УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-006485-24
Судья Кузнецова
О.В.
Дело
№33-3837/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
27 августа
2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Старостиной И.М., Костенко А.П.,
при секретаре Юшиной
В.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 27 декабря 2023 года, по делу №2-5915/2023, которым
постановлено:
исковые требования
Андреева Алексея Алексеевича к Министерству обороны Российской Федерации
удовлетворить.
Взыскать с
Министерства обороны Российской Федерации в пользу Андреева Алексея Алексеевича
материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного
происшествия, в сумме 240 276 руб. 15 коп., расходы по оплате государственной
пошлины в размере 5603 руб., расходы за юридические услуги в размере 12 000
руб.
В удовлетворении
исковых требований Андреева Алексея Алексеевича к Федеральному казенному
учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской
Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия»,
Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства
обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям»,
Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование
центрального военного округа», Федеральному государственному казенному
учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения»
Министерства обороны Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного в
результате дорожно-транспортного происшествия отказать.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., судебная коллегия
установила:
Андреев А.А.
обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации,
Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства
обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике
Мордовия», Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения
Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и
Курганской областям», Федеральному
казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование центрального
военного округа», Федеральному государственному казенному учреждению
«Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства
обороны Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного в результате
дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование
заявленных требований указал, что 02.08.2023 в 12 час. 45 мин. в районе *** ***
Богомягков А.А. при выполнении служебных обязанностей, управляя транспортным
средством КАМАЗ 53501, государственный регистрационный номер ***, при выезде с
второстепенной дороги не уступил дорогу и совершил столкновение с принадлежащим
истцу на праве собственности транспортным средством УАЗ Патриот,
государственный регистрационный номер ***,
вследствие чего истцу причинен материальный ущерб.
Гражданская
ответственность причинителя вреда не застрахована.
Для определения
размера причиненного материального ущерба истец обратился в ООО «***».
Стоимость услуг эксперта составила 8000 руб.
Согласно заключению
№ *** от 14.09.2023 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства
истца составила 232 276 руб. 15 коп. без учета износа.
Материальный ущерб
истцу не возмещен.
Истец просит
взыскать с надлежащего ответчика материальный ущерб в сумме 240 276 руб. 15
коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5603 руб., расходы по
оплате за юридические услуги 20 000 руб., расходы за оформление доверенности
2100 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены СПАО «Ингосстрах», Богомягков А.А.,
Андреев Д.А.
Рассмотрев исковые
требования по существу, суд принял указанное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых
требований в полном объеме или снизить размер взысканной судом суммы.
Указывает, что
ответственность за причиненный истцу вред необходимо возложить в полном объеме
на лицо, которое управляло транспортным средством в момент ДТП. Отмечает, что
факт наличия заключенного контракта у виновника ДТП с Министерством обороны
Российской Федерации не является подтверждением вины последнего. За имущество,
принадлежащее войсковой части, в том числе автотранспорт, отвечает командир
данной войсковой части. На основании изложенного считает, что надлежащим
ответчиком по делу является ***, с которой подлежит взысканию спорная сумма
материального ущерба за счет денежных средств, размещенных на лицевых счетах
ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям», как с учреждения, на финансовом
обеспечении которого находится данная войсковая часть.
Поскольку лица, не
явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и
времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Из материалов дела
следует, что 02.08.2023 в 12 часов 45
минут в районе дома *** *** войсковой части 58149 Вооруженных сил России Богомягков
А.А. при выполнении служебных обязанностей, управляя транспортным средством
КАМАЗ 53501, государственный регистрационный номер ***, при выезде с второстепенной дороги не
уступил дорогу и совершил столкновение с принадлежащим истцу на праве
собственности транспортным средством УАЗ Патриот, государственный
регистрационный номер ***.
Виновным в данном
дорожном происшествии признан водитель автомобиля КАМАЗ 53501, государственный
регистрационный номер ***, военнослужащий в/ч 58149 Богомяков А.А. Риск
гражданской ответственности водителя автомобиля КАМАЗ 53501, государственный
регистрационный номер ***, не
застрахован.
В результате данного
ДТП автомобилю истца причинены механические повреждения.
Согласно заключению
специалиста ООО «***» № *** от 14.09.2023 стоимость восстановительного ремонта
транспортного средства УАЗ Патриот, государственный регистрационный номер ***,
на день исследования без учета износа составляет 232 276 руб. 15 коп.
Данное заключение
специалиста сторонами не оспорено.
Приняв во внимание
данное заключение специалиста ООО «***» № *** от 14.09.2023, суд первой
инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу
является Министерство обороны Российской Федерации и взыскал с него в пользу
истца материальный ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного
происшествия, в сумме 240 276 руб. 15 коп., расходы по оплате государственной
пошлины в размере 5603 руб., расходы по оплате представителя в размере 12 000
руб.
Судебная коллегия не
соглашается с выводом суда относительно отнесения на Министерство обороны
Российской Федерации обязанности по возмещению ущерба, причиненного
военнослужащим войсковой части 58149 в результате дорожного происшествия от
02.08.2023, по следующим основаниям.
Согласно ст.15 ГК РФ
лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных
ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в
меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право
нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п.1
ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также
вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном
объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть
возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором
может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим
компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность
лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию
сверх возмещения вреда.
Согласно ст.1068 ГК
РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником
при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к
правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане,
выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также
граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом
они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего
юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением
работ.
В силу пункта 1 Постановления Правительства
РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным
имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками,
находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом
подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и
государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в
уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в
результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской
Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в
уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Подпунктом 71 пункта 7 Положения о
Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004
№ 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29
декабря 2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
предусмотрено, что Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей
компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными
Силами РФ, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных
ему учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий.
Приказом Министра обороны Российской
Федерации от 23 сентября 2010 года № 1266 «О распорядителях бюджетных средств и
администраторах доходов бюджета» с 1 января 2011 года утвержден перечень
распорядителей бюджетных средств, одним
из которых является Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового
обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской
и Курганской областям».
Данное учреждение осуществляет свою
деятельность в соответствии с Уставом.
Как следует из Устава данного учреждения,
утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений
Министерства обороны Российской Федерации» (далее Учреждение), №1791 от
23.08.2019, данное учреждение выполняет функции администратора доходов в
соответствии с законодательством Российской Федерации и находится в
ведомственном подчинении Министерства обороны
Российской Федерации. Учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой,
налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил Российской
Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации, а также для осуществления финансово-экономического
обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений,
дислоцирующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Для достижения указанных целей Учреждение в
соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет основные
виды деятельности в интересах Министерства Российской Федерации, в частности,
планирование расходов и составление сводной бюджетной сметы по обслуживаемым
воинским частям, организация учета судебных решений и своевременное принятие
мер по исполнению денежных обязательств, указанных в исполнительных документах
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность Учреждения и состоящих у него на
обслуживании воинских частей и организаций строятся на договорной основе,
предметом которого является обязанность Учреждения осуществлять:
финансово-экономическое обеспечение воинских частей, организаций, функции
администратора доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из отзыва на исковое заявления
Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны
Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям»,
войсковая часть 58149 не имеет лицевых счетов и находится на финансовом
обеспечении данного Учреждения.
01.12.2028
между Федеральным казенным учреждением
«Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям» и войсковой частью 58149 заключен
договор на обслуживание №***, в соответствии с которым войсковая часть
поручает, а Учреждение обязуется осуществлять финансово-экономическое
обеспечение указанной воинской части.
Таким образом, Федеральное казенное
учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской
Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» осуществляет
финансово-экономическое обеспечение войсковой части 58149 и с учетом п.2 ст.
120 ГК РФ, пп.12.1, п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации
является уполномоченным Министерством Российской Федерации администратором
доходов и распорядителем бюджетных средств, выделяемых учредителем для
войсковой части 58149.
Вместе с тем, как следует из отзыва на
исковое заявление Федерального казенного учреждения «Отдел финансового
обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской
и Курганской областям», владельцем автомобиля марки Камаз 53501,
государственный регистрационный номер ***,
является войсковая часть 58149.
Следовательно, данная войсковая часть, как
владелец источника повышенной опасности, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ
самостоятельно несет ответственность по возмещению ущерба, причиненного
дорожно-транспортным происшествием от 02.08.2023, за счет денежных средств,
размещенных на лицевых счетах Федерального казенного учреждения Отдел
финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям», как с учреждения, на финансовом
обеспечении которого находится указанная войсковая часть.
Таким образом, с войсковой части 58149 за счет денежных
средств, размещенных на лицевых счетах Федерального казенного учреждения «Отдел
финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям» в пользу Андреева А.А. подлежит
взысканию ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в
сумме 232 276 руб. 15 коп.
Кроме того, в
соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с
войсковой части 58149 за счет денежных средств, размещенных на лицевых
счетах Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения
Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и
Курганской областям» подлежат взысканию расходы по досудебной оценке автомобиля
в размере 8000 руб.
Данные расходы
являются необходимыми, поскольку истец, не обладая специальными познаниями, был
лишен возможности иным способом определить сумму исковых требований,
представляющую собой стоимость восстановительного ремонта транспортного
средства.
В соответствии со
ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее
письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг
представителя в разумных пределах.
Как следует из
материалов дела, интересы истца
представляла Крылова О.А.,
состоящая в трудовых отношениях с ООО «***», с которым истец 27.10.2023 заключил
договор на предоставление услуг №***.
Согласно условиям
договора исполнитель обязался изучить
имеющиеся документы, относящиеся к предмету спора; провести работу по подбору
документов и других материалов, обосновывающих требование заказчика; составить
исковое заявление; консультировать заказчика.
Кроме того,
представитель истца Крылова О.А. 29.11.2023 принимала участие в судебном
заседании. За оказанные услуги истцом оплачено 20 000 руб., что
подтверждается квитанцией №*** (л.д.18).
Судебная коллегия
считает уплаченную истцом сумму по оплате услуг представителя в размере
20 000 руб. разумной, а поэтому данная сумма подлежит взысканию в пользу
истца с войсковой части 58149 за счет
денежных средств, размещенных на лицевых счетах Федерального казенного
учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской
Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям».
С войсковой части 58149 за счет денежных
средств, размещенных на лицевых счетах Федерального казенного учреждения «Отдел
финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям» также подлежит взысканию
уплаченная истцом госпошлина в размере 5522 руб. 76 коп., расходы по оформлению
нотариальной доверенности в сумме 2100 руб.
Принимая во
внимание, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное казенное
учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской
Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» в удовлетворении
исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, к Федеральному
казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны
Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике
Мордовия», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое
командование центрального военного округа», Федеральному государственному
казенному учреждению «Центральное региональное управление правового
обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возмещении ущерба,
причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, следует
отказать.
На основании
изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2023 года отменить. Принять по
делу новое решение.
Взыскать с войсковой части 58149 за счет денежных
средств, размещенных на лицевых счетах Федерального казенного учреждения «Отдел
финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по
Челябинской, Тюменской и Курганской областям», в пользу Андреева Алексея
Алексеевича ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия,
в сумме 232 276 руб.15 коп., расходы по досудебной оценке транспортного
средства в размере 8000 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в
размере 2100 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000
руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 5522 руб. 76 коп.
В удовлетворении
исковых требований Андреева А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, к
Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства
обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике
Мордовия», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое
командование центрального военного округа», Федеральному государственному
казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения»
Министерства обороны Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного в
результате дорожно-транспортного происшествия, отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 03.09.2024.