Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 16.08.2024 под номером 114050, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д                                                

 

73RS0024-01-2024-000421-38                                                                                                                                                                                               

Судья Кириченко В.В.                                                                       Дело № 33а-3778/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                       30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Пулькиной Н.А.,

судей Логинова Д.А., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2024 года по делу № 2а-1-278/2024, по которому постановлено:

административный иск Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к Галаеву Никите Александровичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Галаева Никиты Александровича, *** года рождения, осужденного по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 3 февраля 2016 года, установив в отношении него следующие административные ограничения:

- запрещение пребывания в местах реализации и употребления спиртных напитков - в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности;

- запрещение выезда за пределы Московской области;

- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения 3 (три) раза в месяц для регистрации.

Срок административного надзора установить на 2 (два) года и исчислять его со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания либо фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., заключение прокурора Михайловой Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к  Галаеву Н.А. об установлении административного надзора.

В обоснование иска указало, что Галаев Н.А. осужден по приговору Одинцовского городского суда Московской области от 03.02.2016 за совершение особо тяжкого преступления к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока исчисления наказания 16.10.2024.

В течение срока отбывания наказания осужденный был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения.

Административный истец просил установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок 3 года, с ограничениями в виде: запрещения пребывания в определенных местах (в местах реализации и употребления спиртных напитков - в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках); запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов до 06 часов; запрещение выезда за пределы Московской области; а также в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает, что установление судом ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности, ограничивает права административного ответчика на получение медицинской помощи в ночное время.

Галаев Н.А. отбывает наказание в исправительном учреждении, о судебном заседании извещен, участвовать не пожелал.

Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 КАС РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления,   судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федерального закона №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как установлено п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в отношении него устанавливается административный надзор.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Галаев Н.А.  осужден приговором Одинцовского городского суда Московской области от 03.02.2016 по ч.4 ст.111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания наказания 16.10.2024.

Постановлением начальника учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области от 31.03.2020 Галаев Н.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.23).

При назначении срока административного надзора судом первой инстанции правильно учтены положения п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, предусматривающие, что в отношении лиц, указанных в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

При решении вопроса об объеме и характере административных ограничений районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку представленным доказательствам и с учетом тяжести совершенного Галаевым Н.А.   преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, определил перечень административных ограничений, подлежащих установлению.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, разъяснениям, данным в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в  абз.3 п.29 Постановления Пленума от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, при установлении административных ограничений следует исходить из того, что они должны отвечать целям и задачам административного надзора, а именно для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Федерального закона от №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Учитывая изложенное, административное ограничение в виде запрета на пребывание вне места жительства в ночное время суток не должно препятствовать возможности получить медицинскую помощь.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить установленное в отношении Галаева Н.А. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут путем исключения периодов времени, необходимых для оказания медицинской помощи.

Оснований для отмены установленных видов ограничений в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2024 года изменить в части установления запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев осуществления в указанное время официальной трудовой деятельности, указав также на исключение случаев, связанных с оказанием медицинской помощи.

В остальной части решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме            09.08.2024.