УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000231-81
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-3485/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 30 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 15 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-840/2024, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской
области, действующего в интересах Мязитовой Галии Иксановны, удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Мязитову
Галию Иксановну техническими средствами реабилитации в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации 189.19.73/2023: ***).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Мязитовой
Галии Иксановны компенсацию морального
вреда в размере 5000 руб.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная
коллегия
установила:
прокурор Радищевского района Ульяновской области в интересах
Мязитовой Г.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими
средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Мязитова
Г.И. является ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида от 09.02.2023 нуждается в обеспечении техническими средствами
реабилитации, в том числе ***), однако данными техническими средствами
реабилитации она до настоящего времени не обеспечена.
С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ОСФР по
Ульяновской области обеспечить Мязитову Г.И. указанными техническими средствами
реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Мязитовой Г.И. компенсацию
морального вреда в размере 5 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное
казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять новое судебное решение.
В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными
органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных
контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в
соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на
получение технических средств реабилитации осуществляется только после
конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда
государственного контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации.
Сформировать Мязитовой Г.И. направление на *** не
представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц по действующему
государственному контракту.
В последующем 27.11.2023 ОСФР по Ульяновской области был
заключен государственный контракт №755, в рамках исполнения которого Мязитовой
Г.И. сформировано направление на получение указанного технического средства
реабилитации сроком действия до 13.06.2024, но акт приема-передачи технического
средства реабилитации в Отделение не поступал.
Для обеспечения инвалидов креслами-стульями с санитарным
оснащением в единой информационной системе дважды размещались запросы ценовой
информации, на которые поступали ценовые предложения, но поскольку начальная
максимальная цена контракта, сформированная на основе поступивших ценовых
предложений, значительно превышала стоимость аналогичного технического средства
реабилитации по последнему исполненному Отделением государственному контракту,
разместить конкурентную закупочную процедуру не представилось возможным.
29.01.2024 был заключен государственный контракт на поставку
***), но поскольку сумма контракта не может более 600 000 руб., количество
единиц технического средства реабилитации ограничено, поэтому направления были
выписаны ***, вставшим на учет ранее истца. Мязитовой Г.И. направление не
сформировано по причине отсутствия свободных единиц.
31.01.2024 было размещено извещение о проведении
электронного аукциона, по результатам которого был заключен государственный
контракт от 29.02.2024. После поставки товара на территорию региона и
проведения выборочной проверки Мязитовой Г.И. будет сформировано направление на
получение ***.
Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты
все меры для обеспечения истца необходимыми средствами технической
реабилитации.
Дополнительно в жалобе указано, что право на обеспечение
техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, а
компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим
законодательством не предусмотрена. Доказательств невозможности продолжения
инвалидом активной общественной жизни, совершения ответчиком виновных действий,
нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие
ему другие нематериальные блага, не представлено.
Истец
Мязитова Г.И., прокурор, представитель ответчика в суд апелляционной инстанции
не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения
жалобы надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мязитова
Г.И., *** года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно, в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от
09.02.2023 подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***
(для *** и детей – *** (л.д. 10, 12-15).
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Мязитова
Г.И. не была обеспечена
указанными техническими средствами реабилитации.
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены
установленные сроки обеспечения ***а положенными ему техническими средствами
реабилитации, и, учитывая нарушение прав ***а на своевременное обеспечение положенными
техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания
для взыскания в пользу ***а денежной компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными
выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении
юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм
материального и процессуального права.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О
социальной защите ***ов в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального
бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых ***у, утверждается Правительством
Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а,
выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации ***а является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила),
согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия)
подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно
в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а
(ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту
жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в
соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации
соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной
защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления ******, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с
заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом
в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом
извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия)
должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в
сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ****** (ветераном)
заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения ***!%а (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Доводы жалобы о том, что Мязитовой Г.И. было сформировано
направление от 24.01.2024 на получение кресла-коляски с ручным приводом
прогулочной, в связи с чем государственная услуга по обеспечению ***а
техническими средствами реабилитации считается оказанной, признаются судебной
коллегией несостоятельными.
Согласно
пункту 11 Административного регламента Фонда социального страхования Российской
Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению ***ов
техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий
граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за
самостоятельно приобретенные ****** технические средства реабилитации
(ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и
(или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов ***ов на
содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного
приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019
№ 256 (далее – Административный регламент), при наличии действующего
государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в
соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в
случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием)
и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в
письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению
техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный
орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение либо
изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным
органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими
средствами (изделиями).
Подпунктом
«а» пункта 10 указанного Административного регламента установлено, что
результатами предоставления государственной услуги являются выдача заявителям направления на получение
(изготовление) технического средства реабилитации в организации, отобранные в
соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения ***ов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела не
содержат доказательств выдачи направления истцу для получения кресла-коляски с
ручным приводом прогулочной.
Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на
то, что непредставление технических средств реабилитации произошло по
объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца
на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость
от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы
отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям
Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области
социальной защиты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств тому,
что Мязитова Г.И. была
обеспечена спорными техническими средствами реабилитации на момент рассмотрения
дела, в суд первой инстанции представлено не было, суд рассмотрел дело в рамках
заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких
обстоятельствах доводы жалобы основанием для признания выводов суда
неправильными и отмены решения не являются.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав ***а
на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к
обоснованному выводу о частичном удовлетворении данных исковых требований.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
С учетом указанных требований закона суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении Мязитовой Г.И.
полагающимися ей техническими средствами реабилитации существенно нарушает ее
личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств
реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что в связи
с не обеспечением истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации,
ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о
наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации
причиненного морального вреда. Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а
также принцип разумности и справедливости, суд правомерно взыскал в пользу
Мязитовой Г.И. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты
во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах
дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой,
всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 15
марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 августа
2024 года