Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в постановке на учет для обеспечения жилым помещением сироте
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 13.08.2024 под номером 113795, 2-я гражданская, о признании решения недействительным, возложении обязанности включить в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-006794-67

Судья Анциферова Н.Л.                                                             Дело № 33а-2811/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Тихонова Дениса Витальевича – Тришина Виталия Алексеевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 декабря 2023 года по делу № 2-6183/2023, по которому постановлено:      

в удовлетворении исковых требований Тихонова Дениса Витальевича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании распоряжения незаконным, об обязании включить в список лиц, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области – Фроловой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Тихонов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилым помещением на территории Ульяновской области.

В обоснование требований указано, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 15.03.2012 Тихонов Д.В. вселен в качестве члена семьи нанимателя ***., которая является его опекуном, в трехкомнатную квартиру по адресу: ***. В качестве членов семьи нанимателя в указанную квартиру также внесены *** (мать истца). Исходя из количества проживающих в квартире лиц площадь жилого помещения, приходящаяся на истца ниже установленной законом учетной нормы (12 кв.м на одного человека). Проживание истца в данном жилом помещении совместно с другими членами семьи нанимателя не представляется возможным. Истец не может проживать с матерью, лишенной родительских прав.

Просил признать распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от 18.09.2023 №1586-р об отказе во включении в список незаконным, обязать ответчика включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Тихонова Д.В. – Тришин В.А. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что он не обратился с соответствующим заявлением в срок до достижения им 23-летнего возраста по незнанию закона. Полагает, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку право на включение в список лиц, подлежащих обеспечению благоустроенным жилыми помещениями, детей, оставшихся без попечения родителей, за ним сохраняется. Полагает, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку дело было рассмотрено судом в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25.06.2024 гражданское дело передано рассмотрения по правилам административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Ульяновского областного суда.

В судебное заседание  кроме представителя Министерства другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области действует Закон от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Статьей 2 названного закона регламентировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Указанное право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тихонов Д.В. родился ***.

Решением Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 18.03.2004 *** лишена родительских прав в отношении сына Тихонова Д.В., *** года рождения, ребенок передан на воспитание опекуну ***

Тихонов Д.В., *** года рождения, зарегистрирован по адресу: ***. Также по данному адресу зарегистрированы: ***

В собственности истца жилых помещений не имеется.

*** Тихонов Д.В., достигнувший 26-летнего возраста, обратился в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

18.09.2023 распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области № 1586-р Тихонову Д.В. отказано во включении в список, так как он не относится к категории лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

23 года Тихонову Д.В. исполнилось ***. До указанного времени он не обращался в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также в комиссию по установлению факта невозможности проживания.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска Тихонову Д.В. отказал.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, при разрешении настоящего спора, связанного с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Между тем, Тихонов Д.В. и его представитель не назвали причин, по которым истец не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом доказательств наличия каких-либо препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», истцом также не предоставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с достижением возраста 23 лет граждане из числа детей-сирот, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Каких либо доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит. Безусловных оснований для отмены решения не имеется. Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тихонова Дениса Витальевича – Тришина Виталия Алексеевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.08.2024.