Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Организация централизованного водоснабжения
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 21.08.2024 под номером 114094, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить централизованное холодное водоснабжение с установкой пожарных гидрантов и возоразборных колонок, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000616-90

Судья Шабинская Е.А.                                                                Дело № 33а-3611/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.

при секретаре Аладине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2024 года по делу № 2а-1104/2024, по которому постановлено:    

административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить централизованное холодное водоснабжение домовладений №№***, с установкой пожарных гидрантов и водоразборных колонок.

Заслушав доклад председательствующего Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Михайловой Т.В., заинтересованного лица Федотова Н.И., полагавших решение суда не подлежащим отмене, представителя УМУП «Ульяновскводоканал» Бельченко Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности обеспечить централизованное холодное водоснабжение.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по принятому комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации коллективному обращению собственников помещений домов ***  в деятельности администрации муниципального образования «город Ульяновск» выявлены нарушения закона в жилищно-коммунальной сфере.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что по *** централизованное водоснабжение отсутствует, водоразборных колонок, пожарных гидрантов не имеется. При этом техническая возможность обеспечения населения по указанной улице холодным водоснабжением по информации УМУП «Ульяновскводоканал» имеется. Для организации водоснабжения необходимо строительство водопровода, диаметром не менее       100 мм, протяженностью 700 метров с подключением от существующей муниципальной сети водопровода, диаметром 300 мм, в районе дома №***. Ориентировочная стоимость строительства составляет 6 000 000 руб.

Из ответа отдела надзорной деятельности  и профилактической работы        ГУ МЧС России по Ульяновской области следует, что ближайший источник наружного противопожарного водоснабжения в районе вышеназванных домовладений располагается около дома ***, то есть на расстоянии примерно 500 метров от указанных домов по                       ***

07.12.2023 прокуратурой района Главе г. Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, которое 18.01.2023 рассмотрено, дан ответ, что в бюджете муниципального образования  «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025, 2026 г.г. финансовые средства на данные мероприятия не предусмотрены. Значительное увеличение средств на обеспечение водоснабжения  в настоящее время выделить невозможно ввиду отсутствия дополнительных источников доходов бюджета.

Прокурор просил возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность обеспечить централизованное холодное водоснабжение домовладений ***  с установкой пожарных гидрантов  и водоразборных колонок.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации г. Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Романеева Т.Г., Романеев Н.О., Федотов Н.И., Мадарисова Х.Р., Шарафутдинова Г.Р., Рождествина Т.Б.,     Корнеева И.Б., Обухова Н.Х., Каренин А.Ю., Обухов А.А., Иванов И.М.,         Иванов С.Б., УМС администрации г. Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на   2024 год и плановый период 2025, 2026 г.г. финансовые средства на мероприятия по обеспечению водоснабжения по *** не предусмотрены. Вопрос о выделении средств бюджета на выполнение данных мероприятий может быть рассмотрен в ходе исполнения бюджета в 2024 году, в случае выделения дополнительных финансовых средств из областного бюджета Ульяновской области. При отсутствии финансирования в 2024 году вопрос строительства водопровода будет учитываться  при подготовке проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск»  на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 г.г.

Ссылаясь на ст.8 Приказа МЧС России от 30.03.2020 №225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130», указывает, что для данных жилых домов допускается устанавливать стояки диаметром 80 мм с пожарными кранами вместо гидрантов. Также обращает внимание на разработанную на территории г.Ульяновска инвестиционную программу «Развития и реконструкции инженерной инфраструктуры систем холодного водоснабжения и водоотведения                УМУП «Ульяновскводоканал» на 2023-2025».

В возражениях на апелляционную жалобу Федотов Н.И., Каренин А.Ю., Обухова Н.Х., Романеева Т.Г. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Нарушения такого характера допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обращению жителей домов ***  проведена проверка исполнения администрацией г. Ульяновска законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что централизованная система холодного водоснабжения, подведенная к указанным домам, отсутствует, водоразборных колонок, пожарных гидрантов не имеется.

07.12.2023 прокуратурой района Главе г. Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, которое 18.01.2023 рассмотрено, дан ответ, что в бюджете муниципального образования  «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025, 2026 г.г. финансовые средства на данные мероприятия не предусмотрены.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о водоснабжении и водоотведения прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в дело доказательствами подтверждено, что система централизованного водоснабжения по *** в г. Ульяновске отсутствует, администрацией г. Ульяновска меры по его организации не приняты.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию          г. Ульяновска обязанности организовать централизованное холодное водоснабжение, суд исходил из того, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения, в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям администрации городского округа, которой не приняты меры по организации питьевого водоснабжения для жителей указанных домов.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципальных районов.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») предусмотрено, что на территории городского округа полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляются органами местного самоуправления городского округа.

Согласно пункту 4 статьи 2 названного Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения).

Согласно пункту 71 Правил холодного водоснабжения в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нецентрализованная система холодного водоснабжения - это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (пункт 72).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3 (пункт 74 Правил).

Таким образом, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен судом.

Вместе с тем, установив отсутствие на территории *** в              г. Ульяновске централизованной системы водоснабжения и возлагая на административного ответчика обязанность по организации центрального холодного водоснабжения, суд первой инстанции фактически исходил из установления лишь одного этого факта.

Кроме того, суд не дал оценку экономической целесообразности (с учетом количества жилых домов и финансовых затрат) по организации централизованного водоснабжения.

В соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» мероприятия по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, осуществляются в соответствии с инвестиционной программой.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 05.05.2022 № 246-од утверждена инвестиционная программа «Развитие и реконструкция инженерной инфраструктуры систем холодного водоснабжения и водоотведения УМУП «Ульяновскводоканал» на 2023-2025 годы».

Между тем, указанной инвестиционной программой организация централизованной системы холодного водоснабжения (строительство водопровода) к домовладениям по *** в г. Ульяновске не предусмотрена. Собственники жилых домов не обращались за получением технических условий для последующего включения в инвестиционную программу.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Согласно положениям части 1 статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом, в том числе, схемы водоснабжения и водоотведения (пункт 3 части 1).

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона              № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается (часть 2).

Между тем, утверждение инвестиционных программ и осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ организациями, осуществляющими на территории Ульяновской области горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение относится к полномочиям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П.

Таким образом, судом первой инстанции не дана оценка реальной возможности исполнения администрацией г. Ульяновска обязанности по организации именно централизованного водоснабжения, о чем просил прокурор.

Одного лишь факта отсутствия системы централизованного холодного водоснабжения недостаточно для удовлетворения требований прокурора.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности обеспечить централизованное холодное водоснабжение отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16.08.2024