У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2024-001870-57
Судья Кудряшева Н.В. Дело №33а-3711/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
20 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению
имуществом города Димитровграда на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 7 мая 2024 года по делу № 2а-1043/2024, которым
постановлено:
административные
исковые требования Казаковой Елены Владимировны, действующей в своих интересах
и в интересах несовершеннолетнего К*** А*** С***, Казакова Э*** С*** к администрации
города Димитровграда, муниципальному образованию «Город Димитровград»
Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда», муниципальному
образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по
управлению имуществом города Димитровграда о признании незаконным постановления
об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению
земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным
постановление администрации города Димитровграда Ульяновской области от 18
марта 2024 года № 734 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***
в общую долевую собственность бесплатно».
Обязать
муниципальное образование «город Димитровград» в лице Комитета по управлению
имуществом города Димитровграда Ульяновской области предоставить Казаковой Елене Владимировне, Казакову Э*** С***, К*** А*** С***
земельный участок с кадастровым
номером ***, общей площадью 1001 кв.м по адресу: Ульяновская область, городской
округ, г. Димитровград (категория земель – земли населенных пунктов) с видом
разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в общую долевую собственность бесплатно.
В удовлетворении
административного искового заявления Казаковой Елены Владимировны, действующей
в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К*** А*** С***, К*** Э*** С***
к Администрации города Димитровграда,
муниципальному образованию «Город
Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда» о
понуждении к предоставлению земельного участка отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Казаковой Е.В. и ее представителя Александрова А.Н., полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
Казакова Е.В.,
действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего К*** А.С., К*** Э.С.,
обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Димитровграда
Ульяновской области о признании незаконным постановления.
В обоснование
требований указали, что администрацией города Димитровграда Ульяновской области принято постановление от
18 марта 2024 года № 734 «Об отказе в предоставлении земельного участка с
кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно». Данным
постановлением отказано в предоставлении
земельного участка многодетной семье в составе Казаковой Е.В., К*** Э.С., К***
А.С. Администрацией указано, что на момент обращения Казаковой Е.В. в марте
2024 года с заявлением о предоставлении земельного участка у административного
истца отсутствовало право на получение участка, поскольку в семье не имелось
трех и более детей.
Считает отказ
необоснованным и незаконным, поскольку предоставление земельных участков многодетной
семье осуществляется на основании Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003
года № 059-ЗО «О регулировании земельных
отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО),
согласно части 1.1 статьи 13.3 которого
обеспечение земельным участком должно производиться в срок, не превышающий
восемь месяцев со дня регистрации заявления о постановке на учет.
Казакова Е.В. как
многодетная мать обратилась с заявлением о постановке на учет для получения
земельного участка в сентябре 2012 года, положительное решение получено 25 сентября
2012 года. На протяжении 12 лет не было принято никаких мер по выделению
земельного участка многодетной семье административного истца.
*** года умерла дочь
административного истца - К*** Л.С. Полагает, что административный ответчик
использовал смерть ребенка как основание для отказа в предоставлении земельного
участка.
Просила суд признать
незаконным постановление Администрации г. Димитровграда от 18 марта 2024
года № 734 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером
*** в общую долевую собственность бесплатно», обязать административного
ответчика предоставить административным истцам земельный участок с кадастровым
номером *** в общую долевую собственность бесплатно.
Судом к участию в деле
привлечены в качестве административных соответчиков муниципальное образование
«город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда Ульяновской
области и муниципальное образование «город Димитровград» в лице Комитета по
управлению имуществом города Димитровграда, в качестве заинтересованного лица -
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Комитет по управлению имуществом города Димитровграда не соглашается с решением суда, просит его
отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы
указывает, что семья Казаковых, обратившаяся с заявлением о предоставлении
земельного участка, не соответствовала статусу многодетной семьи, в связи с
чем обжалуемое постановление принято на законном основании. Требование
административного истца об обязании комитета представить земельный участок в
собственность бесплатно как способ восстановления нарушенного права
удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд,
учитывая принцип разделения властей, не вправе подменять орган местного
самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении
в собственность земельного участка или решения об отказе в его предоставлении.
В возражениях на
апелляционную жалобу представитель административного истца Александров А.Н. просит решение суда оставить
без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены
судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Такие основания по
настоящему делу имеются.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего,
если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пункта 1
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит,
что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы
административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, с 25 сентября 2012 года Казакова Е.В. и ее дети К*** Э.С., *** года рождения, К*** А.С., *** года рождения, К*** Л.С., *** года
рождения, как многодетная семья стояли в
очереди на предоставление земельного участка в г. Димитровграде Ульяновской области бесплатно.
*** года К*** Л.С.
умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.19).
13 марта 2024 года
Казакова Е.В. обратилась в Комитет по управлению имуществом города
Димитровграда с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1001 кв.м в
собственность, бесплатно (л.д. 54-55).
Постановлением
Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 18 марта 2024 года № 734 «Об отказе в предоставлении земельного
участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно» на
основании пункта 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО в
предоставлении земельного участка Казаковой Е.В., К*** Э.С., К*** А.С. отказано,
поскольку на момент обращения Казаковой
Е.В. с заявлением о предоставлении земельного участка у нее отсутствовало право на его получение (л.д. 50).
Приказом Комитета по
управлению имуществом города Димитровграда от 2 апреля 2024 года № 314
семья Казаковой Е.В. снята с учета
в реестре граждан, сведения о которых включены в Журнал учета граждан, имеющих право на
предоставление земельных участков в собственность
бесплатно (л.д.51).
Удовлетворяя административные исковые
требования и возлагая на административного ответчика обязанность предоставить административным
истцам земельный участок с кадастровым
номером ***, с видом разрешенного использования – для
индивидуального жилищного строительства
в общую долевую собственность бесплатно, суд первой инстанции исходил из
того, что смерть ребенка как основание
для снятия с учета в качестве лица,
имеющего право на получение земельных участков в собственность бесплатно, Законом
Ульяновской области № 059-ЗО не предусмотрена.
С указанным выводом
суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.
Согласно пункту 6
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан,
имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно земельного
участка гарантировано Земельным кодексом
Российской Федерации в случае и в порядке, которые установлены органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 13.3 Закона Ульяновской области №
059-ЗО предусмотрено, что земельные
участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или
муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а
также земельные участки, государственная собственность на которые не
разграничена, и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1 и 3 части 3
статьи 11 настоящего Закона, предоставляются для индивидуального жилищного
строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном
земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно: 1)
проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации,
имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с
гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет,
проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по
образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или
высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями,
профессиональными образовательными организациями или образовательными
организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление
соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной
аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и
более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому
между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным
родителем; 2) постоянно
проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему
на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской
Федерации, являющемуся в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от
12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидом Великой Отечественной войны,
или ветераном боевых действий, или признанным в установленном порядке инвалидом
с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности; 3) постоянно
проживающему на территории Ульяновской области не менее пяти лет и состоящему на учете в качестве нуждающегося в
жилом помещении гражданину Российской Федерации, являющемуся одним из родителей
(в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье,
имеющей ребенка (детей).
Согласно части 1 статьи 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО постановка
граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии с частями 1
и 1.1 статьи
13.3 настоящего Закона право на получение земельных участков в
собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами
местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской
области, в границах территории которого эти граждане проживают по состоянию на
день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на
учет граждан, указанных в пунктах 2
- 5 части 1
и части 1.1
статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории
городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного
самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору
гражданина.
Решение о постановке на учет принимается
уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления о
постановке на учет и сведений, содержащихся, в том числе, в документах,
подтверждающих состав семьи гражданина (части 2.1 статьи 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).
В соответствии с частью 1 статьи 13.5 Закона Ульяновской области № 059-ЗО гражданин снимается с
учета в качестве лица, имеющего право на получение земельных участков в
собственность бесплатно, на основании решения уполномоченного органа местного
самоуправления в следующих случаях: 1) подачи им письменного
заявления о снятии с учета в уполномоченный орган местного самоуправления
непосредственно при его посещении, либо с использованием единого портала, либо
через многофункциональный центр;
2) отсутствия или утраты им оснований, предусмотренных частями 1
и 1.1 статьи
13.3 настоящего Закона; 3) смерти гражданина, а равно признания его
недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим либо лишения
гражданина родительских прав или ограничения его в этих правах решением суда,
вступившим в законную силу; 4) получения социальной выплаты, являющейся формой
меры социальной поддержки, способствующей обеспечению жилыми помещениями,
осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность
бесплатно в случае, предусмотренном статьей 13.7
настоящего Закона; 5) принятия органами,
уполномоченными на предоставление земельных участков, решения о предоставлении
ему земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим
Законом.
На момент обращения Казаковой Е.В. 13 марта 2024 года в Комитет по
управлению имуществом города
Димитровграда с заявлением о
предоставлении земельного участка утрачено основание, предусмотренное частью 1
статьи 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО (наличие у гражданина
Российской Федерации трех и более детей
в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и
(или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и
обучающихся по очной форме обучения в
образовательных учреждениях).
При таких обстоятельствах у административного
ответчика не имелось правовых оснований для предоставления земельного участка с
кадастровым номером *** в общую долевую собственность Казаковой Е.В., К*** А.С. и К*** Э.С. бесплатно на основании пункта 1 части 1 статьи 13.3
Закона Ульяновской области № 059-ЗО, в связи с чем постановление Администрации
города Димитровграда Ульяновской области от 18 марта 2024 года № 734 «Об отказе в предоставлении земельного
участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно»
является законным и обоснованным.
Доводы
жалобы о том, что
административным ответчиком ранее
не принимались меры по предоставлению земельного участка, о незаконности
действий последнего по снятию с учета и отказе в предоставлении земельного участка по заявлению
Казаковой Е.В. от 13 марта 2024 года не свидетельствуют.
При таких
обстоятельствах принятое по делу следует отменить, принять по делу новое
решение, которым в удовлетворении
административного иска Казаковой
Е.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К*** А.С.,
К*** Э.С. к Администрации города Димитровграда Ульяновской области,
муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице
администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному
образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом администрации города
Димитровграда о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении
земельного участка, о понуждении к
предоставлению земельного участка
отказать.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от
7 мая 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.
В
удовлетворении административного иска Казаковой Елены Владимировны, действующей
в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К*** А*** С***, К*** Э*** С***
к Администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному
образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации
города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «город
Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом администрации города
Димитровграда о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении
земельного участка, о понуждении к
предоставлению земельного участка
отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 3 сентября 2024 года.