Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 13.08.2024 под номером 113938, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-01-2024-000310-27

Судья Школенок Т.Р.                                                                      Дело № 33-3521/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н., 

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шабровой Светланы Владимировны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2‑284/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Шабровой Светланы Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов в стаж, признании права на назначение досрочной пенсии, назначении досрочной пенсии, установлении срока выплат, взыскании государственной пошлины – отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

Шаброва С.В. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской  области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о  признании  незаконным  решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов в стаж, признании права на назначение досрочной пенсии, назначении досрочной пенсии, установлении срока выплат.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от 29.12.2023 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не зачтен период работы с 15.08.1997 по 31.08.1998 в должности педагога дополнительного образования в ***.

С решением в данной части не согласна, поскольку указанная должность предусмотрена постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно Уставу 1993 года учреждение, в котором она работала называлось *** и на основании приказа отдела образования администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 10.11.1995 № *** было переименовано в ***. В настоящее время учреждение переименовано в ***, которое включено в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

Полагает, что она работала педагогом дополнительного образования в учреждении, цели и задачи которого совпадают с целями и задачами Центра дополнительного образования (***), что, по ее мнению, подтверждает тождество названных учреждений и дает ей право на включение  спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

С зачетом спорного периода и продолжения педагогической работы с 01.11.2023 по настоящее время ее специальный стаж составит более 25 лет.

Просила суд признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от  29.12.2023; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы в должности педагога дополнительного образования в *** с 15.08.1997 по 31.08.1998; с зачетом указанного периода признать право на назначение досрочной страховой пенсии; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2023 года и установить срок назначения выплат через 60 месяцев со дня возникновения права; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                         МБУ ДО «Чердаклинский ЦДО».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шаброва С.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что должность педагога дополнительного образования предусмотрена постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). В связи с этим полагает, что должность педагога дополнительного образования, как и само учреждение – Центр творчества учащихся, которое является учреждением дополнительного образования детей (внешкольным учреждением), включены в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и соответствует списку.

Истец, представители ответчика и третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.09.2023 Шаброва С.В. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 29.12.2023 Шабровой С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа (педагогический стаж составляет 23 года 10 месяцев 2 дня).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены следующие периоды работы истца: с 15.08.1997 по 31.08.1998 в должности педагога  дополнительного образования в ***, поскольку наименование учреждения «***» нормативно-правовыми актами не предусмотрено; с 01.09.1993 по 25.06.1997 – период обучения в ***, поскольку у заявителя отсутствовала педагогическая деятельность, предшествующая периоду обучения;  с  18.08.2000 по  31.08.2001 – нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, трех лет; с 01.01.2023 по 31.05.2023 – в должности заместителя по административно-хозяйственной работе, так как должность не предусмотрена Списком  от  29.10.2002 № 781;  с  2003 – 5 дней – период  отпуска  без сохранения заработной паты в период работы в ***, с 26.08.2013 по 06.09.2013, с 02.03.2015 по 02.03.2013, с 13.06.2016 по 13.09.2016, с 22.09.2016 по 22.09.2016 – периоды  работы  в  ***  ввиду  предоставления  сведений  без указания  педагогической  деятельности.

На дату обращения (18.08.2023) у Шабровой С.В. продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составила 23 года 10 месяцев 2 дня при требуемом не менее 25 лет.

Полагая  решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с исключением из страхового стажа приведенного периода работы с 15.08.1997 по  31.08.1998  в  должности  педагога дополнительного образования в *** необоснованным и незаконным, Шаброва С.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующим спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, сделан на верной оценке собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена.

Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, вступившим в силу с 01.11.1999, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 01.11.1999.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000 включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001 – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в пункте 2 поименован педагог дополнительного образования, в разделе 2 – учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) поименованы: центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый, внешкольной работы, детский экологический оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества научно-технического, юных техников), детская экологическая   (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств;                детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, – в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781,  определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999                 № 1067.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 1 и 7 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30.12.2008             № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01.11.1999  по 31.12.2000 на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01.01.2001  засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Списком от 06.09.1991 № *** должность педагог дополнительного образования, наименование учреждения – *** не предусмотрены.

Списком от 22.09.1999 № *** предусмотрено наименование должности педагог дополнительного образования, однако не предусмотрено наименование учреждения ***.

Наименование учреждения *** не предусмотрено Списком от 29.10.2002 № 781.

Условия, предусмотренные пунктом 12 Правил от 29.10.2008 № 781 и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, Шабровой С.В. не выполнены. По состоянию на 01.01.2001 наличие педагогического стажа не менее 16 лет 8 месяцев у истца отсутствует, период работы педагогом дополнительного образования с 15.08.1997 по  31.08.1998  происходил в учреждении, не поименованном Списками № 1067 и № 781.

Приведенный нормативно-правовой порядок включения периодов работы в стаж работы в должности педагога дополнительного образования является специальным и расширительному толкованию не подлежит. Указанные Списки применяются в точном соответствии и взаимосвязи. Иное толкование наименование должностей или учреждений, их типовой и видовой принадлежности не допускается.

Таким образом, период работы Шабровой С.В. с 15.08.1997 по  31.08.1998  в  должности  педагога дополнительного образования в *** *** не подлежит включению в ее специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Доводы жалобы истца о возможности установления в рассматриваемом случае тождества наименования учреждения Центр творчества учащихся тем, что перечислены в Списке № 781, судебная коллегия отклоняет. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 и пункта 5.2.72 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, исключительно Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, однако до настоящего времени соответствующим актом тождество учреждения Центр творчества учащихся одному из учреждений, предусмотренных Списком № 781 от 29.10.2002, не установлено. Факт неправильного наименования Центра творчества учащихся, не предусмотренного списками или перечнем, наименованию учреждений, содержащихся в Списках № 1067 и 781, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии, не установлен.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                     22 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабровой Светланы Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 августа 2024 года