Дело № 3а-213/2024
73OS0000-01-2024-000216-10
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2024
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Шапошниковой М.В.,
с участием прокурора Тимофеева М.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
Сошникова Валерия Васильевича о признании недействующими
пункта 6339 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 12492 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021
года, пункта 11797 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,
пункта 7905 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года,
у с т а н о в и л :
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2021
год» (далее также приказ № 245-пр).
29 ноября 2021 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ №
214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость»,
на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).
25 ноября 2022 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год» (далее приказ № 264-пр).
28 ноября 2023 года
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан
приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая
стоимость, на 2024
год» (далее приказ № 278-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как
кадастровая стоимость, на 2021, 2022,
2023, 2024 годы соответственно. Перечни являются приложениями
к приказам.
Сошников
В.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании недействующими пункта 6339 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021
год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры
Ульяновской области № 245-пр от 11
ноября 2020 года, пункта 12492 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года, пункта 11797 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,
пункта 7905 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года.
В
обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми
пунктами в перечни на 2021 – 2024 годы
включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по
адресу: ***, принадлежащее на
праве собственности Сошникову В.В.
Указанное
здание расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом
разрешенного использования «под административным зданием».
Включение
объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено
незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей
378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования
земельного участка, ни назначение помещений здания однозначно не позволяют
отнести его к административно-деловому или торговому центру.
Фактическое
обследование здания с кадастровым
номером *** с целью определения вида его фактического использования для включения в перечни на 2021-2024 годы не производилось.
Административный
истец Сошников В.В. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела
извещен.
Представитель Сошникова
В.В. – Динуллова Н.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам,
изложенным в административном иске.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Тимофеева И.В. в судебном заседании указала, что административный ответчик по результатам
обследования 26 июля 2024 года нежилого здания с кадастровым номером *** считает
подлежащим удовлетворению требование административного истца о признании
недействующим пункта 7905 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год,
утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года, в остальной части административные исковые требования
просит оставить без удовлетворения. Указала, что здание с кадастровым номером ***
было включено в перечни исходя из вида разрешенного использования земельного
участка – «под административным зданием». Здание было включено в перечни
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2021-2023 годы правомерно, поскольку помещения
данного здания использовались в целях, соответствующих критериям статьи 378.2
НК РФ.
Исследовав материалы
административного дела, выслушав доводы сторон,
заключение прокурора Тимофеева М.С. об удовлетворении требований
административного истца, суд приходит к
следующему.
В соответствии со
ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в
отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами
отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они
полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные
интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской
Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного
ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены
региональных налогов и сборов.
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа
2019 года) утверждено Положение о
Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в
сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности
строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный
государственный контроль (надзор) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 245-пр от 11 ноября
2020 года, № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на
2021 и 2022 годы.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, №
публикации 7301202111290005.
Пунктом 6339 приказа №245-пр, пунктом 12492 приказа № 214-пр в
перечни на 2021 и 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***,
расположенное по адресу:
***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено
Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также -
Министерство) является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия
собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными
участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области,
управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством,
а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сферах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения
Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на
имущество организаций:
а) определяет на этот налоговый период
перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень);
б) направляет перечень в электронной форме в
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;
в) размещает перечень на официальном сайте
Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской
области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 264-пр от 25 ноября
2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года которыми утверждены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023
и 2024 годы.
Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, №
публикации 7301202211300001.
Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой
информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер
публикации 7301202311290001.
Пунктом 11797 приказа № 264-пр, пунктом 7905 приказа № 278-пр в
перечни на 2023 и 2024 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***,
расположенное по адресу:
***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты были приняты
уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры
Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их
компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в
той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с
соблюдением процедуры официального опубликования.
Определяя
правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечни, суд приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая
база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их
кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в
соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Согласно п.п.1 п. 1
ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в
отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом
налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное
использование или наименование которых в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.
4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания
(строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в
котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается
одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр
(комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для
использования или фактически используется одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской
Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы
по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Редакция п. 1 ст.
1.1 указанного закона на момент принятия приказа № 245-пр предусматривала,
что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и
помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
На момент издания
приказа № 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что
налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества
определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября
2021 № 135-ЗО).
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой начала применения на территории
Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество
физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
является 1 января 2018 года.
В соответствии с
пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,
сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида
фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений,
устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости,
документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных
органов государственной власти Ульяновской области, органов местного
самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости,
сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных
источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П признано утратившим силу Постановление
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П и утверждено
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий
(строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по
налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость
(далее - Положение). Указанное постановление вступило в силу 4 октября 2023 года.
Разделом 2 данного Положения предусмотрено,
что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о
них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного
самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях,
располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.
Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами
государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими
сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения
неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о
наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно
отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения
мероприятий.
В ходе судебного
разбирательства установлено, что Сошников В.В. является собственником объекта
недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 239 кв.м,
расположенного по адресу: ***.
Назначение указанного здания – нежилое
Его наименование –
здание.
Данный объект
недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид
разрешенного использования – под административным зданием.
Вышеуказанные
наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования
земельного участка с кадастровым номером ***
однозначно не указывают на использование здания как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения только торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом,
принадлежащее административному истцу нежилое здание могло быть включено в
перечни при условии установления
уполномоченным органом того, что
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью
не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу
объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых
объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Фактическое
обследование нежилого здания с
кадастровым номером *** уполномоченным
органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых
в части перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2024 годы не
проводилось.
Согласно
составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации по состоянию
на 27 октября 2006 года техническому паспорту на объект недвижимого имущества, имеющий
наименование «здание», расположенный по адресу: ***, данный объект недвижимого имущества имеет площадь 239,03
кв.м, состоит из площади нежилых
помещений по классификации:
учрежденческая – 165,81 кв.м, служебная 73,22 кв.м, по назначению помещения
имеют следующие наименования: «кабинет», «служебное», «коридор», «тамбур»,
«подсобное», «сан.узел», «лестничная клетка».
Наименование и
назначение помещений указанного объекта
не позволяют признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование
отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного
истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической
инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нельзя признать
спорный объект недвижимости также предназначенным для размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу
378.2 НК РФ.
По фактическому
использованию помещений в данном здании,
исходя из представленных представителем административного истца документов, в
том числе фотоматериалов здания и помещений в нем, также не имеется оснований
для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым центром.
Так, из указанных
документов следует, что объект недвижимого имущества – нежилое здание с
кадастровым номером *** в период с 2021 по 2024 годов находится на праве аренды
у *** на основании заключенного с
Сошниковым В.В. договора аренды здания (сооружения) от *** года. При этом указанным договором предусмотрено, что
арендатором здание используется в служебных и административных целях.
В
свою очередь *** помещения указанного нежилого здания с кадастровым номером *** сдавало и сдает в
субаренду следующим юридическим и физическим лицам:
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года, действующего
до настоящее время, помещение площадью
19,45 кв.м; согласно дополнительному соглашению от *** года к
данному договору субаренды от *** года
площадь субаренды изменилась, передано в субаренду дополнительно помещение № *** площадью 11,61 кв.м, для
размещения архива;
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года,
действующего до настоящего времени,
помещение общей площадью 7,8 кв.м для получения почтовой корреспонденции
и архивно-складского использования;
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года,
действующего до настоящего времени,
помещение общей площадью 17,23 кв.м, для архивно-складского хранения;
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года, помещение
общей площадью 12,39 кв.м для получения почтовой корреспонденции и
архивно-складского хранения, с *** года
договор субаренды расторгнут;
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года,
действующего до настоящего времени,
помещение площадью 5,4 кв.м в
целях получения почтовой корреспонденции и размещения архива;
-
*** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года,
действующего до настоящего времени,
помещение площадью 14,85 кв.м для
размещения склада и архива;
-
адвокату *** на основании договора субаренды нежилого помещения от *** года,
действующего до настоящего времени,
помещение площадью 11,57 кв.м для размещения адвокатского кабинета.
***
по договору субаренды нежилого помещения от *** года передано в субаренду ***
часть нежилого помещения № *** площадью 9,7 кв.м для размещения архива и получения почтовой
корреспонденции.
Согласно
выписке из ЕГРИП в отношении *** его
основным видом деятельности является оценка рисков и ущерба.
Цели
субаренды нежилых помещений по договорам субаренды, заключенным с ***, не
соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ, оснований для отнесения
арендуемых ими помещений к офисным помещениям либо предназначенным для
размещения объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания,
не имеется.
Доказательств
наличия иных договоров субаренды нежилых помещений здания с кадастровым номером ***,
действовавших на даты утверждения Перечней на 2021-2024 годы, суду не
представлено.
Как
усматривается из представленного суду акта о фактическом использовании здания,
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организаций определяется как их кадастровая стоимость, от 26 июля 2024 года в
отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, составленного
специалистами ОГБУ «БТИГКО», к
фактической площади объекта, используемого для размещения офисов и
сопутствующей офисной инфраструктуры, отнесены помещение № ***, площадью 19,45
кв.м., занимаемое ***, и помещение № ***, площадью 11,57 кв.м, занимаемое
адвокатом ***, итого, общей площадью 31,02 кв.м, что составляет 13% от площади
нежилого здания.
Вместе
с тем, согласно положениям Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской
деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на
профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке,
установленном названным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в
целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к
правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (пункты 1,
2 статьи 1); адвокатский кабинет – одна из форм адвокатских образований (статья
20), адвокатский кабинет не является юридическим лицом (статья 21).
С
учетом изложенного, помещение, занятое адвокатским кабинетом адвоката ***, не
является офисом по смыслу, закрепленному в статье 378.2 Налогового кодекса
Российской Федерации, поскольку в нем самостоятельная деловая, административная
или коммерческая деятельность не осуществляется.
В
силу этого, офисным помещениям является занимаемое *** помещение, площадью
19,45 кв.м, которая составляет 8,13% от площади нежилого здания с кадастровым
номером ***.
Учитывая
вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения спорного
объекта недвижимого имущества в перечни на 2021, 2022, 2023, 2024 годы не имелось.
При таких
обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в
полном объеме.
Определяя момент, с которого
оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в
оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец
является плательщиком налога на имущество за период с 2021 по 2024 год и
оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на
который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента
вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав
и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Следовательно,
оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует
признать недействующими с момента их принятия.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения КАС РФ, в том числе глава 21,
не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов
разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
КАС РФ.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая решение, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу административного истца
Сошникова В.В. в возмещение
понесенных им расходов
по уплате государственной пошлины 1200 руб.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Сошникова
Валерия Васильевича о признании недействующими
в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6339 Перечня объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт 12492 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт 11797 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023
год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.
Признать недействующим со дня принятия пункт 7905 Перечня объектов недвижимого имущества, в
отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024
год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от
28 ноября 2023 года.
Взыскать с Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Сошникова Валерия
Васильевича в возмещение расходов по уплате государственной
пошлины 1200 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова