Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Административный надзор
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 21.08.2024 под номером 114095, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д                                                

 

73RS0024-01-2024-000394-22

Судья Кириченко В.В.                                                          Дело № 33а-4031/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                       13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Буделеева В.Г.,Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области, апелляционную жалобу Сидихменова Александра Сергеевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года по делу №2а-1-264/2024, по которому постановлено:

административный иск Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к Сидихменову Александру Сергеевичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Сидихменова Александра Сергеевича, осужденного по приговору Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 14.11.2017, установив в отношении него следующие административные ограничения:

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности;

- запрещение выезда за пределы Ульяновской области;

- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения 3 (три) раза в месяц для регистрации.

Срок административного надзора установить на 3 (три) года и исчислять его со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания либо фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Буделеева В.Г., заключение прокурора
Михайловой Т.В.,  пояснения Сидихменова А.С., судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к  Сидихменову А.С. об установлении административного надзора.

В обоснование иска указано, что Сидихменов А.С. осужден по приговору Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 14.11.2017 за совершение особо тяжкого преступления к 7 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.  Конец срока отбытия наказания – 16.10.2024.

В течение срока отбытия наказания осужденный был признан злостным нарушителем его порядка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просил установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок 3 года, с ограничениями в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов до 06 часов; запрещения выезда за пределы Ульяновской области; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает, что установление судом ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности, ограничивает права административного ответчика на получение медицинской помощи в ночное время.

В апелляционной жалобе Сидихменов А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что установленные ограничения будут препятствовать его трудоустройству и содержанию семьи, поскольку он проживает в сельской местности, где сложно трудоустроиться. Просит снизить количество явок в органы внутренних дел и снизить срок административного надзора, поскольку большая часть нарушений правил внутреннего трудового распорядка была им совершена на начальном этапе нахождения в исправительном учреждении.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и апелляционного представления,   судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Из системного толкования положений п.1 ч.1 ст.3 и п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 14.11.2017 Сидихменов А.С. осужден за совершение особо тяжкого преступления к 7 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.  Конец срока отбытия наказания – 16.10.2024.

Постановлением начальника учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области от 04.05.2019 Сидихменов А.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Таим образом, по делу имелись законные основания для установления административного надзора.

При установлении срока административного надзора судом первой инстанции правильно учтены положения п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, предусматривающие, что в отношении лиц, указанных в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

При решении вопроса об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным доказательствам и с учетом тяжести совершенного
Сидихменовым А.С. преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, определил перечень административных ограничений.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, разъяснениям, данным в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в  абз.3 п.29 Постановления Пленума от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, при установлении административных ограничений следует исходить из того, что они должны отвечать целям и задачам административного надзора, а именно для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Федерального закона от №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Учитывая изложенное, административное ограничение в виде запрета на пребывание вне места жительства в ночное время суток и ограничение в виде запрета выезда за пределы Ульяновской области не должны препятствовать возможности на получение медицинской помощи и осуществления трудовой деятельности.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить установленное в отношении Сидихменова А.С. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, путем включения в него исключения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым изменить установленное в отношении Сидихменова А.С. административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы Ульяновской области, путем включения в него  исключений периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи и случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности.

Оснований для отмены установленных видов ограничений в полном объеме и срока административного надзора судебная коллегия не усматривает.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», и исходя из разъяснений, данных в п.п.28, 31 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Соответственно, Сидихменов А.С. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

 

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года изменить, дополнив ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности, исключением из указанного ограничения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи; а также дополнить ограничение в виде запрета выезда за пределы Ульяновской области, исключением периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи, и случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности.

В остальной части решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области и апелляционную жалобу Сидихменова Александра Сергеевича -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  16.08.2024.

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д                                                

 

73RS0024-01-2024-000394-22

Судья Кириченко В.В.                                                          Дело № 33а-4031/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

резолютивная часть

 

город Ульяновск                                                                       13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Буделеева В.Г.,Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области, апелляционную жалобу Сидихменова Александра Сергеевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года по делу №2а-1-264/2024, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года изменить, дополнив ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности, исключением из указанного ограничения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи; а также дополнить ограничение в виде запрета выезда за пределы Ульяновской области, исключением периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи, и случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности.

В остальной части решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области и апелляционную жалобу Сидихменова Александра Сергеевича -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции

 

Председательствующий                                     

Судьи