Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий должностного лица МСЧ
Документ от 27.08.2024, опубликован на сайте 04.09.2024 под номером 114322, 2-я гражданская, об обязании принять действия о переводе в ЛИУ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-002675-59

Судья Высоцкая А.В.                                                                     Дело №33а-3786/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      27 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года по делу №2а-1559/2024, которым постановлено:

в удовлетворении требований административного иска Попкова Виталия Игоревича к фельдшеру медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области Елисейкиной Светлане Анатольевне, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности принять необходимые действия по заявлению о переводе в лечебное исправительное учреждение - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Попкова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Попков В.И. обратился в суд с административным иском к фельдшеру медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Елисейкиной С.А. о возложении обязанности принять необходимые действия по заявлению о переводе в лечебное исправительное учреждение.

В обоснование требований указал, что на основании постановления мирового судьи от 07.01.2021 он обязан пройти лечение от наркомании, в связи с чем, а также с учетом состояния своего здоровья в июле 2023 года он обратился к фельдшеру Елисейкиной С.А. с просьбой о переводе его в лечебное исправительное учреждение, которая сообщила, что для этого необходим прием врача-нарколога.

10.02.2024 его приял врач-нарколог, который, ознакомившись с постановлением мирового судьи, выслушав его доводы, пояснила, что оснований для перевода в лечебное исправительное учреждение не имеется.

Однако судебное постановление является обязательным для его исполнения.

Просил обязать фельдшера медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Елисейкину С.А. принять необходимые действия по переводу Попкова В.И. в лечебное исправительное учреждение.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Попков В.И. не соглашается с решением суда, просит его изменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства Попкова В.И. об изменении оснований и предмета спора. Утверждает, что показания врача Б*** Д.В. о том, что он (Попков В.И.) не нуждается в лечении, противоречат экспертизе №*** от 24.02.2024, проведенной комиссией врачей. Считает, что указанная экспертиза должна быть принята судом во внимание, поскольку вопрос о направлении на лечение не носит заявительного характера, а решается комиссией врачей. Кроме того, обследование врачом Б*** Д.В. проводилось в 2023 году, то есть до проведения экспертизы по уголовному делу. Не соглашается с мнением суда о том, что постановление мирового судьи Адлерского района г.Сочи не является для административного ответчика обязательным. Указывает, что данное постановление вступило в законную силу. В этой связи доводы административного ответчика о двухлетней ремиссии Попкова В.И. не состоятельны. Кроме того, любой судебный акт подлежит неукоснительному исполнению. Указывает, что в колонию-поселение не могут быть переведены осужденные, не прошедшие лечения (в том числе от наркомании), в связи с чем, считает, что суд создает препятствия административному истцу в реализации данного права. Обращает внимание, что уклонение осужденного от лечения является злостным нарушением правил.

Считает, что суду к участию в деле следовало привлечь к участию в деле ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

В судебное заседание кроме  Попкова В.И., другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Положения ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 (далее - Положение), установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Согласно абзацу четвертому подпункта 2 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.

Приказ ФСИН России от 22.05.2023 №307 утверждено штатное расписание медико-санитарной части, согласно которому фельдшеры МЧ имеют специальные звания внутренней службы, следовательно, являются должностными лицами уголовно-исполнительной системы, оспаривание действий и решений которого осуществляется в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мирового судьи Адлерского района г.Сочи от 07.01.2021 по делу №5-3/88-21 Попков В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде ареста на 7 суток. Одновременно на             Попкова В.И. возложена обязанность в течение 10 дней после отбытия наказания пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медико-социальную реабилитацию в ФГБУЗ Наркологическое отделение «Клинической больницы №172 ФМБА» г.Димитровграда.

17.08.2022 Попков В.И. осужден Адлерским районным судом Краснодарского края на срок 7 лет 6 месяцев лишения свобод, начало срока - 30.08.2022, конец срока- 14.07.2028.

Из пояснений Попкова В.И. следует, что после вынесения мировым судьей постановления он в тот же день был взят под стражу в связи с расследованием уголовного дела, административное наказание  не отбывал.

В период с 07.04.2023 по 01.11.2023 отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, затем переведен в СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, где находится до настоящего времени.

Попков В.И. обратился с просьбой к фельдшеру медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области (дислокация в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) Елисейкиной С.А. принять необходимые действия по переводу его в лечебное исправительное учреждение, поскольку постановлением мирового судьи Адлерского района г.Сочи от 07.01.2021 он обязан пройти лечение от наркомании.

05.12.2023 он обратился с заявлением о приеме врачом-наркологом.

10.02.2024 врач-нарколог Б*** Д.В., осмотрев Попкова В.И., выслушав его доводы, ознакомившись с постановлением мирового судьи, пришел к заключению о том, что оснований для перевода Попкова В.И. в лечебное исправительное учреждение не имеется (л.д.43).

26.02.2024 в рамках уголовного дела, по которому Попков В.И. является потерпевшим, была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, согласно заключению которой Попков В.И. страдает синдромом зависимости к нескольким наркотическим веществам средней стадии в условиях вынужденной ремиссии в условиях, исключающих употребление  (л.д.42).

Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля врач Б*** Д.В. пояснил, что является врачом-психиатром-наркологом ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, он осуществлял осмотр Попкова В.И. в декабре 2023 г., осужденный ему пояснил, что последний прием наркотических веществ имел место 06.01.2021, жалоб на состояние здоровья не было, у осужденного в данном случае имеет место стойкая вынужденная ремиссия более двух лет, что свидетельствует об отсутствии необходимости проведения лечения в ЛИУ.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия фельдшера Елисейкиной С.А. не  противоречат закону, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказал.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, как основанные на ошибочном толковании закона и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца             (ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что необходимая для удовлетворения административного иска совокупность условий, предусмотренная ст.227 КАС РФ, - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца отсутствует.

Заявление Попкова В.И. о том, что постановление мирового судьи Адлерского района г.Сочи от 07.01.2021 по делу №5-3/88-21 вступило в законную силу 12.10.2023 материалами дела не подтверждается. Согласно постановлению оно вступило в законную силу 19.01.2021 (л.д.7 оборот), доказательств иного в материалах дела не имеется.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (ч.1 ст.31.3                 КоАП РФ).  

В ч.1 ст.31.9 КоАП РФ определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Следовательно, доводы заявителя о возможном привлечении его к ответственности за уклонение от лечения несостоятельны.

Оснований для привлечения к участию в деле ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России не имеется, поскольку их права и интересы постановленным по делу решением не затрагиваются.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что судом по всему тексту решения допущена опечатка, наименование административных ответчиков указано как «фельдшер медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области Елисейкина С.А.» и «ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области», в то время как согласно уставу данного ФКУЗ учреждение находится в ведении ФСИН России (л.д.26).

В этой связи необходимо исключить по всему тексту решения из наименования административных ответчиков слова «по Ульяновской области», что на правильность принятого решения не влияет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года  изменить, исключив из наименования административных ответчиков словосочетание «по Ульяновской области» по всему тексту решения.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.08.2024