Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перечни
Документ от 09.09.2024, опубликован на сайте 24.09.2024 под номером 114466, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-224/2024

73-OS0000-01-2024-000238-41

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9 сентября 2024 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Тимофеева М.С.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотцева Игоря Юрьевича о признании недействующими:

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункта ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

- пунктов ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

У с т а н о в и л :

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2024 год» (далее также приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Золотцев И.Ю. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просил признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункт ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

- пункты ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

В обоснование требований указал, что вышеприведенными пунктами в перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 годы (пункт 7672) включено здание с кадастровым номером ***, общей площадью 278,9 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Пунктами *** в перечень на 2024 год включены находящиеся в указанном здании помещения с кадастровыми номерами ***, площадью 1835,8 кв.м и *** площадью 93,1 кв.м. 

Истец считает незаконным включение здания и помещений в перечни, поскольку они не отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Техномастер», являющееся арендатором части помещений в здании, а также ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

В судебном заседании представитель истца Диннулова Н.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ОГБУ «БТИГКО» – Елистратова А.В.  признала административные требования истца о необоснованности включения в перечни на 2020-2024 годы здания с кадастровым номером *** и включение в перечень на 2024 год помещения с кадастровым номером ***. В остальной части требования истца не признала и просила отказать в их удовлетворении. Указала при этом, что проведенным в ходе рассмотрения дела осмотром помещения с кадастровым номером *** подтверждено использования его как административно – делового центра, поскольку в указанном помещении располагаются офисы ООО «Техномастер».

Представитель ООО «Техномастер» в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить требования истца.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора об удовлетворении требования истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание, суд приходит к следующему. 

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ульяновской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2023 год».

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202111290005.

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на 2024 год».

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, № публикации 7301202311290001.

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 и 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Пунктом *** приказа № 192-пр, пунктом *** приказа № 245-пр, пунктом *** приказа № 214-пр, пунктом *** приказа № 264-пр и пунктом *** приказа № 278-пр в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 годы, соответственно, включено здание площадью 278,9 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (в настоящее время адрес здания: ***).

Пунктами *** в перечень на 2024 год включены расположенные в указанном здании и принадлежащие истцу помещения с кадастровыми номерами *** и ***, соответственно. 

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами - Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения в перечни здания и двух принадлежащих истцу  помещений, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 5 указанной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, помещение может быть включено в перечень при условии, что оно располагается в здании административно-делового или торгового центра, либо само помещение отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент принятия приказов № 192-пр и № 245-пр редакция статьи 1.1 Закона № 99-ЗО предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов 214-пр, 264-пр и 278-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Законом Ульяновской области от 26 ноября 2021 года № 135-ЗО «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» из закона была исключена фраза «при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров». 

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Данный Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость, действовал на момент принятии приказов № 192-пр, № 245-пр, 214-пр, 264-пр, то есть до 2024 года.

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. Данное Положение применялось при определении перечня на 2024 год. 

В соответствии с п. 1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Согласно п. 1.3 Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика).

Согласно разделу 2 Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Приложении № 1 к Положению – Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, дано понятие «офис» - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является собственником здания с кадастровым номером ***, площадью 278,9 кв.м, в настоящее время адрес здания: *** (ранее: ***), назначение – нежилое, наименование – здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под гаражом, зданием склада, под одноэтажным нежилым зданием.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка безусловно не предусматривает размещение на нес офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Также в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств того, что здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно техническому паспорту на здание, составленному ОГУП БТИ по состоянию на 25 апреля 2003 года, помещения в здании классифицируются следующим образом: учрежденческая площадь – 141,97 кв.м, служебная –136,89 кв.м.

К учрежденческой площади отнесены помещения с наименованием «кабинет». Вместе с тем наименование кабинет не тожественно наименованию «офис».

С учетом вышеизложенного, здание могло быть включено в перечни при условии его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения (то есть при использовании не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вместе с тем фактическое использование здания на момент утверждения перечней на 2020-2024 годы ответчиком не проверялось.

В ходе рассмотрения дела ответчиком был произведен осмотр здания с целью определения вида его фактического использования.

Согласно акту о фактическом использовании здания от 29 августа 2024 года использование здание в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, не подтвердилось, в связи с  чем представитель ответчика признал требования истца о необоснованности включения здания в перечни на 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы.

В 2022 году здание с кадастровым номером *** было разделено его собственником на два нежилых помещения: с кадастровым номером *** площадью  185,8 кв.м, и с кадастровым номером *** площадью 93,1 кв.м (технический план помещений по состоянию на 4 августа 2022 года, составленный кадастровым инженером ***, л.д. 56-61 т1)

Указанные помещения были включены в перечень на 2024 год.

Как было указано выше, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении нежилых помещений, если помещение располагается в здании административно-делового или торгового центра, либо само помещение отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть, если назначение, разрешенное использование или наименование помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как было установлено выше, здание с кадастровым номером ***, в котором расположены помещения, не является  административно-деловым центром.

Документы технического учета – в данном случае технический план, составленный по состоянию на 4 августа 2022 года кадастровым инженером *** (л.д.56-61 т.1, л.д. 112-119 т.1), не содержит сведений о наименовании помещений. В связи с  этим документы технического учета не предусматривают размещение в помещениях офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного помещения могли быть  включены в перечни в случае фактического использования не менее 20% их общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На момент включения помещений в перечни на 2024 год фактическое их использование ответчиком не проверялось.

В ходе рассмотрения дела ответчиком был произведен осмотр помещений с целью определения вида их фактического использования.

Согласно акту от 29 августа 2024 года о фактическом использовании помещения с кадастровым номером ***, площадью 185,8 кв.м, использование помещения в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, не подтвердилось, в связи с  чем представитель ответчика признал требования истца о необоснованности включения помещения  в перечень на 2024 год.

В отношении помещения с кадастровым номером ***, площадью 93,1 кв.м, представитель Министерства посчитал, что оно используется в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, то есть в качестве офиса ООО «Техномастер» (акт о фактическом использовании помещения от 29 августа 2024 года).

Суд с данной позицией ответчика не согласен по следующим основаниям.

Фактическое использование не менее 20 процентов общей площади помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должно быть установлено до включения помещения в перечень на очередной год.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год был утвержден приказом Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Истцом были представлены сведения о фактическом использовании помещения с кадастровым номером *** на указанную дату.

Согласно договору от *** года ООО «Техномастер» занимало в здании с кадастровым номером *** помещение № *** площадью 13,32 кв.м для размещения своих сотрудников. После образования в здании двух помещений, помещение № *** стало входить в состав помещения с кадастровым номером *** (л.д. 226-230 т.1).

*** года между ИП Золотцевым И.Ю. о ООО «Техномастер» был заключен договора аренды № *** на тех же условиях.

В акте определения вида фактического использования помещения с кадастровым номером *** от 29 августа 2024 года отражено, что ООО «Техномастер» занимает в помещении с кадастровым номером *** кроме помещения № *** площадью 13,32 кв.м еще и помещение № *** площадью 21,58 кв.м для размещения своих сотрудников (то есть под офис), что в общей сумме составляет 34,9 кв.м или 37,5% от общей площади всего помещения (93,1 кв.м).  Вместе с тем ООО «Техномастер» стало использовать помещения в указанном размере  только после 1 апреля 2024 года (дополнительное соглашение от *** года к договору аренды № ***).  Таким образом, сведения о фактическом использовании помещения с кадастровым номером ***, полученные в ходе рассмотрения настоящего дела (то есть по состоянию на 29 августа 2024 года), не могут быть приняты в качестве подтверждения обоснованности включения помещения в перечень на 2024 год (приказ Министерства об утверждении перечня на 2024 года № 278-пр принят 28 ноября 2023 года).

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения принадлежащего истцу помещения с кадастровым номером *** в Перечень на 2024 год не имелось.

При таких обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2020 – 2024 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 1500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Золотцева Игоря Юрьевича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункт ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

- пункты ***  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства  имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Золотцева Игоря Юрьевича расходы  по госпошлине в сумме 1500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 13 сентября 2024 года.