Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание отказа в обеспечении специализированным жильем сироты
Документ от 20.08.2024, опубликован на сайте 22.08.2024 под номером 114166, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и обеспечению жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000786-65

Судья Анциферова Н.Л.                                                             Дело № 33а-3958/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   20 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.

при секретаре Чичкиной А.П.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Байбулатовой Зяйнаб Хасяновны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от              2 апреля 2024 года по делу №2а-1238/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Байбулатовой Зяйнаб Хасяновны к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения           представителя Байбулатовой З.Х. – Гладчук Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства социального развития Ульяновской области Гнусаревой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Байбулатова З.Х. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма.

В обоснование заявленных требований указала, что она с 1976 года является сиротой.

В октябре 2021 года она обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Ее документы были приняты и устно сообщили, что она включена в список детей-сирот.

На основании заявления от 11.01.2021 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области ее включили в реестр нуждающихся в жилом помещении.

На основании ответа от 17.01.2023 Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, ее номер в реестре ***.

25.01.2024 Байбулатова З.Х. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области узнать о состоянии очереди, на что получила ответ, что ее номер в реестре ***. При выяснении причин увеличения очереди выяснилось, что она не состоит в списках детей-сирот.

25.11.2021 на основании распоряжения №1738-р ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как он не относится к категории лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

С распоряжением № 1738-р от 25.11.2021 Байбулатова З.Х. не согласна, поскольку оно нарушает ее права, гарантированные п. 1 ст. 40 Конституции РФ и Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

Согласно решению № 50 от 23.08.1984 РСФСР Новомайнский поселковый совет народных депутатов она в возрасте одного года осталась без родителей. Была оформлена в Дом ребенка, потом переведена в детский дом имени Александра Матросова в Ульяновской области. В 1985 году ее брат Б*** Х.Х. был назначен опекуном.

До 2021 года ей не было известно, что она как ребенок-сирота имеет право встать на очередь для получения жилого помещения.

Считает действия Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области незаконными, нарушающими ее право на предоставление жилого помещения как ребенку сироте.

Просила признать распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области № 1738-р от 25.11.2021 незаконным, обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного форда Ульяновской области, обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма на территории МО «город Димитровград».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Байбулатова З.Х. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм материального права. Не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления по причине пропуска срока на обращение с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указывает, что на момент принятия Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Байбулатовой З.Х. был 21 год, и она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на нее распространялись дополнительные социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

Полагает, что до достижения 23 лет она не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не реализовала свое право на льготное обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке по причине бездействия органов опеки и попечительства, которые в нарушение п.3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ не осуществляли контроль за реализацией прав истца на обеспечение жилым помещением. В связи с изложенным, считает, что отсутствие факта постановки ее на учет к качестве нуждающейся в жилом помещении до 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения права на предоставление жилья, которое не было получено, и не освобождает соответствующие органы государственной власти от обязанности предоставить жилое помещение.

Отмечает, что она не имеет в собственности жилых помещений, зарегистрирована по адресу: ***, при этом правообладателем общей долевой собственности 118/1000 в данном жилом помещении является МО «город Димитровград», что составляет 26,77 кв.м, однако судом не выяснено, какой частью из данной площади вправе пользоваться Байбулатова З.Х. и наличие законных оснований для такого пользования.  

Обращает внимание, что дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства, однако судом не учтено, что истцом фактически заявлялись требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, в связи с чем суду следовало перейти к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства. 

Определением от 18.07.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области действует Закон от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Статьей 2 названного закона регламентировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Указанное право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно свидетельству о рождении Байбулатовой З.Х., она родилась ***, ее материю является Б*** З.А., отцом – Б*** Х.И. (л.д.14).

Согласно ответу отдела образования и воспитания администрации              МО «Николаевский район» Ульяновской области, наделенного полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, семья Байбулатовых (Б*** Х*** И***, Б*** Я*** А***) проживали по адресу: ***. В настоящее время в данном жилом помещении никто не проживает с 29.01.2022. После смерти Б*** Х.И. (умер ***) в наследство вступил Ба*** Р*** Х*** (сын Б*** Х.И.), умер ***. После его смерти в наследство вступила К*** Н*** Х*** (дочь Б*** Х.И.), но в данном жилом помещении не проживала (л.д. 37).

Из ответа ОГКУ СКДД «Дом детства» следует, что Байбулатова З.Х. воспитывалась в ОГКУ «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья им. Героя Советского Союза Александра Матросова – Центр патриотического воспитания» с 30.08.1978 в связи с переводом из дома ребенка г.Ульяновска на основании путевки Областного народного образования (л.д. 43).

В собственности истца жилых помещений не имеется.

Как следует из материалов дела, Байбулатова З.Х. 17.09.2021 обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство социального развития Ульяновской области) с заявлением о включении список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

25.11.2021 распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области № 1738-р Байбулатовой З.Х. отказано во включении в список, так как она не относится к категории лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 11).

Байбулатова З.Х. зарегистрирована по адресу: *** (л.д. 123). Правообладателем общей долевой собственности 118/1000 в жилом помещении, расположенном по адресу: *** (ранее кв. 104) является муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области (л.д.178-191). Квартира № *** была перенумерована в квартиру № ***. Байбулатова З.Х. своевременно не прошла перерегистрацию из квартиры №*** в квартиру № *** (л.д. 177). Фактически проживает в Самарской области у родственников.

23 года Байбулатовой З.Х. исполнилось 02.09.1998. До указанного времени она не обращалась в компетентные органы с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также в комиссию по установлению факта невозможности проживания.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска Байбулатовой З.Х. отказал.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, при разрешении настоящего спора, связанного с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа                 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Между тем, Байбулатова З.Х. и его представитель не назвали причин, по которым истец не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом доказательств наличия каких-либо препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», истцом также не предоставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с достижением возраста 23 лет граждане из числа детей-сирот, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом              №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Байбулатова З.Х., имея регистрацию в жилом помещении, относящемся к муниципальной собственности города Димитровграда, перерегистрацию в нем не прошла, каких-либо действий по осуществлению своих жилищных прав в отношении данного помещения, в том числе, на вселение, приватизацию, не предпринимает. У суда первой инстанции, исходя из предмета спора, не имелось оснований выяснять возможность или невозможность пользования данным жилым помещением.

Каких либо доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит. Безусловных оснований для отмены решения не имеется. Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байбулатовой Зяйнаб Хасяновны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2024.