Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отмена решения с направлением дела на новое рассмотрение
Документ от 27.08.2024, опубликован на сайте 28.08.2024 под номером 114241, 2-я гражданская, о возложении обязанности оборудовать здание МОУ СШ с.Лава вывеской плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-02-2024-000084-48

Судья Мельникова О.В.                                                                 Дело №33а-3852/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      27 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 3 мая 2024 года по делу №2а-2-84/2024, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, на основании ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с. Лава о возложении обязанности оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Лава вывеской плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа             с. Лава в течение  шести  месяцев  после вступления  решения  суда  в законную  силу оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Лава,  расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава,  ул. Садовая, д. 1 вывеской плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., прокурора Радченко В.С., полагавшего решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа (МОУ СШ) с. Лава о возложении обязанности оборудовать здание МОУ СШ с. Лава   вывеской плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Сурского района проведена проверка соблюдения МОУ СШ с. Лава законодательства о защите прав инвалидов, по результатам которой в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения, а именно – в учреждении отсутствует вывеска плана здания, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Просил обязать МОУ СШ с. Лава в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать здание МОУ СШ с. Лава, расположенное по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Лава,                    ул. Садовая, д.1, вывеской плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

К участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ администрация           МО «Сурский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Считает, что дело подлежало рассмотрению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку предмет спора вытекает из административных и публичных правоотношений. 

В обоснование жалобы указывает, что установленный судом шестимесячный срок исполнения решения суда с учетом бюджетного финансирования затрат образовательного учреждения, и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих договоров, не отвечает принципу разумности и достаточности для исполнения заявленных требований. В этой связи административному ответчику для исполнения решения суда необходим срок не менее 10 месяцев со дня его вступления в силу.

Утверждает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства о наличии в школе учащихся на территории всего Сурского района, нуждающихся в обучении по системе Брайля, либо о посетителях и лицах, желающих получить образование, нуждающихся в обучении по такой системе, а также того, что отсутствие указанной вывески нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно сведениям ГУЗ «Сурская РБ» от 16.04.2024 во всем Сурском районе Ульяновской области не имеется несовершеннолетних детей, нуждающихся в обучении по системе Брайля.

Ссылка суда на появление в будущем лиц, нуждающихся в обучении по системе Брайля, носит характер предположения, какими-либо объективными данными не подтверждается.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определением Ульяновского областного суда от 10.07.2024 постановлено перейти к рассмотрению апелляционной жалобы по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене принятого по делу решения в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ).

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно материалам дела МОУ СШ с. Лава является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем МОУ СШ с. Лава является муниципальное образование «Сурский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения исполняет администрация МО «Сурский район», что следует из Устава Учреждения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» к полномочиям органа местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В связи с чем, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации           МО «Сурский район».

Возлагая обязанность по устранению нарушений законодательства только на образовательное учреждение, судом не принято во внимание, что финансирование лицея осуществляется учредителем – администрацией МО «Сурский район».

С учетом изложенного, судом по делу неверно определен процессуальный статус администрации МО «Сурский район», поскольку в силу возложенных на него функций и полномочий данный орган должен быть привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.

Так как судом при рассмотрении дела нарушены положения п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует устранить указанные нарушения, привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика учредителя образовательного учреждения, исследовать правоустанавливающие документы МОУ СШ с. Лава, учредителя образовательного учреждения, установить правоотношения образовательного учреждения и учредителя в области финансирования мероприятий по исполнению законодательства о защите прав инвалидов, верно определить круг лиц участвующих в деле, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 3 мая 2024 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                      Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.08.2024.