Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании обязательных платежей
Документ от 27.08.2024, опубликован на сайте 04.09.2024 под номером 114321, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2024-000097-85

Судья Муртазина К.С.                                                        Дело № 33а-3781/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            27 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чичина Юрия Павловича на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2024 года по делу № 2а-1-88/2024, по которому постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Чичину Юрию Павловичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Чичина Юрия Павловича  (ИНН ***) задолженность по ЕНС в общей сумме 886 827 руб. 53 коп., в том числе налог на доходы физических лиц за 2022 год в размере - 772 897 руб.; штраф по НДФЛ  за 2022 год в размере          38 802 руб.; транспортный налог за 2022 год в размере - 900 руб. налог на имущество физических лиц за 2022 год  в размере 12 524 руб.; земельный налог за 2022 год в размере - 2245 руб.; пени в размере 59 459 руб.53 коп. за период с 18.07.2023 по 10.01.2024.

Взыскать с Чичина Юрия Павловича (ИНН ***) в доход бюджета муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 12068 руб.

 

Заслушав доклад  судьи Лифановой З.А., пояснения Чичина Ю.П. и его представителя – Светченко О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Чичину Ю.П. о взыскании обязательных платежей.

Требования мотивированы тем, что Чичин Ю.П.  состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.

11.04.2023 административным ответчиком в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2022 год, в которой был заявлен доход, полученный от физического лица  М*** В.М., в связи с продажей складских помещений: с кадастровым номером *** в размере 450 000 руб.; с кадастровым  *** в размере 450 000 руб. Так же Чичиным Ю.П. был заявлен имущественный налоговый вычет от продажи имущества, находившегося в собственности менее 5 лет, не превышающем в целом 1 000 000 руб. Налоговая база по данным налогоплательщика составляет 0,00 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, 0,00 руб. Согласно представленному договору купли-продажи земельного участка и зданий складов от 22.06.2022 Чичиным Ю.П. заявлен доход от продажи указанных складов в размере 999 000 руб. Вместе с тем, в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что кадастровая стоимость на момент сделки склада с кадастровым номером *** составляла 4 628 401 руб. 56 коп., склада с кадастровым номером 73:09:011801:724 – 5 328 102 руб. 50 коп. По итогам камеральной налоговой проверки сумма дохода Чичина Ю.П. составила: по объекту с кадастровым номером *** – 3 239 881 руб. 09 коп.; по объекту с кадастровым номером *** — 3 729 671 руб. 75 руб.; сумма вычета — 1 000 000 руб.; налогооблагаемая база – 5 969 552 руб. 84 коп.; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 776 042 руб. По результатам камеральной налоговой проверки в отношении Чичина Ю.П. вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.08.2023  №13-6802 (за неуплату НДФЛ в установленный законом срок 17.07.2023) в виде штрафа в сумме 38 802 руб., доначислен налог на доходы с физических лиц в сумме 776 042 руб.

Кроме того Чичин Ю.П. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество.

Налогоплательщик имеет в собственности: автомобиль легковой, государственный регистрационный номер ***, Марка/Модель: УАЗ4696, 1976 года выпуска, дата регистрации права – 11.06.1996; земельные участки, расположенные по адресу: ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 22.02.2011, дата снятия с регистрации - 05.07.2022; ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 07.02.2023; жилой дом по адресу: ***,  дата регистрации права 01.01.2000; жилой дом по адресу: ***, дата регистрации права 03.06.2022; иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу:  ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 17.01.2022, дата снятия с регистрации 05.07.2022; ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 17.01.2022, дата снятия с регистрации 05.07.2022.

В адрес Чичина Ю.П. было направлено налоговое уведомление №*** от 27.07.2023 на уплату имущественных налогов за 2022 год, однако, в сроки, установленные законодательством, налоги оплачены не были. В связи с тем, что налоги были не оплачены, на сумму образовавшейся задолженности начислены пени в размере 59 459 руб. 53 коп.

В последующем Чичину Ю.П. было направлено требование об уплате задолженности от 20.11.2023 №*** на сумму 852 895 руб. 93 коп. в срок до 13.12.2023.

Поскольку задолженность не была погашена налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с            Чичина Ю.П. задолженности по обязательным платежам. Определением мирового судьи от 31.01.2024 судебный приказ от 25.01.2024  №2а-115/2024 был отменен в связи с поступившими возражениями.

Административный истец просил взыскать с Чичина Ю.П. задолженность по ЕНС в общей сумме 886 827 руб. 53 коп., в том числе: НДФЛ в размере                             772 897 руб. за 2022 год; штраф по НДФЛ в размере 38 802 руб. за 2022 год; транспортный налог в размере 900 руб. за 2022 год; налог на имущество физических лиц в размере 12 524 руб. за 2022 год; земельный налог в размере           2245 руб. за 2022 год; пени в размере 59 459 руб. 53 коп. (период начисления пени с 18.07.2023 по 10.01.2024).

Чичин Ю.П. представил в суд встречное административное исковое заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области об установлении кадастровой рыночной стоимости объектов недвижимости, о перерасчете суммы налога.

Определением суда от 25.04.2024  встречное исковое заявление было возвращено административному истцу, рекомендовано обратиться с указанным иском в установленном законом порядке в Ульяновский областной суд.

Рассмотрев заявленные налоговым органом требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чичин Ю.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить,  вынести по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции при разрешении вопроса о взыскании налога не учел, что складским помещением административный ответчик владел с 2011 года. Право на земельный участок, на котором были расположены складские помещения, зарегистрировано 22.02.2011. Он неоднократно предпринимал попытки  по регистрации складских помещений на земельном участке, что подтверждается, в том числе, решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 01.09.2011. Полагает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения административного иска, поскольку срок владения составил более одиннадцати лет и рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости составляет менее 1 000 000 рублей, что освобождает его от обязанности по уплате налога. Полагает, что, не рассмотрев его встречный иск, суд лишил его права на судебную защиту.

В возражениях на апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  представители административного истца не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Кодекса.

Законом Ульяновской области от 22.09.2017 №112-30 «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2018 года введен порядок расчета налога на имущество физических лиц - исходя из кадастровой стоимости.

Согласно п.2 ст. 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

денежного выражения совокупной обязанности;

денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и(или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Единым налоговым платежом (ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации насчет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п.1 ст. 11.3 НКРФ).

В соответствии с НК РФ, задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Налоги, сборы, страховые взносы исчисляются налоговым органом в соответствии с Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которым определены налогоплательщики, установлены порядок и сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, в том числе налогоплательщиками транспортного налога, налога на имущество, транспортного налога согласно ст.ст. 357, 388, 400 НК РФ признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, обладающие правом собственности на имущество и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьями 358, 389, 401 НК РФ. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, подлежащие уплате налогоплательщиками - физическими лицами (далее - имущественные налоги физических лиц), в соответствии со статьями 362, 396, 408 НК РФ исчисляются налоговыми органами.

Согласно ст. 72 НК РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, либо исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, влечет начисление и уплату сумм соответствующих пеней, что предусмотрено ст. 75 НК РФ.

При этом пеня не является мерой ответственности, а представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.1996 № 20-П и Определении №175-О от 12.05.2003).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов по ставке 1/300 действующей ключевой ставки Банка России.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности Чичина Ю.П. имеется транспортное средство: автомобиль, государственный регистрационный номер ***, Марка/Модель: УАЗ4696, 1976 года выпуска, дата регистрации нрава – 11.06.1996.

Кроме того, в собственности административного ответчика также находятся земельные участки, расположенные:

1. по адресу: ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 20.09.1992;

2. по адресу: ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 22.02.2011, дата прекращения права 05.07.2022.

3. по адресу: ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права 07.02.2023, а также недвижимое имущество:

-              Жилой дом, адрес: ***, кадастровый номер ***, площадь            60 кв.м, дата регистрации права 01.01.2000;

-              Жилой дом, адрес: ***, кадастровый номер ***, площадь 127,2, дата регистрации права 03.06.2022;

- Иные строения, помещения и сооружения, адрес: ***, кадастровый номер ***, площадь                 365,80 кв.м, дата регистрации права 17.01.2022, дата прекращения права 05.07.2022;

- Иные строения, помещения и сооружения, адрес: ***, кадастровый номер ***, площадь 421,10 кв.м, дата регистрации права 17.01.2022, дата прекращения права 05.07.2022.

Размер ставок земельного налога, налоговые льготы на земельный налог на территории муниципального образования Николаевское городское поселение, установлены на основании Решения Совета Депутатов МО Канадейское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области от 17.11.2021 № 118.

Размер ставок налога на имущество физических лиц, налоговые льготы на налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования Канадейское сельское поселение на 2022 год, установлены Решение Совета Депутатов МО Канадейское сельское поселения Ульяновской области от 17.11.2021 №***.

Чичиным Ю.П. в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2022 год, в которой заявлен доход, полученный в связи с продажей М*** В.М. складских помещений с кадастровым номером *** в размере 450 000 руб.; кадастровый *** в размере 450 000 руб.

В соответствие с п.п. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, Чичиным Ю.П. также был  заявлен имущественный налоговый вычет от продажи имущества, находившегося в собственности менее 5 лет не превышающем в целом 1 000 000 руб. Налоговая база, по данным налогоплательщика, составляет 0 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджета, – 0 руб.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации Чичина Ю.П. установлено, что договору купли-продажи земельного участка и зданий складов от 22.06.2022 Чичиным Ю.П. был заявлен доход от продажи складов, с кадастровыми номерами *** и *** и земельного участка, в размере 999 000 руб. При этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, кадастровая стоимость склада с кадастровым номером *** на момент сделки составляла 4 628 401 руб. 56 коп., а склада с кадастровым номером *** – 5 328 102 руб. 50 коп.

Поскольку для целей налогообложения принимается кадастровая стоимость складов, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, таким образом, стоимость складов для целей налогообложения не может быть меньше 6 969 522 руб. 84 коп. ((4 628 401 руб. 56 коп. + 5 328 102 руб. 50 коп.)*0,7), то налоговым органом рассчитана сумма доходов налогоплательщика: по объекту с кадастровым номером *** – 3 239 881 руб. 09 коп. (4 628 401 руб. 56 коп. * 0,7); по объекту с кадастровым номером *** — 3 729 671 руб. 75 коп. (5 328 102 руб. 50 коп. * 0,7). Сумма вычета — 1 000 000 руб., налогооблагаемая база – 5 969 552 руб. 84 коп.  (3 239 881 руб. 09 коп. + 3 729 671 руб. 75 коп. – 1 000 000 руб.). Таким образом, размер суммы налога, подлежащего уплате Чичиным Ю.П. в бюджет, составляет 776 042 руб., что отражено в акте налоговой проверки № 13-8413 от 16.06.2023.

По итогам камеральной налоговой проверки в отношении Чичина Ю.П. УФНС по Ульяновской области было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.08.2023                №13-6802, которым он признан виновным в совершении налогового правонарушения по п.1 ст. 122 НК РФ, Чичину Ю.П. назначено наказание в виде штрафа в размере 38 802 руб., доначислен налог ни доходы с физических лиц          (л.д. 11-13).

Решением Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу от 18.10.2023 апелляционная жалоба           Чичина Ю.П. на вышеуказанное решение оставлена без удовлетворения. В судебном порядке решения не обжаловались.

В адрес Чичина Ю.П. было направлено налоговое уведомление №*** от 27.07.2023 на уплату имущественных налогов за 2022 год  (л.д. 15). Однако в установленные сроки, налоги административным ответчиком оплачены не были.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов административным ответчиком не была исполнена, на сумму образовавшейся задолженности, в соответствии со статьей 75 НК РФ, налоговым органом были начислены пени в размере 59 459 руб. 53 коп. (л.д.17, 18-19).

В адрес административного ответчика было направлено требование от 20.11.2023 № *** на сумму 852 895 руб. 93 коп., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить сумму отрицательного сальдо ЕНС в установленный срок — до 13.12.2023 (л.д. 9).

Так же в указанном требовании № *** от 20.11.2023г. сообщалось о наличии задолженности по налогам и пени, а также о том, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не предусмотрено.

В добровольном порядке требование Чичиным Ю.П. не исполнено.

В порядке ст.48 НК РФ УФНС России по Ульяновской области обратилось в судебный участок № 2 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с Чичина Ю.П. задолженности по налогам, пени, штрафа в сумме 886 827 руб. 53 коп., на основании которого мировым судьей 25.01.2024 был вынесен судебный приказ №2а-115/2024.

31.01.2024 судебный приказ был отменен, в связи с поступившими от Чичина Ю.П. возражения относительно исполнения судебного приказа (л.д.8).

Установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска налогового органа.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

При начислении имущественных налогов налоговые органы используют сведения об объектах собственности и их владельцах, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст.85 НК РФ, а также иными органами, уполномоченными на взаимодействие с налоговыми органами.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 03.07.2016 №273-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Сведения о кадастровой стоимости по спорным объектам недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** были внесены в ЕГРН 11.01.2022 на основании актов об определении стоимости объектов недвижимости от 11.01.2022 в размере 4 628 401,56 руб. и 5 328 102,50 руб.           соответственно. Сведений об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости в ППК «Роскадастр» не поступало, в судебном порядке кадастровая стоимость на момент начисления налога, а также на момент рассмотрения дела не оспорена.

В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2024 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Чичина Юрия Павловича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30.08.2024