Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии со снижением пенсионного возраста
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 14.08.2024 под номером 113985, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2024-000153-85

Судья Мельникова О.В.                                                                       Дело № 33-3241/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 17 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2-1-148/2024, которым  постановлено:

исковое заявление Муратшина Шамиля Сулеймановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением  пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с 27 марта 2023 года назначить Муратшину Шамилю Сулеймановичу пенсию по старости с уменьшением общеустановленного  пенсионного  возраста на 2 года на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991                      № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Муратшин Ш.С. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально‑экономическим статусом.

Решением ответчика от 26.06.2023 № 46030/23 ему было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно решению пенсионного органа продолжительность его проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 3 года 7 месяцев 4 дня с 28.06.1994 по 31.01.1998.

С указанным решением он не согласен, поскольку из отметок в его военном билете усматривается, что в период с 15.05.1984 по 17.06.1986 он проходил военную службу по призыву, 24.06.1986 получил паспорт в Карсунском РОВД. Заявление о выдаче паспорта было подано им несколькими днями раньше.

Данный факт подтверждает его проживание на территории зоны загрязнения в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, что предполагает право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на один год.

Он поставлен на воинский учет в июне 1986 года, что свидетельствует о его постоянном проживании в *** в период с 01.07.1986 по 01.09.1987, а также с 10.06.1992 по 28.06.1994.

В 1986 году им в качестве ветврача в ***» отработано               104 человеко-дня, в период с 24.06.1986 (возвращение после службы в армии) до 26.11.1986 (увольнение из ***а).

Лишь во время обучения в Ульяновском сельскохозяйственном институте с 01.09.1987 по 10.06.1992 он постоянно проживал в городе Ульяновске.

После окончания института – с 10.06.1992 он также продолжил проживание в *** *** ***, однако зарегистрировался по месту жительства лишь 28.06.1994. 

Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить ему пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 27.03.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Муратшина Ш.С. в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворяя исковые требования Муратшина Ш.С., суд установил, что истец проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в июне 1986 года, то есть в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, а также в период с 1993 года по 31.01.1998, то есть более 4 лет. Вместе с тем, в соответствии со справкой Военного комиссариата (Сурского и Карсунского района Ульяновской области) от 27.03.2024 № 823 старший матрос в отставке Муратшин Ш.С. состоял на воинском учете в военном комиссариате Карсунского района с 24.05.1994 по 31.12.2006. Адрес места жительства по учетной карточке – ***.

Обращает внимание, что истец при подаче заявления о назначении пенсии 27.03.2023 не представлял ответчику документы, подтверждающие его проживание (работу) на территории с льготным социально-экономическим статусом в 1993 году. Более того, в мотивировочной части решения суда установлен факт проживания истца на территории с льготными социально-экономическим статусом с 1993 года, то есть не указана дата и месяц проживания, которые влияют на исход дела.

Отмечает, что в своих возражениях на исковые требования Муратшина Ш.С. от 26.03.2024 ответчик обратил внимание суда, что в случае удовлетворения исковых требований истца, право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 у него возникнет с 05.03.2023 (часть 1 статьи 23 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В возражениях на апелляционную жалобу Муратшин Ш.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области -                  без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 27.03.2023 Муратшин Шамиль Сулейманович, *** года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением пенсионного органа от 26.06.2023 № 46030/23 истцу отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 45-50).

Ответчиком в общую продолжительность проживания (работы) Муратшина Ш.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом были засчитаны периоды: с 28.06.1994 по 31.01.1998 (3 года 7 месяцев 4 дня).

Не согласившись с отказом пенсионного органа, Муратшин Ш.С. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания Муратшина Ш.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает истцу право на уменьшение пенсионного возраста на 2 года на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выводы суда первой инстанции по существу являются правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В ранее действовавшей редакции указанного закона право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.

В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально‑экономическим статусом.

На основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 237-р, в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 557-р (действовало до 01.02.1998), к зоне с льготным социальноэкономическим статусом отнесен *** Карсунского района Ульяновской области!%.

Из материалов дела следует, что Муратшин Шамиль Сулейманович родился *** в ****** (л.д. 16).

Согласно военному билету серии НП № 8032339 Муратшин Ш.С. с 15.05.1984 был призван на действительную военную службу, уволен в запас 17.06.1986 и направлен в Карсунский РВК Ульяновской области для  постановки на  воинский учет с 22.06.1986 (л.д. 18-23).

В соответствии со статьей 80 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшего в период принятия истца на воинский учет, воинский учет всех военнообязанных и призывников ведется по месту их жительства в порядке, установленном Министерством обороны СССР.

Таким образом, Муратшин Ш.С. был принят на воинский учет 22.06.1986 Карсунским РВК Ульяновской области по месту своего жительства.

Выпиской из похозяйственной книги № 6 с 1986 по 1990 годы по *** подтверждается, что Муратшин Ш.С. проживал с  родителями в  1986 году в *** (л.д. 8-9, 74).

В трудовой книжке ****** № 917, заведенной 01.04.1984 ***» на  имя Муратшина Ш.С. имеются записи о службе в армии с  15.05.1984 по  22.06.1986 и о  работе Муратшина Ш.С. ветфельдшером с 21.07.1986 (л.д. 89-90).

В трудовой книжке ****** № 1345, заведенной 01.01.1984 в ***» Карсунского района на имя Муратшина Ш.С. также имеются записи: о службе в армии с 13.05.1984 по 22.06.1986, о работе в *** ветеринарным фельдшером в 1986 году (180 человеко-дней) и увольнении 26.11.1986 (л.д. 14, 86-88).

Следовательно, работа истца в ***е имела место в июне 1986 года, поскольку после службы в армии дню увольнения (26.11.1986) предшествовали 180 дней (или 6 месяцев работы).

При таких обстоятельствах, с учетом положений примечания к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  проживание истца по состоянию на 22.06.1986 ***, относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, независимо от времени пребывания, дает ему право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Согласно  диплому серии ФВ № 126751 от 15.06.1992 Муратшин Ш.С. с 1987 по 10.06.1992 проходил обучение в Ульяновском сельскохозяйственном институте   (л.д. 13,  60-об.).

Из справки, выданной администрацией муниципального образования «Новопогореловское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области от 27.03.2023 № 99 усматривается, что Муратшин Ш.С. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: ***, с 28.06.1994 (л.д. 12).

В соответствии со справкой Военного комиссариата (Сурского и Карсунского районов Ульяновской области) от 27.03.2024 № 823 старший матрос в отставке Муратшин Ш.С. состоял на воинском учете в военном комиссариате Карсунского района с 24.05.1994 по 31.12.2006. Адрес места жительства по учетной карточке – *** (л.д. 39).  

Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции свидетели М*** Б.Т., А*** С.С. и А*** М.А. показали, что Муратшин Ш.С. с рождения  проживает в ***, выезжал лишь в период службы в армии и обучения в институте. Так после службы в армии в июне 1986 года он вернулся в село, проживал с родителями, осенью этого же года уехал учиться в г. Ульяновск, учился до 1992 года, после окончания обучения постоянно проживает в *** до настоящего времени.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд первой инстанции установил, что Муратшин Ш.С. постоянно проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, что позволяет снизить истцу пенсионный возраст на абсолютную величину – 1 год; а также в период с 1993 по 31.01.1998, то есть более 4 лет, за которые он имеет право на снижение пенсионного возраста еще на 1 год на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».  

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих проживание (работу) истца на территории с льготным социально‑экономическим статусом в 1993 году не влияет на правильность принятого судом решения.

Действительно, совокупностью имеющихся в деле доказательств факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в 1993 году не подтверждается.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в неучтенный судом первой инстанции период с 01.07.1986 по 26.11.1986 (4 месяца 26 дней) Муратшин Ш.С. работал ветеринарным фельдшером в ***» Карсунского района, и проживал в ***, относящемуся к зоне с льготным социальноэкономическим статусом.

Таким образом, с учетом зачтенных пенсионным органом периодов общая продолжительность проживания и работы истца в зоне с льготным социально‑экономическим статусом составила 4 года (зачтенные ответчиком 3 года 7 месяцев 4 дня + установленные судебной коллегией 4 месяца 26 дней), что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год. Принимая во внимание доказанность факта его проживания в указанной зоне в период с 26.04.1986 до 30.06.1986, истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года, то есть по достижении 58 лет.

С учетом изложенного, ошибочное указание судом первой инстанции на проживание истца на территории с льготным социально‑экономическим статусом в 1993 году, в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части указания даты назначения Муратшину Ш.С. пенсии по следующим основаниям.

По общему правилу, установленному частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляется руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их права, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных положений процессуального закона следует, что правильное установление даты возникновения права на пенсию, не может считаться выходом за пределы исковых требований, поскольку в силу части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и правильное применение законодательства при рассмотрении дела является обязанностью суда.

Из материалов дела следует, что при обращении за назначением пенсии (27.03.2023) Муратшин Ш.С. (*** года рождения) достиг 58 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, за исключением случаев назначения социальной пенсии по инвалидности, социальной пенсии по старости в порядке, установленном пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, социальной пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном пунктами 4 и 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

При таких обстоятельствах, право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у Муратшина Ш.С. возникнет с 05.03.2023, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.

В остальной части решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене и изменению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от                                17 апреля 2024 года изменить в части даты назначения пенсии, возложив на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1***, ИНН ***) назначить Муратшину Шамилю Сулеймановичу (паспорт ***) пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 5 марта 2023 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июля 2024 года.