Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения об отказе в предоставлении зем. уч.
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 06.08.2024 под номером 113797, 2-я гражданская, о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-000564-43

Судья Земцова О.Б.                                                                              Дело №33а-3357/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Манякиной Галины Петровны – Царева Дениса Геннадьевича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 мая 2024 года, по делу №2а-631/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Манякиной Галины Петровны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения от отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Манякина Г.П. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок.

В обоснование административного иска указала, что она является фактическим собственником земельного участка площадью 514 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, Железнодорожный район, СНТ «Овражный», участок №***, кадастровый номер ***

Ею было подготовлено и направлено административному ответчику заявление о предоставлении в собственность земельного участка.

По итогам рассмотрения заявления Министерством принято решение от 01.12.2023 №5354 об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности, с которым она не согласна, поскольку отказ является немотивированным, содержит нормы закона, не подлежащие применению к основаниям приобретения права на земельный участок, указанным ею в заявлении.

Административный ответчик не возражает против предоставления ей в аренду указанного земельного участка, что свидетельствует о формальности отказа, так как право аренды с учетом возведенного строения подтверждает правомерность и законность использования объекта и дает право приобрести земельный участок в собственность в последующем, но на невыгодных для нее условиях.

Ссылается на то, что соседние земельные участки оформлены, несмотря на описанные в отказе препятствия. Имеется ответ УМС от 13.10.2023, согласно которому решение об изъятии земель, на которых расположен земельный участок. администрацией города не принималось. Согласно ответу Ульяновской городской электросети от 28.09.2023 информацией о строительстве ВЛ на земельному участке МУП УльГЭС не обладает.

Она является членом СНТ «Овражный», имеет членскую книжку, задолженность по оплате членских взносов отсутствует. Согласно выписке из протокола общего собрания от 21.03.2021 участок №*** выделен ей.

Манякина Г.П. просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 01.12.2023 №5554 в предоставлении земельного участка на праве собственности; обязать административного ответчика предоставить ей земельный участок №*** в СНТ «Овражный» в собственность согласно её заявлению.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области, СНТ «Овражный», администрация города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, ПАО «Россетти», АО «Ульяновскэнерго».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Манякиной Г.П. – Царев Д.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и является формальной отпиской.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при принятии оспариваемого определения.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Манякиной Г.П., суд пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, сославшись на отсутствие предусмотренных ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления административному истцу земельного участка в собственность бесплатно.

При этом суд указал на отсутствие у Манякиной Г.П. акта, свидетельства или другого документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности на испрашиваемый земельный участок, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также пришел к выводу о том, что сам факт пользования земельным участком без его выделения и предоставления в установленном законом порядке в силу закона не порождает никаких правовых последствий и не является основанием возникновения прав на этот земельный участок.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на ненадлежаще установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения настоящего административного спора.

Оценивая законность оспариваемого отказа административного ответчика, а также право административного истца на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, судом оставлено без внимания то обстоятельство, что Манякина Г.П., обращаясь с заявлением в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, просила предоставить в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области или государственная собственность на которые не разграничена, границы которых учтены в Едином государственном реестре недвижимости, в собственность бесплатно или за плату либо аренду без проведения торгов утвержден приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 10.02.2023 № 9-пр (ред. от 16.11.2023).

Как установлено по делу, Манякина Г.П., в лице своего представителя Царева Д.Г., обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением от 17.11.2023 №*** о предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования «для садоводства», на основании п.2.7 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно заявлению и приложенным к нему документам Манякина Г.П. владеет земельным участком №*** в СНТ «Овражный», площадью 514 кв.м, имеет членскую книжку, выданную 05.09.2007, оплачивает членские взносы.

Земельному участку 13.12.2022 присвоен кадастровый номер ***, участок расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования «ведение садоводства». Земельный участок образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Сведения о земельном участке с описанием координат границ участка имеются в едином государственном реестре недвижимости (л.д. 13-17).

В соответствии с представленной в материалы дела выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Овражный» от 21.03.2021 №1 земельный участок №*** выделен Манякиной Г.П. решением общего собрания. Ранее государственные акты членам СНТ «Овражный» на данный участок не выдавались (л.д. 24).

01.12.2023 Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по итогам рассмотрения заявления Манякиной Г.П. принято решение №5354 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** со ссылкой на абзац 1 п.9.1 ст.3 и п.3 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1 ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В обоснование отказа указано, что в соответствии с постановлением мэра города Ульяновска Ульяновской области от 12.08.1993 №1063 «О выдаче свидетельств садоводческом товариществу «Овражный» и госактов членам садоводческого товарищества на право пожизненного наследуемого владения» земельные участки предоставлены членам СНТ «Овражный» на праве пожизненного наследуемого владения.

В отказе разъяснен порядок оформления права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение. Указано, что принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется, в связи с чем, у Министерства отсутствуют правовые основания для предоставления Манякиной Г.П. земельного участка с кадастровым номером *** в собственность, поскольку если земельный участок принадлежит ей на праве пожизненного наследуемого владения она вправе обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.

Данный отказ не содержит оценки прав заявительницы по её требованиям о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без торгов на основании п.2.7. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п.2.7 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент обращения Манякиной Г.П. с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, до 01.03.2031 члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 названной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокола общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 упомянутой статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иного документа, устанавливающего распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписки из указанного протокола или указанного документа (пункт 2.8).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 2.10).

Принимая во внимание то обстоятельство, что заявление Манякиной Г.П. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов на основании п.2.7. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не было рассмотрено административным ответчиком по существу, оспариваемый отказ не содержит оценки права заявительницы на получение земельного участка в собственность по указанному в заявлении основанию, данный отказ не может быть признан законным и обоснованным.

Оспариваемое решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 01.12.2023 №5354 об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности следует признать незаконным с возложением на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Манякиной Г.П. с учетом оснований, указанных в её заявлении от 17.11.2023 №***.

Поскольку предоставление государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области или государственная собственность на которые не разграничена, границы которых учтены в Едином государственном реестре недвижимости, в собственность бесплатно или за плату либо аренду без проведения торгов относится к полномочиям Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, а также в связи с тем, что заявление Манякиной Г.П. не было рассмотрено административным ответчиком по существу, оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на Министерство обязанности по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно в настоящее время не имеется.

В силу изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 мая 2024 года, отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Манякиной Галины Петровны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 01.12.2023 №5354 об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть заявление Манякиной Галины Петровны от 17.11.2023 №*** (вх №30798 от 20.11.2023) о предоставлении на праве собственности бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г.Ульяновск, СНТ «Овражный», участок № ***, с учетом оснований, указанных в заявлении, по п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В удовлетворении остальной части требований Манякиной Галины Петровны отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2024.