Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение пенсии по старости
Документ от 03.09.2024, опубликован на сайте 12.09.2024 под номером 114383, 2-я гражданская, об установлении тождественности населенных пунктов, возложении обязанности назначить пенсию по старости в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2024-000312-93

Судья Жучкова Ю.П.                                                                                  Дело № 33-4125/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           3 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-226/2024 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2024 года, по которому постановлено:

исковые требования  Жукова Николая Александровича (паспорт серии *** № ***) удовлетворить.

Установить тождественность названия населенных пунктов села *** и села ***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580) назначить с 4 апреля 2024 года Жукову Николаю Александровичу пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Жуков Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об установлении тождественности населенных пунктов, возложении обязанности назначить пенсию по старости в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным  социально-экономическим статусом.

Исковые требования мотивированы тем, что 05.03.2024 Жуков Н.А. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в селе ***. Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.03.2024 № *** ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с тем, что населенный пункт *** не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, в указанном Перечне в составе *** был поименован только населенный пункт – ***, а также отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. С решением ОСФР по Ульяновской области истец не согласен, поскольку на территории *** в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только населенный пункт – село ***, село *** в это время не существовало и указано в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, ошибочно. 28.06.1986 он окончил ***, в тот же день вернулся в родительский дом в *** и проживал там постоянно до момента призыва в октябре 1986 года в ряды Советской Армии. Полагает, что период проживания в селе *** с 26.04.1986 по 31.01.1998 должен учитываться для назначения пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, как период проживания (работы) в зоне с социально-экономическим статусом.

Истец просил суд установить тождественность названия населенных пунктов  села *** и села ***, обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ему с 04.04.2024 пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) с 26.04.1986 по 30.06.1986 на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с существенным нарушением норм материального, процессуального права и обжалуется в части установления факта проживания Жукова Н.А. в период с 26.04.1986 по 19.05.1986 на территории с льготным социально-экономическим статусом – в *** и назначения пенсии по старости с 04.04.2024. В ходе судебного разбирательства факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в указанный период не нашел своего подтверждения. При этом судом первой инстанции нарушен принцип допустимости доказательств. Представленными письменными доказательствами не подтверждается факт проживания (работы) истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 19.05.1986. Свидетельские показания не могут быть приняты во внимание в качестве допустимого доказательства, поскольку в соответствии с действующим законодательством характер работы, а проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом фактически относится к характеру работы, свидетельскими показаниями не подтверждается.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 3037 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р (в редакции от 25.04.1995, действовало до 01.02.1998), определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включено с. ***

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень документов).

В подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.03.2024                        Жуков Н.А., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 62-64).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.03.2024 № ***              Жукову Н.А. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 48-50).

Рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в связи проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом по достижении возраста 58 лет, но не ранее чем за месяц до наступления срока назначения, при условии установления в судебном порядке тождественности населенных пунктов *** и ***.

В качестве основания отказа в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано на отсутствие в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, наименования населенного пункта – село ***, при этом в названном Перечне поименовано село ***. Кроме того, с 01.09.1982 по 28.06.1986 Жуков Н.А. обучался в ***, период прохождения производственной практики в *** с 26.04.1986 по 28.06.1986 Жуков Н.А. документально не подтвержден.

Ссылаясь на постоянное проживание в с*** в периоды 26.04.1986 по 31.01.1998, в том числе в период прохождения производственной практики в *** в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 при очном обучении в ***, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из установления факта тождественности названий населенных пунктов села *** и села ***, а также проживания Жукова Н.А. в с. *** в период с 26.04.1986 по 19.05.1986, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение суда не оспаривается в части установления факта тождественности названий населенных пунктов села *** и села ***, в связи с чем законность и обоснованность необжалуемой части решения в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о доказанности проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом – в с*** в период с 26.04.1986 по 19.05.1986 и назначении ему пенсии по старости с 04.04.2024 со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Период проживания (работы) с 26.04.1986 по 30.06.1986 должен быть подтвержден истцом соответствующими доказательствами – удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в зоне с льготно-экономическим статусом (регистрацию по месту жительства).

Между тем доказательств, соответствующих требованиям части 3                            статьи 67 ГПК РФ, свидетельствующих о проживании (работе) в *** в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, и тем самым подтверждающих право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года, в материалы дела не представлено.

На начало спорного периода (***) истцу исполнилось 19 лет.

В соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации Жуков Н.А. родился *** в ***, зарегистрирован в *** 20.12.1988 (л.д. 8-9, 11, 66-67, 96).

Согласно справке администрации муниципального образования «*** от 30.11.2023 № ***, записям домовой книги Жуков Н.А. зарегистрирован  в *** с 09.07.1986, штамп и записи об окончании регистрации отсутствуют, с 20.12.1988 по настоящее время (л.д. 33, 79-82).

Из архивной справки от 18.06.2024 № ***, выданной ***, диплома от 28.06.1986 серии *** № *** следует, что Жуков Н.А. обучался в *** на очном отделении по специальности «Механизация сельского хозяйства» с 01.09.1982 по 28.06.1986 (л.д. 76, 143).

Согласно выписке из приказа *** в период с 10.06.1985 по 14.09.1985 Жуков Н.А. был направлен на производственно-технологическую практику в хозяйства Ульяновской области (л.д. 126, 147).

По выписке из приказа *** от 28.03.1986 № *** усматривается, что с 24.03.1986 по 19.05.1986 Жуков Н.А. проходил производственно-преддипломную практику с выполнением хозяйственных работ в качестве тракториста-машиниста III класса (л.д. 125-126, 146).

По трудовой книжке колхозника РОС № *** с 01.08.1986 Жуков Н.А. принят в члены колхоза «*** в качестве инженера-механика, с 16.12.1988 – принят на работу в качестве инженера по СХМ (л.д. 18-25, 68-75).

С 15.09.1986 Жуков Н.А. призван на военную службу в ряды Советской Армии, с 23.10.1986 по 16.11.1988 – проходил военную службу по призыву (л.д. 13-14).

В разделе «трудовое участие в общественном хозяйстве» трудовой книжки колхозника РОС № *** не отражены данные о трудовом участии Жукова Н.А. в период с 1986 по 1988 годы (л.д. 72 оборот – 73).

В архивной справке от 24.01.2024 № *** сведения о начислении Жукову И.А. заработной платы за 1986 год в колхозе «*** отсутствуют (л.д. 86 оборот).

В соответствии со справкой от 24.01.2024 № *** в книгах протоколов колхоза «***» за 1986, 1988 годы записей на Жукова Н.А. не имеется (л.д. 89).

Таким образом, представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о факте постоянного проживания (работы) Жукова Н.А. в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 в ***.

Выписка из приказа *** от 28.03.1986 № *** не содержит указания на место прохождения Жуковым Н.А. производственно-преддипломной практики с выполнением хозяйственных работ в качестве тракториста-машиниста III класса, в связи с чем не подтверждает прохождение истцом практики именно на территории с***. Кроме того, согласно выписке из приказа *** он мог проходить производственно-технологическую практику в хозяйствах Ульяновской области.

Вышеприведенные документы, в том числе выписка из приказа *** от 28.03.1986 № ***, не являются надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими факт проживания (работы) Жукова Н.А. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в спорный период времени.

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели У*** А.Д., С*** С.Н. подтверждали прохождение истцом практики в колхозе с***. Вместе с тем У*** А.Д. пояснил, что не помнит, в каком году Жуков Н.А. проходил практику, С*** С.Н. указала о получении Жуковым Н.А. за прохождение практики стипендии от колхоза (л.д. 132), однако такие показания опровергаются архивными справками от  24.01.2024 № ***.

В данной части показания свидетелей не согласуются с материалами дела и вызывают объективные сомнения.

В силу приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н факт постоянного проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается документально, в связи с чем показания свидетелей в отсутствие надлежащих документов не могут быть приняты в качестве доказательства данного факта.

При этом относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что при очной форме обучения в совхозе-техникуме истец в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 постоянно или преимущественно проживал (работал) в с***, не представлено.

Учитывая обстоятельства дела, вывод суда в мотивировочной части решения о подтверждении факта проживания истца в *** в период с 26.04.1986 по 19.05.1986 является неправильным.

Поскольку льготное пенсионное обеспечение для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, направлено на социальную защиту тех граждан, которые вследствие проживания на загрязненной территории подверглись испытанному риску радиоактивного вреда, и право на досрочное назначение пенсии имеют только те лица, которые постоянно проживали или работали на территориях, отнесенных законодателем к зоне с льготным    социально-экономическим статусом, при отсутствии достоверных доказательств постоянного проживания (работы) истца в зоне с льготным                             социально-экономическим статусом в заявленный им период, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Жукова Н.А. о признании за ним права на снижение установленного пенсионного возраста на                 3 года и назначении пенсии по старости с 04.04.2024 в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Возраста, дающего право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,                     Жуков Н.А. достигнет 04.04.2025, в связи с чем правовые основания для возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности назначить ему пенсию по старости отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене в части назначения пенсии по старости с 04.04.2024 с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, в остальной части – без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области                                            от 20 июня 2024 года отменить в части назначения Жукову Николаю Александровичу пенсии по старости с 04.04.2024 со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Жукова Николая Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить с 04.04.2024 пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2024