Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Документ от 16.08.2024, опубликован на сайте 26.08.2024 под номером 114141, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

 

Дело № 3а-209/2024

73OS0000-01-2024-000212-22

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

16 августа 2024 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре   Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению   Калялиной Валентины Геннадьевны к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Калялина В.Г.  обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб., взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года на администрацию города Ульяновска  возложена обязанность произвести работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № ***. Указанное решение суда вступило в законную силу, был выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению в службу судебных приставов, было возбуждено исполнительное производство. На момент обращения в суд с настоящим иском решение суда в полном объеме не исполнено. Длительность неисполнения судебного решения составляет 10 лет 9 месяцев.

Судом к участию в деле в качестве  административных ответчиков привлечены  муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,  в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов и СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России.

В судебном заседании административный истец Калялина В.Г. и её представитель Слепухин М.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске. Калялина В.Г. указала, что  были выполнены только капитальный ремонт отмостки жилого дома и герметизация межпанельных швов. Иные  работы по капитальному ремонту жилого дома №***, перечисленные в решении Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года, администрацией города Ульяновска не выполнены.

Представитель администрации г. Ульяновска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на административный иск просил отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Администрация города Ульяновска не отказывается от исполнения вступившего  в законную силу решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года, однако по состоянию на 2024 год на исполнении в службе судебных приставов находится более 314 исполнительных производств по капитальному ремонту многоквартирных домов, для исполнения которых требуется более 5 млрд. руб.  В целях исполнения решений судов неоднократно направлялись в Ульяновскую Городскую Думу обращения о выделении финансирования. Несмотря на предпринимаемые меры, в данной сфере сохраняется сложная ситуация вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».  В бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года № 187,  предусмотрены на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов ассигнования  в размере 150 млн. руб.

Во исполнение решения суда выполнены работы по капитальному ремонту отмостки по периметру жилого дома и произведена герметизация межпанельных швов.  Вопрос выделения денежных средств на проведение оставшихся работ по капитальному ремонту жилого дома № *** будет рассмотрен при формировании бюджета МО «город Ульяновск» на 2025 год.

Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Сумма бюджетных ассигнований на капитальный ремонт многоквартирных домов, выделенная в бюджете МО «город Ульяновск», является недостаточной для единовременного исполнения судебных решений.

Заявленная ко взысканию сумма компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является завышенной, необоснованной.

Представитель Финансового управления администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в письменном отзыве указал на несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям

Финансовое управление администрации города Ульяновска в рамках возложенных на него полномочий проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее – Управление ЖКХ)  в области жилищных отношений обеспечивает создание условий для управления многоквартирными домами. Управление ЖКХ осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В настоящее время составляются и корректируются сметные расчеты, на основании которых Управлением ЖКХ формируется потребность для исполнения судебных решений, возложенных на администрацию города Ульяновска, по проведению работ, связанных с капитальным ремонтом домов.

Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года № 187 в пределах утвержденных бюджетных обязательств на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в городе Ульяновске в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год предусмотрено на капитальный ремонт жилищного фонда по решениям судебных инстанций 150 000,0 тыс. руб., на плановый период 2025 и 2026 годы на капитальный ремонт жилищного фонда по решениям судебных инстанций - по 150 000,0 тыс. руб.

Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов и СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения административного истца Калялиной В.Г. и её представителя Слепухина М.А., исследовав материалы настоящего административного дела,  копии материалов гражданского  дела  Засвияжского  районного суда г.Ульяновска № ***, исполнительное производство №***, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что Калялина В.Г. является с *** года сособственником квартиры ***.

Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования *** в интересах *** Калялиной В.Г. к администрации города Ульяновска о возложении обязанности  по производству капитального ремонта, на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести  капитальный ремонт дома № ***:  заменить систему центрального отопления дома в техническом подвале (включая запорную арматуру), трубопровод стояков в квартирах во всех подъездах дома; восстановить систему центрального отопления  во всех подъездах дома; заменить систему холодного водоснабжения  трубопровод стояков в квартирах во всех подъездах дома; заменить систему горячего водоснабжения трубопровод стояков в квартирах во всех подъездах дома; заменить систему канализации в техническом подвале дома и стояков в квартирах во всех подъездах дома; произвести  ремонт системы электроснабжения мест общего пользования в техническом подвале и во всех подъездах дома до границы ввода в квартиры; произвести ремонт отмостки по периметру дома; произвести герметизацию межпанельных швов, ремонт оснований балконов, окраску фасада здания; заменить оконные блоки во всех подъездах дома; произвести ремонт кровли дома, включая ремонт вентиляционных каналов и чердачных люков.

Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10 сентября 2013 года указанное решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 30 мая 2013 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.

25 октября 2013 года представителем *** был получен в  Засвияжском районном суде г. Ульяновска,  в том числе, исполнительный лист *** в отношении должника  администрации города Ульяновска, взыскателем по которому указана ***, о производстве указанных в решении  Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года работ по капитальному ремонту жилого дома № ***.

Данный исполнительный лист *** был предъявлен к исполнению в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению  особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 2 декабря 2013 года.

5 декабря 2013 года судебным приставом-исполнителем на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ***. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника многократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 9 января 2014 года администрации города Ульяновска было отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года на срок до 1 июля 2014 года.

Определением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 мая 2017 года администрации города Ульяновска было отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года на срок до 18 октября 2017 года.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что на момент рассмотрения настоящего дела выполнены  указанные в решении Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года работы по капитальному ремонту отмостки  по периметру дома, произведена герметизация межпанельных швов.

Иные перечисленные в решении Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2013 года работы по капитальному ремонту дома № *** не выполнены должником до настоящего времени.

Таким образом,  период неисполнения решения суда составляет 10 лет 11 месяцев 7 дней.

С настоящим административным исковым заявлением  Калялина В.Г. обратилась в суд 1 июля 2024 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

В качестве причин, препятствующих исполнению решение суда о проведении капитального ремонта, административными ответчиками указывается на недостаточность размера бюджетных ассигнований, выделяемых на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, который не позволяет  единовременно исполнить судебные решения о возложении на администрацию обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных жилых домов. 

Приведенные административными ответчиками в отзывах на административный иск  вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимаются определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Калялина В.Г. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая вышеуказанные установленные по делу обстоятельства, продолжительность срока неисполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым требование Калялиной В.Г. удовлетворить и  присудить  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., подлежащая взысканию в пользу административного истца.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования  Калялиной Валентины Геннадьевны удовлетворить.

Присудить Калялиной Валентине Геннадьевне компенсацию за нарушение  права  на  исполнение  судебного  акта в разумный срок в размере 70 000 рублей.

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Калялиной Валентины Геннадьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение подлежит исполнению Финансовым управлением администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.Е.Кинчарова