УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сизов И.А.
73RS0001-01-2024-000806-05
Дело
№33-3721/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 13
августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновской от 22 марта 2024 года, с учетом
определения от 5 апреля 2024 года об исправлении описки, по гражданскому
делу №2-1368/2024, по которому постановлено:
исковые требования Махмадалиевой Кобулы Нуралиевны
удовлетворить.
Возложить на Министерство социального развития
Ульяновской области обязанность предоставить Махмадалиевой Кобуле Нуралиевне
единовременную денежную выплату в соответствии со статьей 8.1 Закона
Ульяновской области от 2
ноября 2011 г. № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению
демографической ситуации в Ульяновской области».
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Министерства социального
развития Ульяновской области Фроловой Е.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Махмадалиевой
К.Н. – Шеянова
А.Н., полагавшего, что решение суда первой интанции является законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Махмадалиева К.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к
Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным
отказа в предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной
денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение
ипотечного кредита, восстановлении пропущенного срока на получении указанной
меры социальной поддержки, возложении обязанности выдать свидетельство о
предоставлении единовременной денежной выплаты.
Требования были мотивированы тем, что 20 октября 2022 г. у
нее родился четвертый ребенок - Махмадалиева Х.М.
В связи с рождением четвертого ребенка, 10 января 2024 г.
она обратилась в Министерство социального развития Ульяновской области с
заявлением о предоставлении ей в соответствии со статьей 8.1 Закона Ульяновской
области от 2 ноября 2011
г. № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации
в Ульяновской области» меры социальной поддержки в форме единовременной
денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение
ипотечного кредита.
25 января 2024 г. ответчиком было отказано в предоставлении
указанной меры социальной поддержки, поскольку она обратилась по истечению
установленного срока.
Считает данный отказ в предоставлении вышеназванной меры
социальной поддержки незаконным, поскольку она не имела возможности обратиться
к ответчику в установленный срок ввиду того, что решение о постановке ее семьи
на учет в качестве нуждающейся в улучшение жилищных условий было получено
только 9 января 2024 г.
Данный документ является обязательным приложением к заявлению о предоставлении данной меры социальной поддержки.
В связи с этим просила суд признать отказ ответчика в
предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной денежной
выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного
кредита незаконным, восстановить
пропущенной срок на получение данной меры социальной поддержки и обязать
ответчика выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной
выплаты.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрации города Ульяновска, Управления
муниципальной собственности администрации города Ульяновска, Асоев М.О.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития
Ульяновской области просит отменить решение суда.
В обоснование доводов жалобы Министерство социального
развития Ульяновской области указывает, что спорная мера социальной поддержки
предоставляется один раз при условии, что обращение за ее получением
последовало не позднее 31 декабря 2023 г.
Истец Махмадалиева К.Н. обратилась с заявлением о предоставлении данной
меры социальной поддержки 10 января 2024 г. Таким образом, истцом пропущен срок
обращения за указанной мерой социальной поддержки. В связи с этим, отказ истцу в предоставление
спорной меры социальной поддержки является законным и обоснованным. Отмечает,
что предоставление копии выписки из решения администрации г. Ульяновска о
признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий не является
обязательной, поскольку в рамках межведомственного информационного
взаимодействия Министерство социального развития Ульяновской области имело
возможность запросить данный документ самостоятельно.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявишихся участников процесса, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом
Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению
демографической ситуации в Ульяновской области» (далее - Закон Ульяновской
области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО) установлены меры социальной поддержки,
предоставляемые отдельным категориям семей, перечисленным в статье 1
данного Закона, в том числе семьям в случае рождения в них четвертого ребенка
или последующих детей.
Согласно части 1
статьи 8.1 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО многодетным семьям в случае рождения в них
четвертого ребенка или последующих детей до 1 апреля 2023 г. предоставляется
мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату
приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в
размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту
(займу), но не более 1 000 000 руб.
В соответствии с частью 2
названной статьи указанная мера социальной поддержки предоставляется
один раз при условии, что обращение за ее получением последовало не позднее 31
декабря 2023 г. и по состоянию на день обращения за ее получением многодетная
семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует
совокупности следующих требований: 1) оба родителя детей, являющихся членами
указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи
актов гражданского состояния; 2) хотя бы один из родителей детей, являющихся
членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; 3) хотя бы один из
родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в
качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма; 4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на
данную меру социальной поддержки, находится в живых.
Таким образом, мера социальной поддержки в форме
единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или
погашение ипотечного кредита (займа) предоставляется многодетным семьям в
случае рождения у них четвертого ребенка или последующих детей до 1 апреля 2023
г., при этом, обращение за ее получением должно последовать не позднее 31
декабря 2023 г.
Истец Махмадалиева К.Н., являющаяся многодетной матерью,
имеющей на иждивении четверых несовершеннолетних детей, последний из которых
родился 20 октября 2022 г., 10 января 2024 г. обратилась в Министерство социального
развития Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей вышеназванной
меры социальной поддержки.
Письмом Министерства социального развития Ульяновской
области от 25 января 2024 г. истцу Махмадалиевой К.Н. было отказано в предоставлении данной меры
социальной поддержки, поскольку она обратилась после 31 декабря 2023 г. Иным требованиям для получения спорной меры
социальной поддержки истец соответствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции,
установив, что изменения в Закон Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. №
180-ЗО в части срока обращения за получением указанной меры социальной
поддержки - не позднее 31 декабря 2023 г. внесены Законом Ульяновской области
от 20 декабря 2022 г. № 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Ульяновской области», который вступил в силу с 1 января
2023 г., в то время как право на получении данной меры социальной поддержки
возникло у истца до вступления названных изменений, устанавливающих пресекательный
срок обращения за получением спорной меры социальной поддержки, пришел к выводу
о наличии правовых оснований для возложения на Министерство социального
развития Ульяновской области обязанности предоставить истцу испрашиваемую меру
социальной поддержки.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к выводам об удовлетворении
требований истца, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и
считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены
юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы
материального права, в частности положения Закона Ульяновской области от 2 ноября
2011 г. № 180-ЗО в редакциях действующих на момент возникновения спорных
правоотношений, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая
оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства (статья 7).
Материнство и детство, семья находятся под защитой
государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно
подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией
права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты,
должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45
(часть 1) и 46 (часть 1)
Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту
данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а
также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств
конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь
формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на
судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007
г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11
февраля 2019 г. № 9-П, от 14 января 2020 г. № 2-П). Формальный подход тем более
не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами
публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых
норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его
имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального
государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного
развития граждан (абзац третий
пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 14 января 2020 г. № 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской
Федерации при разрешении настоящего спора судом первой инстанции правомерно
была учтена и применена.
При этом судебная коллегия отмечает, что 30 и 31 декабря
2023 г. являлись выходными днями, а с 1 по 8 января 2024 г. были праздничные
нерабочие дни.
Учитывая, что истец обратился к ответчику за получением
спорной меры социальной поддержки 10 января 2024 г., то судебная коллегия
считает, что разрешение настоящего спора в пользу истца восстанавливает
социальную справедливость и право истца на получение испрашиваемой меры
социальной поддержки.
Приведенные Министерством социального развития Ульяновской
области в апелляционной жалобе доводы
относительно пропуска истцом срока за обращением для получения названной меры
социальной поддержки, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не
содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при
рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта
по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо
опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной
коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм
материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является
законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств,
материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших
вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые
обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не
опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда
в апелляционном порядке.
В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой
инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновской от 22
марта 2024 года, с учетом определения от 5 апреля 2024 года об исправлении
описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального
развития Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16
августа 2024 г.