УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2024-000431-54
Судья Кулик М.В.
Дело № 33а-3548/2024
А П Е Л Л Я
Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 6
августа 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой Н.Н., Васильевой
Е.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Карпюк Ирины Петровны на решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 26 марта 2024 года, с учетом
определения от 7 июня 2024 года об исправлении описки, по делу № 2а-576/2024,
которым постановлено:
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы
по Ульяновской области к Карпюк Ирине Петровне
о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Карпюк Ирины Петровны в
пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
задолженность по обязательным платежам и пени в общей сумме 13 732 руб. 40
коп., в том числе: недоимку по взносам
на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в размере 5139 руб.; пени за
нарушение сроков уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022
год за период с 18 октября 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 540 руб.
54 коп.; недоимку по патент налогу за 2022 год в размере 5560 руб.; пени за нарушение сроков
уплаты патент налога за 2022 год за период с
29 октября 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 487 руб. 69 коп.; недоимку по налогу на
имущество за 2022 год в размере 883 руб. 96 коп.; пени за нарушение сроков
уплаты налога на имущество за 2022 год за период с 2 декабря 2022 года по 23
октября 2023 года в размере 83 руб. 03 коп.; недоимку по транспортному налогу
за 2022 год в размере 768 руб. 67 коп.; пени за нарушение сроков уплаты
транспортного налога за 2022 год за период с 2 декабря 2022 года по 23 октября
2023 года в размере 72 руб. 20 коп.; недоимку по налогу на землю за 2022 год в
размере 180 руб. 38 коп.; пени за нарушение сроков уплаты земельного налога за
2022 год за период с 2 декабря 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 16
руб. 93 коп.
Взыскать с Карпюк Ирины Петровны в
доход местного бюджета государственную
пошлину в размере 549 руб. 30 коп.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области (далее- УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с
административным иском к Карпюк И.П.
о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований указано, что Карпюк
И.П. состоит на налоговом учете,
является собственником движимого и недвижимого имущества, а следовательно,
плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного
налогов. Также Карпюк И.П. с 19 января 2012 года по
30 сентября 2022 года была
зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, она имела задолженность по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном
размере на выплату страховой пенсии за 2022 год в размере 25 833 руб. 75
коп. (остаток с учетом переплаты 5139 руб.).
Просит взыскать с Карпюк И.П.
задолженность в сумме 13 732 руб. 40 коп., в том числе недоимку по взносам на обязательное
пенсионное страхование за 2022 год в размере 5139 руб., пени за нарушение
сроков уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование за 2022 год за
период с 18 октября 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 540 руб. 54
коп., недоимку по патент налогу за 2022 год в размере 5560 руб., пени за
нарушение сроков уплаты патент налога за 2022 год за период с 29 октября 2022
года по 23 октября 2023 года в размере
487 руб. 69 коп., недоимку по налогу на имущество за 2022 год в размере
883 руб. 96 коп., пени за нарушение сроков уплаты налога на имущество за 2022
год за период с 2 декабря 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 83 руб.
03 коп., недоимку по транспортному налогу за 2022 год в размере 768 руб. 67
коп., пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога за 2022 год за
период с 2 декабря 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 72 руб. 20 коп.,
недоимку по налогу на землю за 2022 год в размере 180 руб. 38 коп., пени за
нарушение сроков уплаты земельного налога за 2022 год за период с 2 декабря
2022 года по 23 октября 2023 года в размере 16 руб. 93 коп.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Карпюк И.П. не соглашается с решением суда, просит
его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает,
что размер задолженности по страховым взносам, налогу на имущество
необоснованно завышен, а административным истцом не представлено доказательств,
подтверждающих обоснованность заявленных требований. Полагает также, что
налоговым органом пропущен срок для обращения в суд.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального
права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное
исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано
в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту
2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов
признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей
430 Налогового кодекса Российской Федерации
плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего
Кодекса, уплачивают страховые взносы на: обязательное пенсионное страхование,
на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункта 1 статьи
432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов,
подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2
пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в
соответствии со статьей 430
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размеры страховых взносов установлены статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 1
статьи 346.43 Налогового
кодекса Российской
Федерации патентная система налогообложения устанавливается
настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом
законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных
субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налогоплательщиками
признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему
налогообложения в порядке, установленном настоящей главой
(пункт 1
статьи 346.44 Налогового
кодекса Российской
Федерации).
Согласно статьи 357, пункта 1 статьи 388,
статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются
лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в
соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса; лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве
пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом;
лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
В
силу пункта 1
статьи 75 Налогового кодекса
Российской
Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в
случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Федеральным законом №
263-ФЗ от 14 июля 2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового Кодекса Российской
Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 1 января 2023
года.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 11.3 Налогового
кодекса Российской
Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми
органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств,
перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого
физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской
Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми
органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы
его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1)
недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего
момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента
возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам,
страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4)
иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
Согласно пункту
3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года,
следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено
обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения
обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано
такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления
задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме
более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности,
подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч
рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения
требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1
января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого
налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при
этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном
порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Карпюк
И.П. с 19 января 2012 года по 30
сентября 2022 года была зарегистрирована в качестве индивидуального
предпринимателя (л.д. 24-25).
За Карпюк И.П. с 24
января 2008 года также
зарегистрировано право
собственности на 40\100 доли жилого дома
и на 40\100 доли земельного участка, расположенных по адресу: ***; с 19 августа 2021 года 16\400 доли
квартиры, расположенной по адресу: ***
(л.д. 45-50, 51-59, 60-65).
С 26 июля 2014 года за Карпюк
И.П. зарегистрировано транспортное средство Reno Logan SR, 2008 года выпуска, государственный
регистрационный номер *** (л.д. 70).
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2022 год, с
учетом даты прекращения у административного ответчика статуса индивидуального
предпринимателя начислена в размере 25 833 руб. 75 коп. С учетом имеющейся переплаты задолженность составляет 5139 руб.
Карпюк И.П. в установленный
законом срок не исполнила обязанность по уплате страховых взносов, в связи с
чем в соответствии со статьей 75 Налогового
кодекса Российской
Федерации ей начислены пени за период с 18
октября 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 540 руб. 54 коп. (л.д. 21).
Сумма патент налога за 2022 год начислена в размере 5560 руб., на которую на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 29 октября 2022 года по 23 октября 2023 года
в размере 487 руб. 69 коп. (л.д. 20).
Сумма налога на имущество физических лиц за 2021 год
начислена в размере 1035 руб. (950 руб. – за жилой дом, 85 руб. – за
квартиру). С учетом имеющейся оплаты задолженность составляет 883 руб. 96 коп.
Пени за нарушение сроков уплаты налога за 2021 год за период с 2 декабря 2022
года по 23 октября 2023 года составили
83 руб. 03 коп. (л.д. 19).
Сумма транспортного налога за 2021 год начислена в размере
768 руб. 67 коп. Пени за
нарушение сроков уплаты налога за 2021 год за период с 2 декабря 2022 года по
23 октября 2023 года составили 72 руб. 20 коп. (л.д. 18).
Сумма налога на землю за 2021 год составила 180 руб. 38 коп.
Пени за нарушение сроков уплаты налога за 2021 год за период с 2 декабря 2022
года по 23 октября 2023 года составили
16 руб. 93 коп. (л.д. 17).
Налоговым органом административному ответчику выставлено
требование № *** от 12 июля 2023 года об
уплате задолженности по недоимке в размере 12 532 руб. 01 коп., пени в
размере 721 руб. 69 коп., предусматривающее срок добровольного погашения
задолженности до 31 августа 2023 года
(л.д. 13).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании
задолженности по налогам и сборам налоговый орган мировому судье обратился 30 октября 2023 года
(л.д. 77-78).
3 ноября 2023 года мировым судьей судебного участка №4
Железнодорожного судебного района г. Ульяновска вынесен судебный приказ о
взыскании обязательных платежей и санкций с Карпюк
И.П. в пользу УФНС России по Ульяновской области (л.д. 81).
Определением мирового судьи от 24 ноября 2023 года
судебный приказ отменен в связи с возражениями должника относительно его
исполнения. В течение шестимесячного срока со дня вынесения определения об
отмене судебного приказа 6 февраля
2024 года административный истец
обратился с иском в суд (л.д. 82).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
С
выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Являясь индивидуальными предпринимателем, собственником имущества Карпюк
И.П. знала о том, что
необходимо уплачивать как страховые взносы, так и налоги, однако в
установленные сроки исчисленные страховые взносы, патент налог, налоги на имущество физических лиц,
транспортный и земельный налоги не уплатила, что привело к начислению пени
и обращению налогового
органа в суд в целях принудительного взыскания задолженности.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным
истцом срока для обращения в суд за взысканием обязательных платежей судебной
коллегией отклоняется, поскольку указанные срок налоговым органом соблюден.
Согласно
пункту 1 статьи 70 Налогового
кодекса Российской
Федерации требование
об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику
сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев
со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в
размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации
вправе в 2020 и 2022 годах издавать нормативные правовые акты,
предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года
(включительно) и с 1 января до 31 декабря 2023 года (включительно) продление
сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании
налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Установлено, что ранее в адрес
административного ответчика в установленный
трехмесячный срок направлены требования через личный
кабинет налогоплательщика об
уплате задолженности по налогу и страховым взносам с указанием
более раннего срока уплаты задолженности - до 16 ноября 2022 года.
Применительно к обстоятельствам административного дела
требование направлено с учетом положения
абзаца 5 пункта 7 постановления Правительства
Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению
устойчивого развития экономики», согласно которому предельные сроки направления
требования об уплате налогов, пеней увеличиваются на 6 месяцев.
Из пункта 1
постановления Правительства РФ от 29 марта 2023
года № 500 «О мерах по
урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, установленных налоговым кодексом Российской
Федерации, в 2023 году» также следует, что предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате
задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6
месяцев. Следовательно, сроки направления требования об уплате задолженности
налоговым органом соблюдены. Кроме того, установленный статьей 70
Налогового кодекса Российской Федерации срок для направления требования не
является пресекательным. Если на момент направления
требования не утрачена возможность взыскания, то признать требование незаконным
по основанию нарушения срока его направления нельзя.
Налоговый орган обратился в районный суд с административным
исковым заявлением 6 февраля 2024
года, то есть в соблюдением
установленного пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской
Федерации срока.Довод апелляционной жалобы о неверном исчислении суммы
начисленного и взысканного налога основаны на неверном понимании норм права.
Сумма
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном
размере на выплату страховой пенсии за 2022 год составила 34 445 руб. в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статус индивидуального предпринимателя прекращен Карпюк
И.П. 30 сентября 2023 года. С учетом даты прекращения
предпринимательской деятельности
административного ответчика налоговым
органом расчет фиксированного размера страховых взносов произведен верно
пропорционально количеству полных
месяцев и календарных дней
неполного месяца, в течение которых
плательщиком осуществлялась указанная деятельность, а также с учетом имеющейся переплаты.
Размер
налога на имущество физических лиц определен отдельно по каждому объекту
налогообложения с применением
соответствующей налоговой ставки,
размера доли вправе обще долевой
собственности, даты государственной регистрации права собственности Карпюк И.П. При
этом налоговая база не превышает размер
кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в выписке из ЕГРН (1 704
192 руб. 54 коп. и 2 435 133 руб. 50 коп.). Оснований полагать приведенные налоговым органом
расчеты неверными, у судебной коллегии не имеется.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию
административного ответчика в суде первой инстанции, были предметом
рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность
вынесенного судебного акта не влияют, поскольку направлены на оспаривание
обоснованности вывода суда, иное толкование норм права.
Между тем, как в административном
иске, так и в решении суда допущены описки, которые выразились в неверном указании расчетного периода
земельного и транспортного налога,
налога на имущество физических лиц – 2022 год вместо верного- 2021 год, что соответствует
материалам дела и подтверждено налоговым
органом. В связи с допущенной технической ошибкой судебная коллегия считает
необходимым изложить второй абзац резолютивной части решения с учетом указанного обстоятельства.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 26
марта 2024 года, с учетом
определения от 7 июня 2024 года об исправлении описки, изменить, изложить
второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Взыскать с Карпюк Ирины Петровны
в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
задолженность по обязательным платежам и пени в общей сумме 13 732 руб. 40
коп., в том числе: недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование
за 2022 год в размере 5139 руб.; пени за нарушение сроков уплаты взносов на
обязательное пенсионное страхование за 2022 год за период с 18 октября 2022
года по 23 октября 2023 года в размере 540 руб. 54 коп.; недоимку по патент
налогу за 2022 год в размере
5560 руб.; пени за нарушение сроков уплаты патент налога за 2022 год за
период с 29 октября 2022 года по
23 октября 2023 года в размере 487 руб.
69 коп.; недоимку по налогу на имущество за 2021 год в размере 883 руб. 96
коп.; пени за нарушение сроков уплаты налога на имущество за 2021 год за период
с 2 декабря 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 83 руб. 03 коп.;
недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 768 руб. 67 коп.; пени
за нарушение сроков уплаты транспортного налога за 2021 год за период с 2
декабря 2022 года по 23 октября 2023 года в размере 72 руб. 20 коп.; недоимку
по налогу на землю за 2021 год в размере 180 руб. 38 коп.; пени за нарушение
сроков уплаты земельного налога за 2021 год за период с 2 декабря 2022 года по
23 октября 2023 года в размере 16 руб. 93 коп.».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 16 августа 2024 года.