Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении муниципалитета к постановке земельного участка на кадастровый учет
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 13.08.2024 под номером 113759, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с расположенным на нем кладбищем в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области о обязании выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания места захоронения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-01-2024-000095-38

Судья Берхеева Г.И.                                                                     Дело № 33а-3306/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2024 года по делу № 2а-1-63/2024, по которому постановлено:        

административный иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет и к регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области незаконным.

Обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области – в срок 1 год 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию МО «Новоспасского района» Ульяновской области выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области – в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                   Вязьмина А.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации     МО «Новоспасский район» Ульяновской области, администрации                                  МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с расположенным на нем кладбищем в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области о обязании выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания места захоронения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района в связи с обращением Журкина С.В. проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего содержание мест захоронения, в ходе которой установлено, что на территории д. Жихаревка Новоспасского района находится кладбище, однако администрацией МО «Новоспасский район» не зарегистрировано право собственности и не поставлен на кадастровый учет земельный участок под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение», не проведены мероприятия по обеспечению надлежащего содержания места захоронения.

По данному факту прокуратурой района ранее в адрес Главы администрации МО «Красносельское сельское поселение» 15.09.2023 было внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Неустановление границ данных земельных участков на местности, непроведение межевания занятых под местами захоронения земельных участков, непринятие мер к постановке их на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ и нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил признать бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет и к регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области незаконным; обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д.Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области, в срок 1 год 6 месяцев с момента вынесения решения суда по данному делу; обязать администрацию МО «Новоспасского района» Ульяновской области выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области  в 3-месячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ППК «Роскадастр» по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что согласно решению Совета депутатов МО «Новоспасский район» от 26.11.2021 № 37/127 полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории соответствующего сельского поселения сроком на 3 года переданы от органов местного самоуправления МО «Новоспасский район» органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав  МО  «Новоспасский район». Для реализации данного полномочия на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 г.г. заложены межбюджетные трансферты, в связи с чем бюджетные ассигнования на реализацию данного полномочия администрации                                  МО «Новоспасский район» не предусмотрены. Полагает, что отсутствуют доказательства, подтверждающие существование и нахождение непосредственно на территории д.Жихаревка МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района места захоронения. Считает, что указанные прокурором места захоронения могут располагаться на территории Самарской области, поскольку предоставленные прокурором документы недостаточны для установления местонахождения захоронения, а также с учетом того, что                   д. Жихаревка граничит с территорией Самарской области. Кроме того, в ходе осмотра данного места захоронения сотрудниками администрации района и Красносельского сельского поселения, установлено, что к месту захоронения имеется подъездной путь в виде грунтовой дороги.

Также полагает, что судом неверно определено лицо, которое в соответствии со своей компетенцией уполномочено управлять муниципальным имуществом.

Просит учесть, что в администрацию МО «Новоспасский район» обращения о захоронении в д. Жихаревка не поступали, а генеральным планом развития МО «Красносельское сельское поселение» размещение места захоронения в д. Жихаревка не предусмотрено. 

В судебное заседание  кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В силу положений ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст.225 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч.1 ст.18, ч.2 ст. 15 и ч.2 ст.25 указанного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ, с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках проведенной прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проверки соблюдения законодательства, регламентирующего содержание мест захоронения, в связи с обращением *** (л.д.12), выявлено, что на территории д.Жихаревка Новоспасского района находится кладбище. Доказательством фактического существования объектов служат акты осмотра кладбищ и их фотографии. Кроме того, к кладбищу отсутствует подъездной путь (л.д. 17-18, 85-86).

Данное кладбище находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Согласно сведениям ППК «Роскадастр» Ульяновской области земельный участок по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район,             д. Жихаревка, кладбище, в ЕГРН отсутствуют.

Из сообщения администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 14.03.2024 следует, что сведения о постановке земельного участка с расположенным на нем кладбище в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области на государственный учет отсутствуют. В реестре участков муниципальной собственности МО «Красносельское поселение» спорный земельный участок не значится.

На территории муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области располагаются три места захоронения: в с.Васильевка, в п.Бестужево, в с.Репьевка (л.д.84).

Генеральным планом развития муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области размещение места захоронения в д.Жихаревка не предусмотрено. Обращение граждан в администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области, в администрацию МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о захоронении не поступали. Данные обстоятельства не опровергаются сторонами по делу.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 26.11.2021 № 37/127 полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории соответствующего сельского поселения сроком на 3 года переданы от органов местного самоуправления муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Земельный участок с кладбищем в д.Жихаревка администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области не передавался, что следует из перечня объектов недвижимости. 

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в сети «Интернет», земельный участок, на котором расположено кладбище, находится в неразграниченной государственной собственности, вещными правами третьих лиц не обременен.

Администрацией МО «Новоспасский район» не зарегистрировано право собственности и не поставлен на кадастровый учет земельный участок под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение». 

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по содержанию территории в границах данного участка должна быть возложена на административного ответчик администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области, поскольку в полномочия администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области данные обязанности не входят, спорное кладбище находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, кладбище сельской администрации не передано.

В этой связи районный суд признал требования прокурора района о регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет земельного участка под местом захоронения, расположенный в границах МО «Красносельское сельское поселение» в частности в д. Жихаревка законными и обоснованными. Также суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о возложении на администрацию МО «Новоспасского района» Ульяновской области обязанности выполнить мероприятия по обеспечению надлежащего содержания подъездного пути к кладбищу в д. Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области в трехмесячный срок с момента регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д.Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Установленный судом срок для исполнения решения отвечает требованиям разумности.

Как верно указано судом, допущенное районной администрацией бездействие приводит к нарушению санитарных правил и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровью населения, осуществлению муниципального земельного контроля.

Спорный земельный участок обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи в силу п. 1 ст. 225 ГК РФ.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок определен п. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

То есть, администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области в силу закона обладает полномочиями для обращения в суд с иском о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей для последующей регистрации и постановки на учет спорного земельного участка.

Довод заявителя о том, что указанные прокурором места захоронения могут располагаться на территории Самарской области, носит характер предположения, материалами дела не подтверждается.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Вместе с тем, принимая во внимание то, что суд удовлетворил требования прокурора частично, указав в мотивировочной части решения, что к администрация МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области являются ненадлежащими ответчиками по делу, но в резолютивной части решения данный вывод не отразил, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения абзацем соответствующего содержания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2024 года изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«В удовлетворении административного иска прокурора Новоспасского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с расположенным на нем кладбищем в д.Жихаревка Новоспасского района Ульяновской области, выполнении мероприятий по обустройству подъездного пути к кладбищу отказать».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31.07.2024.