УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0021-02-2024-000072-30
Судья Зинин А.Н. Дело № 33а-3596/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
13 августа 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре Аладине А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Тереньгульский район»
Ульяновской области, Правительства Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2024 года по
делу № 2а-2-66/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области,
действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, Правительству
Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению земельных участков
элементами дорожной и инженерной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать администрацию
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области за счет
средств субъекта Российской Федерации Ульяновской области в срок до 31 декабря
2026 года обеспечить земельные участки, расположенные в поселке Лысогорский
Тереньгульского района Ульяновской области в границах земельного участка с
кадастровым номером № ***, объектами
инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой и системой
водоснабжения), обеспечивающих для собственников земельных участков возможность
технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства
к сетям
инженерно-технического оснащения, а также дорогами (обустроенными или приспособленными и используемыми для
движения транспортных средств полосами земли либо поверхностями искусственных
сооружений) и внутриквартальными проездами.
В удовлетворении
административных исковых требований к Министерству транспорта Ульяновской
области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкин ой Е.С., представителя Правительства
Ульяновской области Ямдыхановой М.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения
прокурора Михайловой Т.В., полагавшей решение суда
законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Тереньгульского района Ульяновской области, действующий в интересах
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области,
Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности по
обеспечению земельных участков элементами дорожной и инженерной инфраструктуры.
В обоснование иска
указал, что прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проведена
проверка соблюдения законодательства о государственной поддержке многодетных
семей и ветеранов боевых действий, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Согласно положениям законодательства и правовой позиции Конституционного суда
Российской Федерации земельные участки, предоставляемые гражданам, имеющим
троих и более детей, должны быть сразу
или в течение разумного срока обеспечены необходимой коммунальной,
транспортной и иной инфраструктурой. При этом к финансированию указанных
мероприятий должен привлекаться соответствующий субъект Российской Федерации,
поскольку в первую очередь это относиться к его расходным обязательствам.
Проверкой
установлено, что Агентством государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области из земельного участка с кадастровым номером № ***,
находящегося в собственности Ульяновской области, сформированы земельные
участки на территории пос. Лысогорский Тереньгульского района Ульяновской области
в количестве 658 земельных участков для предоставления льготной категории
граждан бесплатно. Земельные участки сформированы по 1000 кв.м с видом разрешенного использования: жилые
дома усадебного типа, категория земель: земли населенных пунктов. В настоящее
время ветеранам боевых действий предоставлено 483 земельных участка,
многодетным семьям - 33 земельных участка. При этом до настоящего момента к
указанным земельным участкам не подведены элементы инфраструктуры (сети
водоснабжения, водоотведения и газоснабжения), не устроены в полной мере
автомобильные дороги и подъезды.
Просил возложить на
администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области, Министерство транспорта Ульяновской области обязанность по обеспечению
земельных участков, расположенных в пос. Лысогорский Тереньгульского района
Ульяновской области в границах земельного участка с кадастровым номером №***,
элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами,
внутриквартальными проездами) в течении одного года со дня вступления решения
суда по настоящему делу в законную силу; возложить на администрацию
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области и Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность
по обеспечению земельных участков, расположенных в п. Лысогорский Тереньгульского
района Ульяновской области в границах земельного участка с кадастровым номером №***
элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения, водоотведения и
газоснабжения) в течение одного года со дня вступления решения суда по
настоящему делу в законную силу.
Судом к участию в
деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство
Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Клещевников А.А.,
Министерство финансов Ульяновской области, Управление Федерального казначейства
по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное, принять по
административному делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что судом
не были учтены все обстоятельства дела. Земельный участок с кадастровым номером
№ ***, выделенный для предоставления льготной категории граждан, не является
собственностью муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области, а также земельным участком, государственная собственность на который
не разграничена. Данный земельный участок не переведен в категорию земель
населенных пунктов, в собственность муниципального образования «Тереньгульский
район» Ульяновской области не передавался. Таким образом, администрация не может распоряжаться им и обеспечивать его элементами инфраструктуры.
Полагает, что
земельные участки, выделенные Ульяновской областью для нужд граждан, уже должны были быть обеспечены
собственником необходимой инфраструктурой.
Также
непосредственное обеспечение земельных участков газоснабжением может быть
осуществлено только посредством газопровода, строительство которого в
полномочия органов местного самоуправления не входит. В связи с чем возложение
судом на администрацию обязанности по обеспечению пос.
Лысогорского Тереньгульского района Ульяновской области газораспределительной
системой является неправомерным.
Обращает
внимание на необходимость возложения на
Правительство Ульяновской области обязанности по выделению на указанные судом
мероприятия денежных средств. Выделение денежных средств не в полном объеме и
не в установленный срок может повлечь за собой необоснованное наложение штрафов
на администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области.
В апелляционной
жалобе Правительство Ульяновской области также не соглашается с решением суда,
просит его отменить, в удовлетворении требований к нему отказать.
Считает, что
поскольку земельные участки расположены
в пос.
Лысогорский Тереньгульского района Ульяновской области, то и обязанность по
организации обеспечения земельных участков элементами инженерной и дорожной
инфраструктуры возлагается на администрация
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.
Удовлетворение таких требований к Правительству Ульяновской области
является ограничением права органа
местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения,
нарушает принцип разделения властей и самостоятельности бюджетов.
Обращает внимание,
что материалы дела не содержат доказательства отсутствия у органа местного
самоуправления объективной возможности в полной мере обеспечить земельной
участок объектами необходимой инфраструктуры за счет собственных средств.
Комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами
инфраструктуры администрацией не разработан.
Отмечает, что в
рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие
жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в
Ульяновской области» предусмотрено софинансирование расходных обязательств,
связанных со строительством и (или) реконструкцией, капитальным ремонтом
объектов водоснабжения и водоотведения систем коммунальной инфраструктуры.
Полагает, что
возложение решением суда обязанности на Правительство Ульяновской области без
конкретизации действий административных ответчиков по устранению нарушений,
установленных судом, фактически приводит к затруднению исполнения решения и его
неопределенности.
Считает, что
требования прокурора к Правительству Ульяновской области являются
преждевременными и безосновательными, так как программы, в которые заложены
денежные средства, приняты еще в 2023 году. Программа обеспечения многодетных
семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно,
находится на финальной стадии принятия. Следовательно, со стороны Правительства
Ульяновской области приняты все меры по обеспечению земельных участков,
выделенных гражданам, имеющим троих и более детей, элементами дорожной и
инженерной инфраструктуры.
В возражениях на
апелляционную жалобу ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»
просит решение суда оставить в силе.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
Из материалов
настоящего дела следует, что во
исполнение Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О
регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон
Ульяновской области № 059-ЗО), пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса
Российской Федерации на основании распоряжений Агентства государственного имущества
и земельных отношений Ульяновской области и
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области в собственность бесплатно ряду
граждан (многодетным семьям, ветеранам боевых действий) предоставлены земельные
участки в границах земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного в пос.
Лысогорский Тереньгульского района Ульяновской области (л.д. 221, 234-249 том
1, л.д. 1-22 том 2).
Прокуратурой
Тереньгульского района Ульяновской области в ходе проведенной проверки
выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № ***, в границах
которого гражданам выделяются бесплатно земельные участки для индивидуального
жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой
(газораспределительной системой, системой водоснабжения) должным образом не обеспечен и не имеет
элементов дорожной инфраструктуры (подъездных дорог и внутриквартальных
проездов), что административными ответчиками не отрицалось.
Согласно сообщению
ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», ООО «Газпром
газификация», ОГКП «Ульяновский областной водоканал» на территории земельного
участка № *** отсутствуют газоснабжение и водоснабжение, имеется дорога
местного значения от федеральной трассы к населенному пункту Лысогорский
(старая деревня), которая проходит вдоль земельного участка № *** (л.д. 55, 95,
113, 126-127, 133 том 1).
Возлагая на администрацию
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области обязанность за счет средств субъекта Российской Федерации
Ульяновской области обеспечить земельные участки, расположенные в пос.
Лысогорский Тереньгульского района Ульяновской области в границах земельного
участка с кадастровым номером № ***, объектами инженерной инфраструктуры, а
также дорогами и внутриквартальными проездами, суд первой инстанции,
руководствуясь положениями Закона
Ульяновской области № 059-ЗО и Федерального закона от 6 октября 2003 года
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», пришел к выводу о том, что
вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,
снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной
деятельности, в том числе на земельных участках, передаваемых в собственность
гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей,
относятся к вопросам местного значения муниципального образования
«Тереньгульский район» Ульяновской области.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и
повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской
Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий
семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на
земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной
основе.
Согласно пункту 6
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения
уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка
гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые
установлены органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Статьей 4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО
предусмотрено, что Правительство Ульяновской области в сфере земельных
отношений: управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в
государственной собственности Ульяновской области, непосредственно или через
исполнительный орган Ульяновской области по управлению и распоряжению
земельными ресурсами; переводит земли или земельные участки в составе таких
земель из одной категории в другую в случаях и порядке, установленных
федеральными законами; резервирует земельные участки для государственных нужд
Ульяновской области; утверждает методику расчета размера социальной выплаты,
являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями,
осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность
бесплатно в случае, предусмотренном статьей 13.7 настоящего Закона;
осуществляет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий
федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ
«Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской
Федерации»; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными
законами, Уставом Ульяновской области, настоящим
Законом и иными законами Ульяновской области.
Пунктом 36
Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям
бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более
детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской
Федерации № 372 от 9 сентября 2013
года предусмотрено, что в случае
передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации
осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению
земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в
федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного
строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать,
что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о
предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности,
гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения
указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с
параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического
обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков,
осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам
государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что
безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более
детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки
таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные
правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление
земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения
указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с
параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического
обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах
указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по
управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в
границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного
движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок
(парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном
транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а
также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог
и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1
статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного
самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих
территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе
принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в
случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств
либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом,
вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,
снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной
деятельности, в том числе на земельных участках, передаваемых в собственность
гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей,
относятся к вопросам местного значения муниципального образования
«Тереньгульский район» Ульяновской области с возложением на них соответствующих
расходов, вопреки доводам жалобы указанного административного ответчика.
Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О
«По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и
свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно
выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на
удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных
семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и
нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу
конституционных принципов равенства и справедливости предполагается
недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных
финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных
земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода
вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и
поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на
органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих
территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания
государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их
предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после
такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной
инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность
проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего
пользования вновь возведенным жилым объектом.
Оспоренные положения
относят часть вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные
вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения с
возложением на них соответствующих расходов, в том числе применительно к
земельным участкам, предоставленным гражданам на основании актов, вынесенных
органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках
осуществления ими полномочий по предоставлению мер социальной поддержки.
При этом в том или ином случае, к
финансированию указанных мероприятий должен привлекаться соответствующий
субъект Российской Федерации, поскольку в первую очередь это относится к его
расходным обязательствам.
Данные выводы вытекают из следующего.
Так, приказом Минрегиона России от 9 сентября
2013 года № 372 утверждены методические рекомендации
субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления
земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические
рекомендации).
Пунктом 37 Методических рекомендаций предусмотрено,
что решение вопросов социальной
поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления
межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов,
направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных
образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно
за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций
из федерального бюджета).
Согласно требованиям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные
обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской
Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, действовавшего
до 1 января 2023 года. При этом
указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации
устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации
самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников
финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов
Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно
требованиям части 1
статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается
закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение
расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или
введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись
ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт
должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов
расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи
финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие
бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, реализацию законов
субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления
находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных
участков гражданам, имеющим соответствующие льготы, рекомендуется обеспечивать
необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской
Федерации источников, включая финансирование расходов на подготовку документов
территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по
планировке территорий, проведение кадастровых работ, обеспечение земельных участков,
предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой
инженерной инфраструктурой.
Федеральным законом
от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной
власти в субъектах Российской Федерации к полномочиям органов государственной
власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов,
в том числе социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих
детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет
предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда
на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения
расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта
Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по
оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату
жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, из
системного толкования вышеприведенных норм права следует, что вопросы,
связанные с реализацией государственной программы по улучшению жилищных условий
семей, имеющих трех и более детей, относятся к предметам совместного ведения
органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При этом органы власти субъекта Российской Федерации должны исполнять свои
обязанности путем нормативного правового регулирования, в том числе принятия
соответствующих инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и
инженерной инфраструктуры муниципальных образований, и непосредственного
участия в финансовом обеспечении указанных мероприятий.
Поскольку местный бюджет является составной частью
финансовой системы Российской Федерации, то в случае недостаточности
собственных доходных источников на уровне муниципальных образований у органов
государственной власти возникает обязанность осуществлять в целях
сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование.
Как установлено
судом первой инстанции, муниципальное
образование «Тереньгульский район» Ульяновской области является дотационным и
не имеет реальной возможности в полной
мере исполнить все расходные обязательства, возложенные на него судом за счет
собственных средств. В опровержение указанного
вывода суда Правительством Ульяновской области не представлено надлежащих
доказательств.
Суд первой
инстанции, учитывая, что решение вопросов социальной поддержки многодетных
семей и других льготных категорий граждан, а также инвестиционных проектов,
направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных
образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, верно указал, что обеспечение земельного участка с
кадастровым номером № *** объектами дорожной и инженерной инфраструктуры должно
быть осуществлено за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.
Таким образом, оснований
не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части у судебной
коллегии не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со
ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и
объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам
материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Доводы жалобы о
том, что исковые требования были
заявлены преждевременно, поскольку Правительством Ульяновской области приняты
меры по принятию Программы обеспечения многодетных семей,
имеющих право на получение в собственность бесплатно земельных участков,
обеспеченными объектами инженерной и
транспортной инфраструктуры, не освобождают
его от возложенной законом расходной обязанности.
Ссылка Правительства
Ульяновской области на факт отсутствия
указания конкретной обязанности, возложенной
на него судом, не свидетельствует о неопределенности решения суда первой инстанции и о наличии затруднений его
исполнения. Как следует из текста
судебного акта, исковые требования
прокурора к Правительству Ульяновской области также удовлетворены, обеспечение земельных участков элементами
дорожной и инженерной инфраструктуры должно
осуществляться за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации Ульяновской области.
В целом апелляционные
жалобы каких-либо новых доводов не содержат, по сути сводятся к иной оценке обстоятельств
дела, установленных судом первой инстанции.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2024 года оставить
без изменения, а апелляционные жалобы администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области,
Правительства Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27
августа 2024 года.