Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании действий незаконными
Документ от 03.09.2024, опубликован на сайте 19.09.2024 под номером 114600, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, обязании восстановить производство социальных выплат, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-001304-09

Судья Берхеева А.В.                                                                 Дело № 33а-3810/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   3 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щербаковой Екатерины Сергеевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 3 июля 2024 года по делу № 2а-796/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Щербаковой Екатерины Сергеевны, Щербакова Александра Сергеевича  к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Управления образования  администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Димитровградский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Отделению Фонда Социального и пенсионного страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании действий незаконным, понуждению к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда,  судебных расходов, отказать.      

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел по Ульяновской области Бердникова О.Н., Кондратьевой  О.Н., полагавших  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила:

 

Истцы Щербакова Е.С., Щербаков А.С.  обратились с административным иском в суд к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Управления образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Димитровградский», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о признании действий незаконным, понуждению к совершению определенных действий, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Щербакова Е.С. является матерью несовершеннолетних детей: ***. 

Органы опеки  испытывают к ней личные неприязненные отношения, проводят необоснованные рейды и проверки в ее жилом помещении с целью уличить ее в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

В настоящее время дети проживают с ее супругом  Щербаковым А.С. по адресу: ***.

Органы опеки и попечительства передали в ОСФР по Ульяновской области недостоверные сведения о том, что родители  ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, в связи с чем было принято решение о прекращении выплат и социальных пособий на детей.

Ответчик намеренно совершает действия, направленные на разрушение семьи, угрожает, что детей передадут в реабилитационный центр. Поводом послужили их жалобы на бездействие органов исполнительной власти  в отношении отказа в  обучении ребенка-инвалида в интернате.

Сотрудник полиции Кондратьева О.Н. угрожает, что будет приходить с обысками, что возбудит в отношении них уголовное дело. Она незаконно удерживала  их в здании МВД г.Димитровграда, не разрешала идти домой, дала указание, чтобы их не выпускали из здания, в связи с чем они обращались в службу 112.

Ответчики в лице органов опеки и сотрудники ОПДН приходят к ним домой безосновательно, по собственному желанию, не имея на то санкций вышестоящего руководства либо иных законных оснований.

Просят признать незаконными действия ответчиков сотрудников полиции и представителей органов опеки, выразившееся в необоснованных проверках жилищных условий членов семьи  Щербаковых, признать незаконными  действия ответчиков, выразившихся в предоставлении недостоверных сведений в ОСФР по Ульяновской области, послуживших основанием  для прекращения социальных пособий на детей, обязать ОСФР по Ульяновской области возобновить производство социальных выплат (пособий), причитающихся многодетной семье Щербаковых, взыскать с ответчиков  в солидарном порядке компенсацию морального вреда в  сумме 1 000 000 руб., расходы на оплату услуг адвоката 100 000 руб., госпошлину в размере 300 руб. 

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МВД России, в качестве заинтересованных лиц привлечены Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, инспектор по делам несовершеннолетних ОУУПи ПДН ОП (по обслуживанию Мелекесского района) МО МВД России «Димитровградский» Кондратьева О.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе Щербакова Е.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки пояснениям сотрудника полиции Кондратьевой О.Н., сообщившей суду о том, что действительно приходили с проверками в семью Щербаковых, рекомендовала развестись супругам, так же сообщила о том, что внеплановые проверки, в том числе рейды, она не регистрировала в книге учета сообщений о преступлениях, поскольку не считает это нужным. Полагает, что данное обстоятельство полностью подтверждает тот факт, что проверки проводились не санкционировано, учету не подлежали, возникали спонтанно по желанию сотрудников.

Отмечает, что оснований для внеплановых проверок не было, детям ничего не угрожало, в материалах проверки нет сведений о том, что дети были в опасности.

Обращает внимание, что все проверки проводились с нарушением норм действующего законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области,     МО МВД России «Димитровградский», МВД России, администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица      могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что Щербакова Е.С. является матерью  *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения (л.д.13, 15, 16, 17).

Щербакова Е.С. и Щербаков А.С. также являются родителями            *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения (л.д.14, 18, 19).

Щербакова Е.С. с 31 августа   2011  года   состоит на профилактическом учете в ПДН, с 4 сентября 2019 года в ПДН ОУУП и ПДН ОП (по обслуживанию Мелекесского района) как родитель, не исполняющий своих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних детей и отрицательно влияющий на них.

Щербаков А.С. на профилактическом учете в ПДН ОУУП и ПДН ОП (по обслуживанию Мелекесского района) поставлен 10 октября 2023 года  также  как родитель, не исполняющий своих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних детей и отрицательно влияющий на них.

Факт ненадлежащего  исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению несовершеннолетних детей подтверждается справками-характеристиками на истцов,  журналом регистрации родителей или законных представителей несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, учетно-профилактическими карточками, сведениями о неоднократном привлечении к административной ответственности  за совершение административного правонарушений по  части 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (л.д. 92-95, 97-100, 109, 103-104, 110-111, 112-113).

Согласно листу профилактических мероприятий семья Щербаковых посещалась неоднократно инспектором по делам несовершеннолетних ОУУПи ПДН ОП (по обслуживанию Мелекесского района) МО МВД России «Димитровградский», проведены беседы 10 октября 2023  года, 29 ноября 2023 года,   19 декабря 2023 года, 3, 10 и 22 января 2024 года,   5 февраля 2024 года, 7 марта 2024 года (л.д. 105-106,    118-120).

19 декабря 2023 года составлен акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетних, при этом указанное посещение осуществлено в связи с зарегистрированным в КУСП материалом № *** от 18 декабря 2023 года в связи с тем, что  отчим бьет маму и детей (л.д. 107-108, 174).

Посещение 22 января 2024 года произведено в связи с зарегистрированным в КУСП материалом № *** от 17 января 2024 года в связи с тем, что Щербакова Е.С. не организовала процесс обучения дочери (л.д. 126, 167).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам  Ульяновского областного суда  от 6 февраля 2024 года Щербакова Е.С. ограничена в родительских правах в  связи с тем, что оставление несовершеннолетних детей   с родителями Щербаковой Е.С., *** опасно для их жизни и здоровья (л.д. 144-153).

Разрешая заявленные административными истцами требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктом 49.2 Инструкции, в соответствии с которым на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки ставятся родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними, исходил из того, что у административного ответчика имелись достаточные основания для осуществления проверок  Щербаковой Е.С., Щербакова А.С., поставленных на профилактический учет в связи с ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.

В силу статьи  4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ)  органы внутренних дел входят в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ установлено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Согласно подпунктам 3, 5 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года    № 120-ФЗ основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах: постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

В силу части 2 статьи  21 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке: доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных; вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей; вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

Приказом МВД России от 15 октября 2013  года № 845 утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция).

Пунктом 2.2 Инструкции проведение индивидуальной профилактической работы в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, которые не указаны в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 настоящей Инструкции, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия возлагается  на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 49.2  Инструкции родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними ставятся на профилактический учет с заведением             учетно-профилактической карточки.

В силу пункта 74.2 Инструкции в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с родителями сотрудники ПДН выясняют образ жизни и намерения родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, путем посещения семьи по месту жительства, изучения характеризующих материалов, проведения бесед с представителями медицинских организаций, органов образования, социальной защиты населения, иными лицами.

Таким образом, обстоятельствами, послужившими правовым основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, явились  постановка Щербаковой Е.С., Щербакова А.С. на профилактический учет,   неисполнение ими надлежащим образом родительских обязанностей в отношении  несовершеннолетних детей, что подтверждается сведениями о привлечении их к административной ответственности, представленными в материалы дела характеристиками.

Доводы жалобы  о том, что внеплановые проверки, рейды  сотрудник  полиции Кондратьева О.Н.  не регистрировала в книге учета сообщений о преступлениях, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,   поскольку  посещение лиц, состоящих на профилактическом учете, регистрации в книге учета сообщений о преступлениях не предусмотрена.

Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, органы опеки в ноябре и декабре 2023 года  посещение семьи  Щербаковых не осуществляли, посещение   в феврале 2024  года вызвано необходимостью  обследования условий  их проживания по запросу суда в связи с рассмотрением гражданского дела об ограничении  Щербаковой Е.С. в родительских правах,   после  6 февраля 2024 года - с целью изъятия детей   ввиду  ограничения ее в родительских правах,  пребывание с ней детей признано опасным для их жизни и здоровья.

Суд первой инстанции  верно указал, что не соответствуют обстоятельствам дела и доводы  административных истцов о том, что основанием для прекращения выплаты  мер  социальной поддержки являются действия  органов опеки и ПДН.

Согласно статье 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, города Байконура, федеральной территории «Сириус».

Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  на  основании заявления Щербаковой Е.С. ОСФР по Ульяновской области ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка  от 18 апреля 2023 года  назначено  на *** года рождения,  на период с 1 января 2023 года по 31 марта 2024 года; на      *** года рождения, на период с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года.  Меры социальной  поддержки в отношении *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, назначены на период с 1 августа 2023  года по 31 июля 2024 года (л.д. 49, 53).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года № 2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Правила).

Согласно  подпункту «д» пункта 41, пункту 42 Правил решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия в случае лишения (ограничение) родительских прав получателя ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, в отношении ребенка, в отношении которого производится выплата ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет. При наступлении у получателя ежемесячного пособия указанных обстоятельств органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, выплата ежемесячного пособия прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу, осуществляющему назначение и выплату ежемесячного пособия, стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.

Таким образом, основанием для прекращения  выплаты  ежемесячных пособий на  несовершеннолетних детей  послужили поступившие в ОСФР по Ульяновской области сведения об ограничении Щербаковой Е.С. в родительских правах с 6 февраля 2024 года на основании решения суда.

Выплата ежемесячного пособия Щербаковой Е.С. по февраль 2024 года включительно осуществлена, что подтверждается материалами настоящего дела. Оснований для выплаты пособий с 1 марта 2024 года у ОСФР по Ульяновской области не имелось в связи с ограничением Щербаковой Е.С. в родительских правах  (л.д.160).

Кроме того, на основании заявления Щербакова А.С. от 16 марта 2024 года принято решение о назначении ему мер социальной поддержки на несовершеннолетних детей *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, на период с 1 марта 2024  года по 28 февраля 2025 года, в связи с чем у суда первой инстанции оснований для возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности возобновить  выплату социального пособия не имелось (л.д. 57, 58-60). 

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации  вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Поскольку  судом первой  инстанции не установлено оснований для признания незаконными  действий административных ответчиков, оснований для взыскания с них в пользу административных истцов компенсации морального вреда, а также  судебных расходов не имелось.

В силу установленных обстоятельств, в отсутствие установленной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности условий: несоответствия действий (бездействия) административных ответчиков закону и нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов административных истцов  суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных  Щербаковой Е.С., Щербакова А.С.  требований.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, позиция суда не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения. Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения в апелляционной жалобе не приведено.

Таким образом, выводы суда являются верными, они подробно мотивированы в оспариваемом решении, в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от               18 апреля 2024 года, с учетом определения об исправлении описки от 3 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербаковой Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи