УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0021-01-2023-000039-66
Судья Горбачева Т.Ю.
Дело №33а-3671/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
16 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного
бюджетного учреждения «Симбирский референтный
центр ветеринарии и безопасности продовольствия» на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 7 мая 2024 года по делу №
2а-1-183/2024, которым постановлено:
административный иск Управления Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Ульяновской области к областному государственному бюджетному учреждению
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о
признании бездействия незаконным
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие областного
государственного бюджетного учреждения
«Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия»,
выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного
законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по
содержанию (передержке) животных Сенгилеевского и Тереньгульского районов
Ульяновской области.
Обязать областное государственное бюджетное
учреждение «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»
в течение 9 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение требований
санитарного законодательства - разработать в соответствии с санитарным
законодательством проекты зон санитарной защиты объектов, расположенных по
адресам: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33
(кадастровый номер земельного участка ***) и Ульяновская область, р.п.
Тереньга, ул. Степная, д. 6 (кадастровый номер земельного участка ***).
В удовлетворении административных исковых
требований Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Ульяновскому
областному фонду защиты животных «Флора и Лавра», министерству имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области
отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителей областного государственного
бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» Рузановой Т.Н.,
Романовой М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Стенькиной
А.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Ульяновской области (далее -Управление Роспотребнадзора по
Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к областному
государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия» (далее - ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»), Ульяновскому
областному фонду защиты животных «Флора и Лавра» (далее - УОФЗЖ «Флора и
Лавра») об оспаривании бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных
требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной
защиты объектов по содержанию (передержке) животных и возложении обязанности
разработать проекты указанных зон.
В обоснование
требований указано, что в Управление
Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе поступило
обращение Р*** С.В. от 14 октября 2022 года по вопросу осуществления
деятельности УОФЗЖ «Флора и Лавра» по содержанию животных без владельцев
(приюты) на территории частного сектора в Сенгилеевском и Тереньгульском
районах Ульяновской области без разработанных санитарно-защитных зон, что
нарушает права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В ходе рассмотрения
данного обращения получен ответ от Агентства ветеринарии Ульяновской области о
том, что на территории Ульяновской области функционирует 8 приютов, 6 из
которых принадлежат УОФЗЖ «Флора и Лавра».
ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» представил копии
договоров с УОФЗЖ «Флора и Лавра»
о безвозмездном пользовании недвижимым имуществом, в соответствии с которыми недвижимое имущество
предоставлено в пользование с целью временного размещения животных без
владельцев (приют). Информация по санитарно-защитным зонам
отсутствует. Согласно размещенной информации на сайте zakupki.gov.ru заказчиком
государственного контракта на содержание животных является администрация города
Ульяновска, а его исполнителем - УОФЗЖ
«Флора и Лавра».
Свою деятельность
УОФЗЖ «Флора и Лавра» осуществляет по адресам: Ульяновская область,
Сенгилеевский район, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33,
кадастровый номер земельного участка ***, вид разрешенного использования - под
ветстанцию; Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга,
ул. Степная, д. 6, кадастровый номер земельного участка ***, вид
разрешенного использования - для размещения зданий и сооружений.
Полагает, что со
стороны административных ответчиков имеет место бездействие, выразившееся в
непринятии мер по соблюдению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» по
разработке санитарно-защитных зон.
Просит признать
противоправным бездействие ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра», выразившееся в
невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке
проектов зон санитарной защиты приютов по содержанию (передержке) животных
Сенгилеевского и Тереньгульского районов Ульяновской области; обязать административных
ответчиков в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
обеспечить выполнение требований санитарного законодательства - разработать в
соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной защиты
объектов, расположенных по адресам: Ульяновская область, Сенгилеевский район,
г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33 (кадастровый номер земельного
участка ***) и Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга,
ул. Степная, д. 6 (кадастровый номер земельного участка ***).
К участию в деле в
качестве административного соответчика привлечено Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц –
администрация города Ульяновска, Агентство ветеринарии Ульяновской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области.
Решением
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2023 года в
удовлетворении административного иска отказано (л.д. 32-42 том 2).
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского
областного суда от 14 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено
без изменения, апелляционная жалоба Управления Роспотребнадзора по Ульяновской
области – без удовлетворения (л.д. 130-133
том 2).
Кассационным
определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного
суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 года судебные акты судов первой и
апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области (л.д. 190-195 том 2).
Рассмотрев
заявленные требования по существу, судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» не соглашается с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы
указывает, что исходя из положений пункта 3.17 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов» административный истец как орган осуществляющий надзор за
эпидемиологическим благополучием населения
в отношении спорных объектов должен провести надзорные мероприятия, в
рамках которых провести исследования вредного воздействия на окружающую среду,
однако данных действий административным истцом предпринято не было.
По мнению
административного ответчика, указание суда на то, что расстояние между зданием
карантина для поступающих в приют животных и другими зданиями для содержания и
сооружениями приюта следует принимать не менее 50 м, считает некорректным и не
относящимся к предмету спора.
Кроме того, судом
при принятии решения не учтены нормы пункта 1.2 СанПиН, согласно которому
требования указанных санитарных правил распространяются только на размещение,
проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся и
реконструируемых объектов.
Размер
санитарно-защитной зоны для вышеуказанных объектов уже установлен СанПиН, а
разработка ее проекта для объектов V
класса опасности СанПин не предусмотрена. Согласно пункту 3.1 СанПиН разработка
проекта санитарно-защитной зоны является обязательной только для проектов I-III
опасности.
Таким образом, суд,
проигнорировав требования перечисленных правовых норм СанПиН, вынес незаконное,
немотивированное нормами права и доказательствами решение.
В возражениях на
апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
возражений на нее, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной
власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного
лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пункта 1
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит,
что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы
административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту.
В соответствии со
статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный
закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на
благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия
на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а
также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Отношения по
обращению с животными, в том числе без владельцев, регулируются Федеральным
законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с
животными и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 498-ФЗ), другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 1
и статья 2).
Требования к приютам
для животных установлены частью 1 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ, согласно
которой приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по
содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права
собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются
в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. В
приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию
(размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также
деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
Порядок организации
деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них
устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с методическими указаниями,
утвержденными Правительством Российской Федерации (части 2, 5, 13 статьи 16
Федерального закона № 498-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504 утверждены
методические указания по организации деятельности приютов для животных и
установлению норм содержания животных в них (далее – Методические указания), в
соответствии с пунктом 1 которых органы государственной власти субъектов
Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и
установления норм содержания животных в них.
Под приютами
понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные
коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во
владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и
предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под
животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы
которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы
отказались (пункт 2 Методических указаний).
Во исполнение пункта
1 Методических указаний постановлением Правительства Ульяновской области от 3
апреля 2020 года № 154-П утверждены Правила организации деятельности приютов
для животных и нормы содержания животных в них на территории Ульяновской
области, в соответствии с пунктом 1.3 которых размещение приютов осуществляется
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о
градостроительной деятельности к размещению объектов, связанных с содержанием
животных.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября
2007 года № 74 введена в действие
с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 2.1
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в
соответствии с Федеральным законом
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №
52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на
среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с
особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер
которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных
гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до
значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин
приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению
санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень
безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с
разделом VII приведенных выше нормативов, для промышленных объектов и
производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и
здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и
количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого
шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом
предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду
обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией
промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные
размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства пятого
класса - 50 м.
В соответствии с
пунктом 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к V классу
относятся ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, пункты
передержки животных.
Приказом Минстроя
России от 30 декабря 2020 года № 908/ПР утвержден «СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила
проектирования» (далее - СП 492.1325800.2020), в соответствии с пунктом 4.7 которого
минимальное санитарное расстояние (санитарно-защитная зона) от территории
приютов до жилых и общественных территорий принимается в соответствии с действующими
санитарно-эпидемиологическими нормами, в том числе СанПин 2.2.1/2.1.1.1200.
Расстояние между
зданием карантина для поступающих в приют животных и другими зданиями для
содержания животных, а также другими зданиями и сооружениями приюта следует
принимать не менее 50 м.
Исходя из анализа
положений Федерального закона № 498-ФЗ и Методических указаний во взаимосвязи усматривается, что
в приютах для животных может осуществляться деятельность по содержанию
(передержке) животных, а также по оказанию ветеринарных услуг, что подпадает
под требования пункта 12.5.14 санитарной классификации
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Судом установлено и
из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ***,
площадью 7206 кв.м, с видом разрешенного использования – под ветстанцией,
расположенный по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район,
г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33, находится в постоянном (бессрочном)
пользовании у ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» (л.д. 185-186 том 1).
В пределах данного
земельного участка находятся следующие объекты недвижимости: здание с
кадастровым номером ***, площадью 486,2 кв.м, назначение: нежилое,
наименование: здание ветстанции, год завершения строительства – 1979; здание с кадастровым номером ***, площадью
320 кв.м, назначение: нежилое, наименование: гараж, год завершения
строительства – 1979; здание с кадастровым номером ***, площадью 108,5 кв.м, назначение: нежилое,
наименование: здание котельной, год завершения строительства – 1979; здание с
кадастровым номером ***, площадью 31,8
кв.м, назначение: нежилое, наименование: крематорий; год завершения
строительства – 1979.
Собственником
указанных объектов является Ульяновская область, с 23 марта 2021 года они находятся в оперативном управлении ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» (л.д. 188-195 том
1).
Земельный участок с
кадастровым номером ***, площадью 4667 кв.м с видом разрешенного
использования: для размещения зданий и сооружений, расположенный по адресу:
Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга,
ул. Степная, д. 6, с 5 апреля
2021 года также находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» (л.д. 175-176
том 1).
В пределах
указанного земельного участка находятся следующие объекты недвижимости: здание
с кадастровым номером ***, площадью 387,5 кв.м, назначение: нежилое,
наименование: здание ветлаборатории, ветстанции, год завершения строительства –
1993; здание с кадастровым номером ***, площадью 65,9 кв.м, назначение:
нежилое, наименование: здание ветсанэкспертизы, год завершения строительства –
1994; здание с кадастровым номером ***, площадью 75 кв.м, назначение: нежилое, наименование:
здание вивария, год завершения строительства – 1994.
Собственником
указанных объектов является Ульяновская область, с 18 марта 2021 года переданы в
оперативное управление ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» (л.д. 177-184 том 1).
Находящиеся на
данных земельных участках помещения в зданиях с кадастровыми номерами *** и ***
переданы ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» в безвозмездное
пользование УОФЗЖ «Флора и Лавра»,
основной целью которого согласно уставу является охрана окружающей
среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита
животных и птиц, а также содействие развитию ветеринарного дела и полное
использование имеющегося потенциала в ветеринарии для обеспечения устойчивого
ветеринарного благополучия в области (л.д. 141-146, 224-232 том 1).
Согласно
заключенному муниципальному контракту от
14 февраля 2023 года УОФЗЖ «Флора и
Лавра» оказывает услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на
территории Заволжского и Железнодорожного районов г. Ульяновска
в соответствии с его условиями и с установленными требованиями,
предъявляемыми к каждому виду услуг в соответствии со спецификацией,
нормативно-техническими документами, а также в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 740-П «Об утверждении Положения о
порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на
территории Ульяновской области» и Техническим заданием.
Ранее между
администрацией г. Ульяновска и УОФЗЖ «Флора и Лавра» также действовал контракт от 18 апреля 2022 года, по которому
исполнитель оказывал услуги по отлову и
содержанию животных без владельцев на территории Заволжского района г. Ульяновска
(л.д. 82-109 том 1).
Установлено и
сторонами не отрицается, что переданные ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» в пользование
УОФЗЖ «Флора и Лавра» помещения в здании с кадастровым номером ***, 1979 года
постройки, и помещения в здании с
кадастровым номером ***, 1994 года
постройки, используются для целей временного размещения животных без владельцев
(приюты).
Удовлетворяя
исковые требования Управления
Роспотребнадзора по Ульяновской области к ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о
признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение 9
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение
требований санитарного законодательства - разработать в соответствии с
санитарным законодательством проекты зон санитарной защиты объектов,
расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33, и Ульяновская область, р.п. Тереньга, ул.
Степная, д. 6, суд первой инстанции
руководствовался положениями Федерального закона № 52-ФЗ, Федерального закона №
498-ФЗ, нормами СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, СП 492.1325800.2020, принял во внимание, что поскольку в приютах для животных может
осуществляться деятельность по содержанию (передержке) животных, а также по
оказанию ветеринарных услуг, что подпадает под требования пункта 12.5.14 санитарной классификации
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, то на административном ответчике лежит обязанность
по разработке проекта зон санитарной защиты
вышеуказанных объектов.
Выводы суда первой инстанции
о наличии таких оснований для
удовлетворения исковых требований Управления
Роспотребнадзора по Ульяновской области к ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» не основаны на законе и материалах дела.
Под санитарно-защитной зоной
понимается зона с особыми условиями использования территорий, которые
направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в
том числе путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия
на человека факторов среды обитания (пункт 4 статьи 1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарно-защитная зона -
это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает
уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического,
биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими
нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона
является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при
эксплуатации объекта в штатном режиме
Согласно пункту 2.1 СанПиН
2.2.1./2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная
зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения
при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В целях обеспечения
безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг
объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и
здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом
использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения
на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений,
установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов
опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до
величин приемлемого риска для здоровья.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и
использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных
зон (далее - Правила установления санитарно-защитных зон), регламентирующие
требования к санитарно-защитным зонам.
Санитарно-защитная зона или
какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и
использоваться для расширения промышленной или жилой территории без
соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны
(пункт 5.6 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
На основании абзаца 2 пункта
2 статьи 12 Федерального закона №
52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о
санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании части 16 статьи
26 Федерального закона от 3
августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение
существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением
случаев, если иное не предусмотрено федеральным законом или если до 1
декабря 2019 года Правительством РФ в
соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации утверждено
положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего
вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования
данного Закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 данной
статьи.
На основании абзаца 2 пункта
1 Правил установления санитарно-защитных зон такие зоны устанавливаются в
отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов
капитального строительства, являющихся источниками химического, физического,
биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в
случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или)
биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические
требования.
В соответствии с пунктами 6,
13 Правил установления санитарно-защитных зон при планировании строительства
или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня
направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации
заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный
орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Заявление вручается лично или направляется посредством почтовой связи на
бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заверенных усиленной
квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании
заключения договора с заявителями.
Согласно пункту 14 Правил
установления санитарно-защитных зон к заявлению об установлении или изменении
санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении
проекта санитарно-защитной зоны.
На основании пункта 17
Правил установления санитарно-защитных зон уполномоченный орган в срок не более
15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении
санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю либо направляет
заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с
мотивированным обоснованием.
В соответствии с пунктом 25
Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона и
ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах,
считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
Субъектами, обязанными иметь
проект санитарно-защитных зон, являются: застройщик, претендующий на выдачу
разрешения на строительство (пункт 6 Правил установления санитарно-защитных
зон); правообладатель построенного или реконструированного объекта, в отношении
которого установлена или изменена санитарно-защитная зона в целях выявления
необходимости изменения санитарно-защитной зоны (пункт 7 Правил установления
санитарно-защитных зон).
На основании пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования
земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня
вступления в силу настоящего постановления, в
отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны
провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и
(или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и
представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении
санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом
14 Правил установления санитарно-защитных зон, в срок не более одного года со
дня вступления в силу указанного Постановления.
Также на основании пункта
2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 для объектов I - III классов опасности
разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер
санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны
с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и
уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден
результатами натурных исследований и измерений.
На основании пункта 3.1
СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I -
III классов опасности является обязательной. Проектирование санитарно-защитных зон
осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации,
проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного
объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
На основании пункта 16
Правил установления санитарно-защитных зон проект санитарно-защитной зоны
содержит: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения
о границах санитарно-защитной зоны (наименования
административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения
границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе
координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с
требованиями законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом
расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном
воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для
здоровья человека; перечень ограничений использования земельных участков,
расположенных в границах санитарно-защитной зоны в соответствии с пунктом 5
Правил установления санитарно-защитных зон; обоснование возможности использования
земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 Правил
установления санитарно-защитных зон, в том числе с учетом расчетов рассеивания
загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух
и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено
установление таких ограничений использования земельных участков).
Согласно пункту 3.10 СанПиН
2.2.1./2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны также
должны быть определены: мероприятия по защите населения от воздействия выбросов
вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее
использования.
В соответствии с пунктом 8
Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических,
физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких
исследований (измерений) (в том числе для создания проектов санитарно-защитных
зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Таким
образом, в соответствии с пунктами 2.1 и 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 для
объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного
размера санитарно-защитной зоны.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 52-ФЗ проект санитарно-защитной зоны утверждается
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным
правилам.
Указанное
санитарно-эпидемиологическое заключение согласно статье 42 и статье 51 Федерального
закона № 52-ФЗ выдается главными государственными санитарными
врачами и (или) их заместителями по субъектам Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, рассмотрение проектов расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II и III класса
опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные
материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии
(несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Установление,
изменение размеров установленных (окончательных) санитарно-защитных зон для
промышленных объектов и производств I и II класса опасности, в соответствии с
пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 осуществляется постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской
Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения
атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух,
выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры
санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и
санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного
врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Согласно
пункту 4.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных
зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов
обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного
воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов
натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического
воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой
наблюдений, представляемой в составе проекта.
В
силу пункта 4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров
установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I
и II классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ на основании: предварительного заключения управления
Роспотребнадзора по субъекту РФ; действующих санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами
рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на
атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной
аккредитованными организациями; оценки риска для здоровья населения.
Для
промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры
санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и
санитарно-эпидемиологического заключения главного государственного санитарного
врача субъекта РФ или его заместителя на основании: действующих
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы
проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения
атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум,
вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (пункт 4.3 СанПиН
2.2.1./2.1.1.1200-03).
Согласно
пункту 13 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ с 1
января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают
существование, а ограничения использования земельных участков в них не
действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены
ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1
октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные
на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
В соответствии
с таблицей 7.1 Санитарной классификации,
содержащейся в СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 к классу V относятся ветлечебницы с содержанием животных,
виварии, питомники, пункты передержки животных, для которых установлена
санитарно-защитная зона 50 метров.
Факт осуществления деятельности,
в том числе, по содержанию (передержке) животных, по оказанию ветеринарных
услуг в приютах по адресам: Ульяновская область, Сенгилеевский район,
г. Сенгилей, ул. Котовского, д. 33, и Ульяновская область, Тереньгульский район,
р.п. Тереньга, ул. Степная, д. 6, что подпадает под требования пункта 12.5.14 санитарной классификации
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, представителями административного ответчика не
отрицается.
Вместе
с тем, с учетом вышеприведенных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
обязательным является разработка проекта санитарно-защитной зоны только для
объектов I - III класса опасности, а также разработка проекта ориентировочного
размера санитарно-защитной зоны для объектов, являющихся источниками
воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не
установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы.
Принимая
во внимание, что административный ответчик не осуществляет деятельность,
относящуюся к I - III классам опасности, а осуществляет свою деятельность на
территории объектов, которые отнесены к V классу по санитарной классификации санитарно-защитной
зоны, а также учитывая, что в отношении
данных объектов уже установлен размер
санитарно-защитной зоны - 50 метров; год завершения строительства объектов;
непредоставление административным истцом надлежащих подтверждений тому, что
правообладатели смежных земельных участков имеют претензии к расположению
(установлению) фактической границы участка по адресам: Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей,
ул. Котовского, д. 33, и
Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п. Тереньга,
ул. Степная, д. 6, разработка проекта
санитарно-защитной зоны объектов не является для ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обязательной.
При
этом согласно тексу обращения
Разенковой С.В., на которое ссылается
административный истец, отнести указанное лицо к правообладателю смежного
земельного участка не представляется возможным в связи с его проживанием в ином
населенном пункте (л.д. 10 том 1).
Согласно пункту 3.17 СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 обоснование размещения объектов, относящихся к V классу
опасности, с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного
воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация,
электромагнитные излучения в условиях сложившейся градостроительной ситуации
(при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной
зоны) требуется при размещении объектов
малого бизнеса, при этом УОФЗЖ «Флора и
Лавра» является некоммерческой организацией.
Кроме того, постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» нормы СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03, на которые ссылается административный истец
признаются утратившими силу с 1 января 2025 года.
Административным
истцом не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства,
подтверждающие, что в результате деятельности административного ответчика на
указанных объектах нарушаются установленные санитарные нормы, что могло бы
явиться основанием для обязательной разработки проекта санитарно-защитной зоны.
При
таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о допущенных ОГБУ «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия»
нарушениях и возложении на него обязанности по разработке проекта
санитарно-защитной зоны не соответствуют вышеприведенным нормам права и
фактическим обстоятельствам по делу.
В
связи с указанным на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации судебная коллегия отменяет
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 7 мая 2024
года, принимает по делу новое решение, которым
отказывает в удовлетворении административного иска Управления
Роспотребнадзора по Ульяновской области к ОГБУ «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра», Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований
санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты
объектов по содержанию (передержке) животных, о возложении обязанности разработать
проекты зон санитарной защиты.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 7 мая 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении
административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к
областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия», Ульяновскому областному фонду
защиты животных «Флора и Лавра», Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного
законодательства о разработке проектов зон санитарной защиты объектов по
содержанию (передержке) животных, о возложении обязанности разработать проекты
зон санитарной защиты отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30 августа 2024 года.