Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периодов в стаж
Документ от 10.09.2024, опубликован на сайте 23.09.2024 под номером 114541, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы и ухода за детьми в страховой стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-001366-71

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-4151/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               10 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вайс Натальи Владимировны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 марта 2024 года с учетом определения того же суда от 26 июня 2024 года об исправлении описки по делу № 2-1586/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Вайс Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения от 12.02.2024 незаконным, возложении обязанности назначить пенсию с 06.03.2024, включить периоды работы с 01.09.1983 по 19.06.1984, с 23.06.1984 по 17.09.1984, с 01.10.1984 по 01.02.1990, с 01.02.1990 по 09.08.1994, а также периоды ухода за ребёнком с 08.09.1988 по 07.03.1990 и с 03.01.1993 по 02.07.1994, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Вайс Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 06.03.2024. В обоснование иска указала, что 06.03.2024 у нее возникло право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.02.2024 *** ей отказано в принятии к зачету в общий и страховой стаж периодов работы и иной деятельности на территории Республики Таджикистан: с 01.09.1983 по 19.06.1984 - в ***; с 23.06.1984 по 17.09.1984 - в ***; с 01.10.1984 по 01.02.1990 - в ***; с 01.02.1990 по 09.08.1994 - в ***, а также периодов по уходу за детьми с 08.09.1988 по 07.03.1990, с 03.01.1993 по 02.07.1994. В спорные периоды она работала и осуществляла уход за детьми в Республике Таджикистан. Учитывая положения Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ответчик имел основания принять к зачету в общий и страховой стаж спорные периоды при решении вопроса о назначении пенсии. Просила признать решение ОСФР по Ульяновской области от 12.02.2024 84293/21 незаконным; обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 01.09.1983 по 19.06.1984, с 23.06.1984 по 17.09.1984, с 01.10.1984 по 01.02.1990, с 01.02.1990 по 09.08.1994, а также периоды по уходу за детьми с 08.09.1988 по 07.03.1990 и с 03.01.1993 по 02.07.1994; назначить страховую пенсию по старости с момента приобретения на нее права, то есть с 06.03.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Вайс Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам иска. Полагает, что она имеет право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, частью которого являлось Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Просит учесть, что Российская Федерация на момент ее обращения за назначением страховой пенсии по старости из указанного Соглашения не вышла. По мнению автора жалобы, договор от 15.09.2021 между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в большей части касается граждан Таджикистана, эмигрировавших в Российскую Федерацию в настоящее время, и не содержит условий, исключающих возможность применения Соглашения от 13.03.1992. Считает, что спорные периоды подлежат зачету в её общий страховой стаж.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.02.2024 Вайс Н.В., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 94 (оборот)-97).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.02.2024 Вайс Н.В. в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021 отказано в принятии к зачету в общий и страховой стаж периодов работы и иной деятельности на территории Республики Таджикистан: с 01.09.1983 по 19.06.1984 – работы в ***; с 23.06.1984 по 17.09.1984 – работы в ***; с 01.10.1984 по 01.02.1990 – работы в ***; с 01.02.1990 по 09.08.1994 – в ***; с 08.09.1988 по 07.03.1990, с 03.01.1993 по 02.07.1994 – периодов ухода за детьми до 1,5 лет, поскольку у Вайс Н.В. имеется необходимая продолжительность страхового стажа для определения права на назначение пенсии, установленная законодательством Российской Федерации (л.д. 87-88).

Решением ответчика от 19.02.2024 Вайс Н.В. назначена страховая пенсия по старости с 06.03.2024 бессрочно в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Соглашения с Республикой Таджикистан от 15.09.2021 (л.д. 90).

Полагая незаконным отказ в зачете в стаж периодов работы и иной деятельности на территории Республики Таджикистан, Вайс Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом частью 3 статьи 35 данного Федерального закона предусмотрено, что с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона №400-ФЗ).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13.03.1992, Соглашение), в преамбуле которого предусмотрено, что правительства государств - участников данного Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

15.09.2021 заключен Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, вступивший в силу 21.10.2022 (далее также - Договор от 15.09.2021).

Пунктом 2 статьи 9 Договора от 15.09.2021 предусмотрено, что при определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3 ст. 9 Договора от 15.09.2021).

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4 ст. 9 Договора от 15.09.2021).

В силу пункта 8 статьи 9 Договора от 15.09.2021, если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.

Пунктом 9 статьи 9 15.09.2021 предусмотрено, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные: в отношении Российской Федерации - на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - на территории Республики Таджикистан, а также на территории бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики.

Пунктом 3 статьи 21 Договора между Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021 предусмотрено, что одновременно со вступлением в силу данного Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Руководствуясь приведенными выше положениями законодательства и международного договора, установив, что Вайс Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в феврале 2024 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии установленных законом оснований для включения в стаж периодов ее работы и иной деятельности на территории Республики Таджикистан по нормам Соглашения от 13.03.1992.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на нормах действующего законодательства в области пенсионного обеспечения.

Утверждения о том, что обращение за назначением пенсии по стороны истца имело место до заключения Договора от 15.09.2021, не могут быть приняты во внимание, так как противоречат материалам дела.

Иных заявлений Вайс Н.В. о назначении пенсии кроме как заявление от 06.02.2024, на основании которого истцу и назначена пенсия, материалы дела не содержат.

Обращение истца к ответчику в 2021 году имело место в рамках заблаговременной работы по сбору и проверке документов застрахованного лица, то есть задолго до возникновения у Вайс Н.В. права на пенсию.

Кроме того, из материалов дела следует, что 17.04.2024 истцом оформлен формуляр «Анкета-заявление», который вместе с формуляром «О страховом стаже» 20.05.2024 был направлен ОСФР по Ульяновской области в Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан, что свидетельствует о намерении истца на установление пенсии по законодательству Республики Таджикистан за периоды работы в данном государстве (л.д. 180-183).

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 марта 2024 года                 с учетом определения того же суда от 26 июня 2024 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Вайс Натальи Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2024.