Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение в список детей-сирот
Документ от 06.08.2024, опубликован на сайте 27.08.2024 под номером 114149, 2-я гражданская, о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещеним специализированного жилищного фонда из числа лиц детей-сирот, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000766-28

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-3560/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 6 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-1454/2024, по которому постановлено:

исковые требования Шеяновой Елены Николаевны к Министерству социального развития Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области включить Шеянову Елену Николаевну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с учетом обеспечения жилым помещением в г. ***.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

установила:

 

Шеянова Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с учетом обеспечения жилым помещением в городе ***.

В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период до 23 лет неоднократно в устной форме обращался в уполномоченные органы по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 30.10.2023 ей было отказано во включении в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет.

Полагая данное распоряжение незаконным, Шеянова Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что на дату обращения с заявлением о включении в Список в возрасте 32 лет Шеянова Е.Н. не относилась к категории лиц, указанных в абзаце 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем она не может быть включена в Список.

Отмечает, что Шеянова Е.Н. до достижения 23 лет в государственный орган для включения ее в Список детей-сирот не обращалась.

Полагает необоснованным вывод суда о том, что истец была поставлена на регистрационный учет и включена в список со ссылкой на письмо отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 30.08.2012, поскольку в данном письме указано, что Шеянова Е.Н. имеет право на получение жилья, но необходимо обратиться в отдел образования для оформления соответствующих документов.

Указывает, что доказательств наличия уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право по вопросу включения в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, Шеяновой Е.Н. представлено не было.

В возражениях на апелляционную жалобу Шеянова Е.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области - без удовлетворения. 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Шеянова Елена Николаевна, *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Димитровградского городского суда от 04.12.1990 мать истца - Ш*** В.И. лишена родительских прав (л.д. 46об. - 47), решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29.07.2002 отец истца -  Ш*** Н.И. лишен родительских прав (л.д. 47об. -  48).

Истец проживала и обучалась в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус», находилась на полном государственном обеспечении с 22.08.1996 по 31.08.2007 (л.д. 50об.).

31.10.2013 Комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещения Министерства труда и социального развития приняла положительное решение об установлении факта невозможности проживания Шеяновой Е.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: *** (л.д. 54об.).

Согласно письму отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, являющегося специально уполномоченным органом по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних от 30.08.2012 № 1217/1 Шеянова Е.Н. была поставлена на регистрационный учет и включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилья (л.д. 72).

27.06.2014 Шеяновой Е.Н. исполнилось 23 года.

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Шеяновой Е.Н. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества (л.д. 37).

01.08.2023 Шеянова Е.Н. обратилась в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 44-45).

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 30.10.2023 № 2605-р Шеяновой Е.Н. отказано во включении ее в список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как она не относится к категории лиц, указанных в абзаце 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам  найма специализированных жилых помещений (л.д. 43).

Полагая такой отказ незаконным, Шеянова Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что 30.08.2012 отделом образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, уполномоченным принимать меры к обеспечению детей‑сирот жилыми помещениями, в письменном виде было подтверждено включение Шеяновой Е.Н. в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению социальным жильем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку реализация прав на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, в данном случае не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения и не влекут его отмену.

На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Материалами дела подтверждается, что до достижения 23-летнего возраста Шеянова Е.Н. обращалась в отдел образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В письме от 30.08.2012 уполномоченный орган подтвердил включение Шеяновой Е.Н. в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее право на получение социального жилья.

При таких обстоятельствах, Шеянова Е.Н., действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений, обоснованно могла полагаться на должный контроль со стороны государственных органов.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, причины не обращения Шеяновой Е.Н. в Министерство социального развития Ульяновской области до достижения 23-летнего возраста являются уважительными.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Шеяновой Е.Н. исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                            от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 августа 2024 года.