.04.2012
она действительно была оформлена старшим фельдшером скорой медицинской помощи
на 0,75 ставки в ***, но фактически была занята на полную рабочую ставку и
получала за отработанные часы денежные средства. В марте, апреле, мае, июне
2010 года на период отпуска она работала медицинской сестрой в хирургическом
отделении. В 2011 году замещала палатную медицинскую сестру хирургического
отделения согласно соответствующим приказам. На основании приказа от 28.04.2012
№ *** в период с 01.05.2012 по 29.04.2015 она была переведена на 1,0 ставку
старшего фельдшера скорой медицинской помощи с оплатой труда согласно штатному
расписанию. В период с 01.01.2020 по 30.09.2020 работала в условиях пандемии.
Просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 №
93050/22 незаконным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости, периоды работы с 06.03.2010 по 30.04.2012 в
должности старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки, с учетом
работы по совместительству; с 01.05.2012 по 29.04.2015 - в должности старшего
фельдшера скорой медицинской помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 – в льготном
исчислении из расчета один день за два дня работы; обязать ОСФР по Ульяновской
области назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее
назначением, с 27.04.2022.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ
«Радищевская РБ» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Леонова Т.В. просит решение суда
отменить в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении
периода работы с 01.01.2020 по 30.09.2020. В обоснование жалобы указывает, что период её
работы с 01.04.2020 по 30.09.2020 подлежит включению в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение пенсии по старости, из расчета 1 день работы за 2
дня. Обращает внимание, что в сведениях о корректировке периодов работы
застрахованного лица, предоставленных *** в пенсионный орган для ведения
индивидуального учета от 18.06.2024, в графе «Основание» указан код «Вирус» за
периоды работы с 01.04.2020 по 08.09.2020, с 15.09.2020 по 30.09.2020.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
27.04.2022 Леонова Т.В., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на
основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (т. 2, л.д. 18-20).
Решением ответчика от 27.07.2022 № *** Леоновой Т.В.
отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием
требуемого стажа на соответствующих видах работ (т. 2, л.д. 12 оборотная сторона-15).
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны следующие
периоды работы:
- с 10.05.1996 по 15.11.1997; с 01.01.2002 по 29.06.2003 -
отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора, трех лет (дата
рождения детей ***, ***) в период работы в должности помощника врача
эпидемиолога ***, так как данные отпуска имели место после 06.10.1992;
- с 06.03.2010 по 29.04.2015 - в качестве старшего фельдшера
скорой медицинской помощи на 0,75 ставки *** в связи с невыполнением нормы
рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Период работы истца с 30.04.2015 по 26.04.2022 в качестве
медицинской сестры, медицинской сестры палатной хирургического отделения,
фельдшера в отделении скорой медицинской помощи *** включен в специальный стаж
в календарном исчислении.
Леонова Т.В., полагая незаконным отказ в зачете в
специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по
старости, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и
оценки собранных по делу доказательств не усмотрел оснований для удовлетворения
иска.
Вывод суда по существу спора мотивирован, оснований не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Решение суда в части отказа во включении в специальный стаж
Леоновой Т.В. периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012, с 01.05.2012 по
29.04.2015 лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем в силу
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено,
что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8
данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста с применением положений части 1.1
данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением
правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа
на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в
соответствии со статьей 30
Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1):
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №
1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения
пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001;
Список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев
четвертого и пятого пункта
2 указанного постановления, - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.
Пунктом
3 названного выше постановления Правительства Российской Федерации 16.07.2014 № 665 также установлено,
что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии со статьями 30
и 31
Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
При
этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах
«м» и «н» пункта 1
названного постановления, применяются: Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;
постановления
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет» и от 06.09.1991 № 464
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления
периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по
31.10.1999 включительно;
Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», -
для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
Пунктом
1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191 «О
порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи
30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам,
оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19» установлено, что периоды работы
медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных
подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией
COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются
в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктами 1,
2
и 20 части 1
статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в следующем
порядке: день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе
специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной
пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для
лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а
также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня.
Факт
работы истца в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в должности и в учреждении,
предусмотренных соответствующим Списком от 29.10.2002 № 781, ответчиком не
оспаривался.
Из
документов, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что
10.09.2024 на основании сведений работодателя ОСФР по Ульяновской области
информация на индивидуальном лицевом счете Леоновой Т.В. была скорректирована,
период работы истца в *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 отражен с кодом «КОВИД».
10.09.2024
ОСФР по Ульяновской области вынесено решение об обнаружении ошибки в решениях
от 27.07.2022 № *** и от 06.05.2024, необходимости исчисления стажа Леоновой
Т.В. как работы с «ковидными больными».
Решением
ответчика от 10.09.2024 период работы Леоновой Т.В. в должности фельдшера в
отделении скорой медицинской помощи *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 засчитан в
стаж в льготном исчислении (2 дня за 1 день работы) в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191.
Этим
же решением Леоновой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи
с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком
указано, что на дату обращения (27.04.2022) у Леоновой Т.В. имеется требуемая
величина индивидуального пенсионного коэффициента; продолжительность
специального стажа составила 24 года 5 месяцев 16 дней (при требуемом не менее
25 лет).
Требуемый
стаж 25 лет истцом был выработан 11.11.2022, в связи с чем срок назначения страховой
пенсии у Леоновой Т.В. наступит 11.11.2026 (11.11.2022+48 месяцев).
Поскольку
в настоящее время ответчиком включен в специальный стаж истца в льготном
исчислении период ее работы с 18.03.2020 по 30.09.2020, оснований для
возложения на ответчика обязанности по повторному включению в стаж этого
периода не имеется.
Оснований
для зачета в льготном исчислении в специальный стаж истца периода работы с
01.01.2020 по 17.03.2020, на чем настаивала Леонова Т.В., также не имеется,
поскольку в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) режим повышенной готовности был введен Указом Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 с 18.03.2020.
Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции ***,
также не усматривается участие Леоновой Т.В. в оказании медицинской помощи
больным с новой коронавирусной инфекцией в период с января по март 2020 года,
выплаты за работу с больными коронавирусной инфекцией истец также начала
получать с апреля 2020 года.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения
и назначения Леоновой Т.В. досрочной страховой пенсии по старости в
соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» с 27.04.2022 не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Радищевского районного суда Ульяновской области от
30 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леоновой
Татьяны Валентиновны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.09.2024.