Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О представлении корректирующих сведений в ИЛС застрахованного лица
Документ от 13.08.2024, опубликован на сайте 21.08.2024 под номером 114038, 2-я гражданская, об обязании работодателя представить сведения,необходимые для ведения индивидуального учета, о стрховом стаже,начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2024-000685-68

Судья Кулик М.В.                                                                           Дело № 33-3652/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               13 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-705/2024                       по апелляционной жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева»                            на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска                                               от 22 апреля 2024 года, по которому постановлено:

исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева» (ИНН 7326010342, ОГРН 1027301408793) представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области индивидуальные сведения на застрахованное лицо Пронину Татьяну Александровну (***), скорректированные сведения по форме СЗВ-КОРР с типом «корректирующая» за 2019 год с указанием периода стажа с 15.10.2019 по 31.12.2019 с общими условиями, за 2020 год – с 01.01.2020 по 31.12.2020 с общими условиями, за 2021 год – с 01.01.2021 по 31.12.2021, за 2022 год – с 01.01.2022 по 31.12.2022, по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб. 

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева» Бравина А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева» (далее – МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева») о возложении обязанности представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6, статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева» зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в ОСФР по Ульяновской области. Утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п форма СЗВ-КОРР «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица» является корректирующей формой и представляется в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в целях корректировки данных, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица на основании отчетности, ранее представленной страхователем. Данная форма может быть подана с типом сведений по одному из кодов – корректирующая (КОРР), отменяющая (ОТМН) и особая (ОСОБ). Порядок формирования данных по этим формам изложен в разделе IV «Порядок заполнения формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)». Пронина Т.А. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда для проведения заблаговременной работы по установлению страховой пенсии по старости. В системе обязательного пенсионного страхования она зарегистрирована 10.06.2009. Сведения о застрахованном лице Прониной Т.А. представлены страхователем с 15.10.2019 по 31.12.2022 с кодом 27-ПД (педагогический стаж). Однако по сведениям и документам, имеющимся в распоряжении истца, выявлены расхождения, а именно: Пронина Т.А. значится в должности ***, деятельность которого не связана с образовательным (воспитательным) процессом детей. 24.11.2023 ОСФР по Ульяновской области в адрес страхователя направлено уведомление об устранении ошибок посредством почтовой связи, которое осталось без исполнения.

С учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать                 МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева» представить в ОСФР по Ульяновской области индивидуальные сведения на застрахованное лицо Пронину Т.А. скорректированные сведения по форме СЗВ-КОРР с типом «корректирующая» за 2019 год с указанием периода стажа с 15.10.2019 по 31.12.2019 с общими условиями, за 2020 год – с 01.01.2020 по 31.12.2020 с общими условиями, за 2021 год – с 01.01.2021 по 31.12.2021, за                     2022 год – с 01.01.2022 по 31.12.2022, по форме и порядку заполнения формы, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п (л.д. 50).

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена                  Пронина Т.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47                    им. И.Я. Яковлева» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Обязательное требование к занятию штатной должности законодательством не предусмотрено. Работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд. В спорный период должность Прониной Т.А. – *** связана с образовательным (воспитательным) процессом. Вся её работа предполагает работу с детьми. *** работает совместно с ***, должность которого фигурирует в названных Списках. Встречи, беседы, работа с родителями – все мероприятия, аналогичны воспитательной работе, но направлены на другую, более сложную категорию детей, родителей, семей. Представление в ОСФР по Ульяновской области на застрахованное лицо Пронину Т.А. скорректированных сведений по форме СЗВ-КОРР с типом «корректирующая» за указанные периоды нарушает права Прониной Т.А. на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку её деятельность связана с образовательным (воспитательным) процессом.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 1921 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, может быть назначена только через определенный период времени со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР                      «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В силу требований частей 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подпункт 10 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» органы Фонда имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В пунктах 40, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н, предусмотрено, что контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Фонд осуществляется территориальными органами Фонда в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Фонда уточненные индивидуальные сведения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в качестве страхователя (дата постановки на учет 24.03.2000) (л.д. 34).

Пронина Т.А., *** года рождения, зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 10.06.2009 (л.д. 31).

01.11.2023 ОСФР по Ульяновской области проведена проверка достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева», о чем составлен акт № *** (л.д. 11).

Проверка проведена на основании следующих документов: документы                  ПК Элардо, СТД-ПФР, СЗВ-стаж 2022 год (исходная), приказ от 11.10.2019 № ***.

Проверкой установлено, что Пронина Т.А. с 14.10.2019 значится в должности ***, деятельность которого не связана с  образовательным (воспитательным) процессом детей.

В форме СЗВ-стаж 2022 год (исходная) просматривается код за выслугу лет 27-ПД у застрахованного лица, деятельность которого не связана с образовательным (воспитательным) процессом детей.

Страхователю МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева» направлено уведомление от 24.11.2023 о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней выявленных расхождений, скорректировать сведения индивидуального лицевого счета – убрать код выслуги лет 27-ПД, которое осталось без исполнения (л.д. 42).

Ссылаясь на выявление несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в ОСФР по Ульяновской области, неисполнение страхователем обязанности по корректировке ранее представленных индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что *** в основной общеобразовательной школе не включена в раздел «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 № 781, работа Прониной Т.А. в должности *** не связана с образовательным (воспитательным) процессом, распределение Прониной Т.А. учебной нагрузки без занятия штатной должности *** не дает ей права на льготное пенсионное обеспечение, в результате чего отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила от 29.10.2002 № 781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, – в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 № 781  предусмотрены должности учителя, заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. В пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781 указаны, в том числе, общеобразовательные учреждения – школы всех наименований.      

Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил от 29.10.2002 № 781).

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей – директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитатетльным) процессом, установлены пунктом 8 Правил от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 01.09.2000 по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, также было предусмотрено, что независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 17, 9, 10 Списка.

Согласно записям в трудовой книжке и приказам о приеме работника на работу в спорные периоды Пронина Т.А. работала в должности ***.

Данная работа не подразумевает непосредственную занятость с образовательным (воспитательным) процессом.

При этом должность *** в основной общеобразовательной школе Списками не предусмотрена.

Представленным документам, в том числе должностным инструкциям *** (утверждена приказом от 02.09.2019 № ***), *** (утверждена приказом от 06.04.2020 № ***), судом дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется (л.д. 27-29, 101-109).

Из содержания указанных должностных инструкций следует, что работа Прониной Т.А. в должности *** в основном связана с организационными и контролирующими функциями по данному учреждению, разработкой концепций развития данного учреждения, научно-методической, общественной деятельностью, а не образовательной (воспитательной) деятельностью.

Относимых и допустимых доказательств того, что должность Прониной Т.А. – *** связана с образовательным (воспитательным) процессом в материалы дела не представлено.

Выполнение в спорный период одновременно педагогической нагрузки без занятия штатной должности *** не дает право Прониной Т.А. на включение такого периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Аргументы директора МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47                         им. И.Я. Яковлева» Бравина А.Е. о возможности зачета периода работы                Прониной Т.А. в должности *** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.

Принимая во внимание установленную законом обязанность ОСФР по Ульяновской области по контролю за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», неисполнение ответчиком уведомления об устранении несоответствий представленных страхователем сведений в отношении застрахованного лица Прониной Т.А., правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось.

Ссылка апеллянта на необоснованность взыскания государственной пошлины в доход местного бюджета подлежит отклонению.

Государственная пошлина является федеральным сбором и взимается также с ответчиков, выступающих в судах общей юрисдикции, в случае если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).

Льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены статьями 333.35333.39 Налогового кодекса Российской Федерации.

МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 47 им. И.Я. Яковлева», выступающее ответчиком по настоящему делу, не имеет права на освобождение от уплаты государственной пошлины при рассмотрении настоящего гражданского дела в соответствии со статьями 333.35333.39 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку истец согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска, то в силу части 1 статьи 103 ГПК РФ она правомерно взыскана с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета.

Судом тщательно проанализированы все представленные сторонами доказательства, выводы суда надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу обстоятельства и подлежащие применению нормы права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска                                               от 22 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                      муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 47 имени И.Я. Яковлева» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.08.2024