УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000006-77
Судья Денисова М.А. Дело № 33-3427/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 30 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Юшиной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 7 марта
2024 года по гражданскому делу № 2-737/2024, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Старокулаткинского района
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Динюшева
Ришата Якубовича, 01.08.1951 года рождения (паспорт серия 7301 № 421608),
техническими средствами реабилитации: ***: 1 шт., ***» на флеш-картах!%: 1 шт.,
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 796 к акту освидетельствования
№ 935 от 21.08.2013.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Динюшева
Ришата Якубовича, 01.08.1951 года рождения (паспорт серия 7301 № 421608),
компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Заслушав доклад судьи Завгородней
Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области,
действуя в интересах Динюшева Р.Я., обратился в суд с исковым заявлением к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Динюшев
Р.Я., *** года рождения, является ***.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации ***а № 796 от 21.08.2013 Динюшев Р.Я. подлежит обеспечению
техническими средствами реабилитации, в том числе: ***, которыми до настоящего
времени не обеспечен.
Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Динюшева
Р.Я. техническими средствами реабилитации: ***, взыскать с ответчика в пользу Динюшева
Р.Я. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ФКУ «Главное бюро медико‑социальной экспертизы по Ульяновской
области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Отделением в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» предпринимались необходимые и достаточные меры для
исполнения обязанности по обеспечению истца техническими средствами
реабилитации.
В рамках исполнения государственных контрактов Динюшеву Р.Я.
сформированы направления: № 27511665 от 27.02.2024 на получение ***, № 28079686
от 25.03.2024 на получение ***.
Отмечает, что в случае непредоставления ***у уполномоченным
органом по какой-либо причине технических средств реабилитации, его право могло
быть реализовано путем выплаты денежной компенсации понесенных расходов за
самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Полагает, что компенсация морального вреда в отношении
имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена, выплата
компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение *** техническими средствами реабилитации и
на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств
реабилитации (***).
Считает, что доказательств ухудшения состояния
здоровья и нравственных страданий ***а в результате действий Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области, выразившихся в несвоевременном обеспечении техническими средствами реабилитации, не представлено, соответственно
основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из
материалов дела, Динюшев Ришат Якубович, *** года рождения, является ***
установлена бессрочно (л.д. 12-13).
Для проведения реабилитационных мероприятий Динюшеву Р.Я.
разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** (ИПРА)
№ 796 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 935 от 21.08.2013,
согласно которой истец подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации, в том числе: *** (л.д. 38-44).
Заявление Динюшева Р.Я. на обеспечение указанными
техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе
ответчика 24.10.2023.
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции истец
необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечен, что в свою
очередь явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд
первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности
обеспечить Динюшева Р.Я. необходимыми техническими средствами реабилитации - ***,
а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5000
рублей.
Судебная коллегия полагает,
что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм
материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют
фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле
доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, ***ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки ***ов установлены Федеральным законом от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»,
определяющим государственную политику в области социальной защиты ***ов в
Российской Федерации, целью которой является обеспечение ****** равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки ****** является
реабилитация ****** - система и процесс полного или частичного восстановления
способностей ****** к бытовой, общественной, профессиональной и иной
деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше
Федерального закона, - одно из направлений реабилитации ***ов,
предусматривающее, в том числе использование *** технических средств
реабилитации.
Государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных
мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых *** за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи
10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в
Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»
индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а,
выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами
реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а
(ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту
жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в
соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации
соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной
защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения ***а (ветерана)
техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в
оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а
(ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств
(изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а
(ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60
календарных дней.
Поскольку доказательства надлежащего исполнения возложенных
на ответчика обязанностей по обеспечению ***а необходимыми техническими средствами
реабилитации в материалы дела не представлены, суд первой инстанции обоснованно
возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Динюшева Р.Я. ***,
согласно разработанной Бюро № 10 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ про Ульяновской области»
индивидуальной программе реабилитации или абилитации *** № 796 от 21.08.2013.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 27.02.2024 Динюшеву
Р.Я. сформировано направление на получение *** не влияют на законность
обжалуемого решения и не опровергают правильность сделанных судом выводов.
Действительно, в материалы дела представлена копия
направления на получение технического средства реабилитации на имя Динюшева
Р.Я. от 27.02.2024 (л.д. 70).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что
истец был обеспечен *** на дату вынесения решения судом первой инстанции,
ответчиком не предоставлено.
Представленное суду апелляционной инстанции направление №
28079686 от 25.03.2024 на получение *** (л.д. 69) также не может быть принято
во внимание судебной коллегией, поскольку оно выдано после принятия судом
решения.
Доводы ответчика о непредоставлении технических средств
реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению,
поскольку право ***а на получение технических средств реабилитации не может
ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в
жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в
области социальной защиты.
Реализация прав граждан, предоставленных Федеральным законом
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите *** в Российской Федерации», не
должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов
и заключения контрактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что
*** не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение технических
средств реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации расходов за
счет средств Фонда, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего
спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из
своих возможностей, в том числе и финансовых.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований
для взыскания с ответчика в пользу Динюшева Р.Я. компенсации морального вреда
основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому
не влекут отмену обжалуемого решения.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи
151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных
страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, *** и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Учитывая, что предусмотренная законом процедура
предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан
направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанность по компенсации Динюшеву Р.Я. морального вреда, определив ее
размер в 5000 рублей.
Принимая во внимание возраст Динюшева Р.Я., характер
имеющегося у него заболевания, нуждаемость в технических средствах
реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него
законом обязанность, что повлекло нарушение прав ***а, гарантированных
Конституцией Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что
определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда
соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами
материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и
соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее
снижения, судебная коллегия не усматривает.
Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда Динюшеву
Р.Я. ответчиком не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что
требования истца о взыскании компенсации морального вреда вытекают из
имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку
несвоевременное обеспечение Динюшева Р.Я. техническими средствами реабилитации
необходимыми ему по состоянию здоровья, нарушает не только непосредственно
имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных
неимущественных прав ***а, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и
нравственные страдания).
В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые
имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли
на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой
инстанции.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства
дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку
собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или
изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 марта 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 6 августа 2024 года.