Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении пенсии
Документ от 17.09.2024, опубликован на сайте 24.09.2024 под номером 114669, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0018-01-2024-000068-57

Судья Николаева Н.М.                                                                         Дело № 33-4051/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   17 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Леоновой Татьяны Валентиновны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года по делу № 2-1-64/2024, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Леоновой Татьяны Валентиновны (паспорт серии *** № *** выдан ***) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479 ОГРН 1027301162580) о признании решения № *** от 27.07.2022 незаконным, включении периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012, 01.05.2012 по 29.04.2015, льготного исчисления периода с 01.01.2020 по 30.09.2020 в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости с 27.04.2022, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Леонова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 27.04.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 № *** ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, с чем она не согласна. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды её работы: с 06.03.2010 по 30.04.2012 в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки; с 01.05.2012 по 29.04.2015 - в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 - работа в условиях пандемии засчитана в календарном порядке, а не в льготном (один день работы за два дня). В соответствии с приказом от 06.03.2010 № 38 в период с 06.03.2010 по 30.04.2012 она действительно была оформлена старшим фельдшером скорой медицинской помощи на 0,75 ставки в ***, но фактически была занята на полную рабочую ставку и получала за отработанные часы денежные средства. В марте, апреле, мае, июне 2010 года на период отпуска она работала медицинской сестрой в хирургическом отделении. В 2011 году замещала палатную медицинскую сестру хирургического отделения согласно соответствующим приказам. На основании приказа от 28.04.2012 № *** в период с 01.05.2012 по 29.04.2015 она была переведена на 1,0 ставку старшего фельдшера скорой медицинской помощи с оплатой труда согласно штатному расписанию. В период с 01.01.2020 по 30.09.2020 работала в условиях пандемии. Просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 № 93050/22 незаконным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 06.03.2010 по 30.04.2012 в должности старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки, с учетом работы по совместительству; с 01.05.2012 по 29.04.2015 - в должности старшего фельдшера скорой медицинской помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 – в льготном исчислении из расчета один день за два дня работы; обязать ОСФР по Ульяновской области назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее назначением, с 27.04.2022.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Радищевская РБ» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Леонова Т.В. просит решение суда отменить в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 01.01.2020 по 30.09.2020. В обоснование жалобы указывает, что период её работы с 01.04.2020 по 30.09.2020 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, из расчета 1 день работы за 2 дня. Обращает внимание, что в сведениях о корректировке периодов работы застрахованного лица, предоставленных *** в пенсионный орган для ведения индивидуального учета от 18.06.2024, в графе «Основание» указан код «Вирус» за периоды работы с 01.04.2020 по 08.09.2020, с 15.09.2020 по 30.09.2020.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.04.2022 Леонова Т.В., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 2, л.д. 18-20).

Решением ответчика от 27.07.2022 № *** Леоновой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (т. 2, л.д. 12 оборотная сторона-15).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны следующие периоды работы:

- с 10.05.1996 по 15.11.1997; с 01.01.2002 по 29.06.2003 - отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора, трех лет (дата рождения детей ***, ***) в период работы в должности помощника врача эпидемиолога ***, так как данные отпуска имели место после 06.10.1992;

- с 06.03.2010 по 29.04.2015 - в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки *** в связи с невыполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Период работы истца с 30.04.2015 по 26.04.2022 в качестве медицинской сестры, медицинской сестры палатной хирургического отделения, фельдшера в отделении скорой медицинской помощи *** включен в специальный стаж в календарном исчислении.

Леонова Т.В., полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда по существу спора мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Решение суда в части отказа во включении в специальный стаж Леоновой Т.В. периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012, с 01.05.2012 по 29.04.2015 лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1):

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Пунктом 3 названного выше постановления Правительства Российской  Федерации 16.07.2014 № 665 также установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 названного постановления, применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;

постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191 «О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19» установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в следующем порядке: день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня.

Факт работы истца в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в должности и в учреждении, предусмотренных соответствующим Списком от 29.10.2002 № 781, ответчиком не оспаривался.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что 10.09.2024 на основании сведений работодателя ОСФР по Ульяновской области информация на индивидуальном лицевом счете Леоновой Т.В. была скорректирована, период работы истца в *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 отражен с кодом «КОВИД».

10.09.2024 ОСФР по Ульяновской области вынесено решение об обнаружении ошибки в решениях от 27.07.2022 № *** и от 06.05.2024, необходимости исчисления стажа Леоновой Т.В. как работы с «ковидными больными».

Решением ответчика от 10.09.2024 период работы Леоновой Т.В. в должности фельдшера в отделении скорой медицинской помощи *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 засчитан в стаж в льготном исчислении (2 дня за 1 день работы) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191.

Этим же решением Леоновой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Ответчиком указано, что на дату обращения (27.04.2022) у Леоновой Т.В. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента; продолжительность специального стажа составила 24 года 5 месяцев 16 дней (при требуемом не менее 25 лет).

Требуемый стаж 25 лет истцом был выработан 11.11.2022, в связи с чем срок назначения страховой пенсии у Леоновой Т.В. наступит 11.11.2026 (11.11.2022+48 месяцев).

Поскольку в настоящее время ответчиком включен в специальный стаж истца в льготном исчислении период ее работы с 18.03.2020 по 30.09.2020, оснований для возложения на ответчика обязанности по повторному включению в стаж этого периода не имеется.

Оснований для зачета в льготном исчислении в специальный стаж истца периода работы с 01.01.2020 по 17.03.2020, на чем настаивала Леонова Т.В., также не имеется, поскольку в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режим повышенной готовности был введен Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 с 18.03.2020.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции ***, также не усматривается участие Леоновой Т.В. в оказании медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией в период с января по март 2020 года, выплаты за работу с больными коронавирусной инфекцией истец также начала получать с апреля 2020 года.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения и назначения Леоновой Т.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.04.2022 не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области                                            от 30 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                                     Леоновой Татьяны Валентиновны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  20.09.2024.