Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 06.08.2024, опубликован на сайте 27.08.2024 под номером 114081, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2024-001314-33

Судья Сизов И.А.                                                                                 Дело № 33-3735/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    6 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2-1501/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска – удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Кузнецову Оксану Евгеньевну техническим средством реабилитации: протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (1 шт.): 1.1.3 средняя треть бедра, 1.2.1 культя функциональная, 1.3.2 уровень активности 3, 1.4.1 вес пациента 66 кг, 1.5.2 повторное протезирование, 2.1.1 приемная гильза по индивидуальному гипсовому слепку, из литьевого слоистого пластика, три пробные диагностические гильзы из термопластичного пластика, 4.3.4 стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с отведенным пальцем, 5.1.1 модульный коленный шарнир одноосный с гидравлическим управлением фазой переноса, 5.2.3 коленный модуль с гидравлическим управлением для 2-4 уровня двигательной активности, 6.1.3 устройство переключения высоты каблука, 6.1.5 гидравлическая щиколотка с регулировкой флексий, 7.1.1 крепление вакуумный клапан, 8.1.2 мягкая облицовка в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида или абилитации инвалида №1777.20.73/2023 от 26.12.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Кузнецовой Оксаны Евгеньевны  компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах Кузнецовой О.Е. обратился в суд с иском к Отделению  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование указал, что Кузнецова О.Е., 01.06.1978 года рождения, является инвалидом 3 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида или абилитации инвалида №1777.20.73/2023 от 26.12.2023 она подлежит обеспечению техническим средством реабилитации:  протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (1 шт.): 1.1.3 средняя треть бедра, 1.2.1 культя функциональная, 1.3.2 уровень активности 3, 1.4.1 вес пациента 66 кг, 1.5.2 повторное протезирование, 2.1.1 приемная гильза по индивидуальному гипсовому слепку, из литьевого слоистого пластика, три пробные диагностические гильзы из термопластичного пластика, 4.3.4 стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с отведенным пальцем, 5.1.1 модульный коленный шарнир одноосный с гидравлическим управлением фазой переноса, 5.2.3 коленный модуль с гидравлическим управлением для 2-4 уровня двигательной активности, 6.1.3 устройство переключения высоты каблука, 6.1.5 гидравлическая щиколотка с регулировкой флексий, 7.1.1 крепление вакуумный клапан, 8.1.2 мягкая облицовка. Однако до настоящего времени Кузнецова О.Е. техническими средствами реабилитации не обеспечена.

Кузнецова О.Е. из-за отсутствия указанных средств реабилитации не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для него равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на её здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет причинение её личным неимущественным правам нравственных и физических страданий.

Просил суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Кузнецову О.Е. протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (1 шт.): 1.1.3 средняя треть бедра, 1.2.1 культя функциональная, 1.3.2 уровень активности 3, 1.4.1 вес пациента 66 кг, 1.5.2 повторное протезирование, 2.1.1 приемная гильза по индивидуальному гипсовому слепку, из литьевого слоистого пластика, три пробные диагностические гильзы из термопластичного пластика, 4.3.4 стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с отведенным пальцем, 5.1.1 модульный коленный шарнир одноосный с гидравлическим управлением фазой переноса, 5.2.3 коленный модуль с гидравлическим управлением для 2-4 уровня двигательной активности, 6.1.3 устройство переключения высоты каблука, 6.1.5 гидравлическая щиколотка с регулировкой флексий, 7.1.1 крепление вакуумный клапан, 8.1.2 мягкая облицовка в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации инвалида или абилитации инвалида №1777.20.73/2023 от 26.12.2023; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Кузнецовой О.Е. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что в рамках исполнения государственного контракта №725 от 07.11.2023 , Кузнецовой О.Е. сформировано и выдано направление от 18.01.2024 на получение ТСР со сроком действия по 24.06.2024. Указывает, что при обеспечении ТСР Кузнецовой О.Е. сроки нарушены не были. После принятия решения судом первой инстанции Кузнецова О.Е. 02.05.2024 обратилась с заявлением на формирования электронного сертификата на изготовление ТСР.14.05.2024 электронный сертификат активирован и реализован на сумму 1 197 889 руб. 90 коп. Полагает, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку отделение принимало все меры по обеспечению инвалида необходимыми средствами технической реабилитации. Также полагают, что отсутствуют доказательства невозможности продолжать вести инвалиду активную общественную жизнь, также совершения ответчиком именно виновных действий нарушающих личные неимущественные права истца или посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Кузнецова О.Е., 01.06.1978 года рождения, является инвалидом третьей группы бессрочно (л.д. 11).

26.12.2023 ей оформлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № 1777.20.73/2023 (л.д. 12-20).

В разделе «Технические средства реабилитации» указано на необходимость обеспечения, в том числе,  протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (1 шт.) со следующими хараткристиками: 1.1.3 средняя треть бедра, 1.2.1 культя функциональная, 1.3.2 уровень активности 3, 1.4.1 вес пациента 66 кг, 1.5.2 повторное протезирование, 2.1.1 приемная гильза по индивидуальному гипсовому слепку, из литьевого слоистого пластика, три пробные диагностические гильзы из термопластичного пластика, 4.3.4 стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с отведенным пальцем, 5.1.1 модульный коленный шарнир одноосный с гидравлическим управлением фазой переноса, 5.2.3 коленный модуль с гидравлическим управлением для 2-4 уровня двигательной активности, 6.1.3 устройство переключения высоты каблука, 6.1.5 гидравлическая щиколотка с регулировкой флексий, 7.1.1 крепление вакуумный клапан, 8.1.2 мягкая облицовка.

Однако, Кузнецова О.Е. указанным техническим средством реабилитации обеспечена не была.

Ссылаясь на то, что истец не был обеспечен указанным средством реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ОСФР по Ульяновской области, как надлежащего ответчика, обязанности по обеспечению Кузнецовой О.Е. протезом бедра модульным и взыскании с данного ответчика в пользу Кузнецовой О.Е. денежной компенсации морального вреда.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                             «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ОСФР по Ульяновской области, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации техническим средством Кузнецова О.Е. на момент рассмотрения судом дела  обеспечена не была. 

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ОСФР по Ульяновской области обязанность обеспечить Кузнецову О.Е. техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а именно протезом бедра модульным.

При этом, довод о том, что ответчиком предпринимались меры к обеспечению Кузнецовой О.Е. не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, несмотря на принятые меры, инвалид положенным ему техническим средством реабилитации на момент принятия решения обеспечен не был.

Как следует из материалов дела, Кузнецовой О.Е. действительно 18.01.2024 выдано направление на получение в ООО «Орто-Инновации Урал» протеза бедра модульного (л.д. 21).

Вместе с тем, данное направление исполнено не было.

Как следует из сообщения ООО «Орто-Инновации Урал» от 04.04.2024 описание технических характеристик  протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, обеспечение которым осуществляется в рамках государственного контракта от 07.11.2023 № 725 не соответствуют индивидуальным характеристикам протеза, внесенным в индивидуальную программу реабилитации и абилитации Кузнецовой О.Е. (л.д. 53-54).

Таким образом, Кузнецова О.Е. не была обеспечена положенным техническим средством реабилитации по вине ответчика по причинам не зависящим от истца.

Доказательств обратного суду не представлено.

В свою очередь, не является основанием для отмены решения суда в данной части довод ответчика о том, что после вынесения решения истцу оформлен электронный сертификат на приобретение данного технического средства реабилитации, так  как данное обстоятельство наоборот подтверждает, что на момент вынесения решения  права инвалида были нарушены, а приятые последующие меры к обеспечению Кузнецовой О.Е. протезом бедра модульным в указанной форме направлены в том числе на исполнение решения суда, принятого в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническим средством реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца  указанным техническим средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с надлежащего ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере – 10 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, инвалид нуждающийся в протезе бедра модульном и необеспеченный им, в значительной степени ограничен в жизнедеятельности, что однозначно нарушает его личные неимущественные права. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Таким образом, решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.08.2024.