Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание страховых взносов и пени
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 06.08.2024 под номером 113754, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций (ЕНС), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000019-38

Судья Бахарева Н.Н.                                                                        Дело №33а-3426/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сенаторова Андрея Сергеевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 марта 2024 года, по делу №2а-750/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Сенаторову Андрею Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Сенаторова Андрея Сергеевича, *** года рождения, уроженца г.Ульяновска, зарегистрированного по адресу: ***, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 36 712 руб. 35 коп., из которой страховые взносы в совокупном фиксированном размере за 2023 год 30 191 руб. 64 коп., пени - 6520 руб. 71 коп.

Взыскать с Сенаторова Андрея Сергеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1301 руб. 37 коп.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Сенаторову А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, с 2009 года по 28.08.2023 Сенаторов А.С. был зарегистрирован в качестве адвоката и являлся плательщиком страховых взносов.

За 2023 год административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, размер которой определяется в соответствии с подп. 1.2 п.1 ст.430 КАС РФ и составляет в фиксированном размере 30 191 руб. 64 коп.

Сумма отрицательного сальдо ЕНС с 13.08.2023 по 23.10.2023 – дату формирования заявления на выдачу судебного приказа составляла: с 13.08.2023 по 12.09.2023 – 201 209 руб. 49 коп.; с 13.09.2023 по 23.10.2023 – 231 401 руб. 13 коп.

Общая сумма задолженности по пени за период с 13.08.2023 по 23.10.2023 составляет 6520 руб. 71 коп.

Налоговым органом Сенаторову А.С. выставлено требование от 25.05.2023 №3101 об уплате недоимки по обязательным платежам, которое должнику направлено по почте, однако задолженность до настоящего времени не уплачена.

УФНС России по Ульяновской области просило суд взыскать с Сенаторова А.С. задолженность перед бюджетом в сумме 36 712 руб. 35 коп., из которой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в совокупном фиксированном размере за 2023 год в размере 30 191 руб. 64 коп.; пени - 6520 руб. 71 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сенаторов А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что он завершил профессиональную деятельность и снялся с налогового учета в 2023 году. Адвокатская деятельность не является предпринимательской, поэтому дополнительных налогов не должен уплачивать.

Ссылается на то, что не получал требование налогового органа в 2023 году на бумажном носителе. Электронными сервисами он не пользуется. Полагает, что административным истцом не соблюдена процедура досудебного урегулирования спора.

Указывает на допущенную в тексте административного искового заявления ошибку при указании ФИО административного ответчика, а также в решении суда при указании периодов для взыскания пени. 

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Статья 71 Налогового кодекса Российской Федерации, которой была предусмотрена обязанность налогового органа в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, направить налогоплательщику уточненное требование, утратила силу с 01.01.2023 на основании Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ.

В адрес Сенаторова А.С. было направлено требование №3101 от 25.05.2023 об уплате задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам в срок до 20.07.2023 (л.д.12).

Как установлено судом, Сенаторов А.С. с 2009 года по 28.08.2023 был зарегистрирован в качестве адвоката и в силу п.2 ч.1 ст.419, ч.1 ст.232, ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно подп. 1 п. 1.2 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, начиная с 2023 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 руб. за расчетный период 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п.1 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с п. 1.4 ст. 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом статуса адвоката уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Поскольку 28.08.2023 прекращена регистрация Сенаторова А.С. в качестве адвоката, 13.09.2023 у административного ответчика возникла обязанность по уплате страховых взносов за 2023 год, а с 13.09.2023 – пени на недоимку по страховым взносам за 2023 год.

В связи с наличием у административного ответчика непогашенной задолженности по обязательным платежам налоговым органом ему начислены пени на отрицательное сальдо за период с 13.08.2023 по 23.10.2023 - дату формирования заявления на выдачу судебного приказа.

Данный период для взыскания пени на отрицательное сальдо определен налоговым органом верно, поскольку соответствует обстоятельствам, установленным состоявшимися ранее судебными актами о взыскании с Сенаторова А.С. задолженности по обязательным платежам, которыми пени на недоимку по налогам и сборам взысканы по состоянию на 12.08.2023 (решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.01.2024 по делу №2а-84/2024, вступило в законную силу 04.06.2024).

Как указано выше, сумма отрицательного сальдо ЕНС с 13.08.2023 по 23.10.2023 - дату формирования заявления на выдачу судебного приказа составляла:

с 13.08.2023 по 12.09.2023 - 201 209,49 руб.;

с 13.09.2023 по 23.10.2023 - 231 401,13 руб. (201 209,49 + 30 191,64).

Расчет пени выглядит следующим образом:

201 209,49 руб. x 20 дней x 12% / 300 - 2393,76 руб. (период с 13.08.2023 по 12.09.2023);

231 401,13 руб. x 5дней x 12%/ 300 = 617,15 руб. (период с 13.09.2023 по 17.09.2023);

231 401,13 руб. x 35дней x 13%/300 = 3 509,80 руб. (период с 13.09.2023 по 17.09.2023).

Общая сумма задолженности по пени - 6520 руб. 71 коп.

Мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 04.12.2023 на основании заявления налогового органа был выдан судебный приказ №2а-1188/2023 от 03.11.2023 о взыскании с Сенаторова А.С. в бюджет спорной недоимки в сумме 36 712,35 руб. (6520,71 + 30 191,64), который отменен 04.12.2023 на основании возражений Сенаторова А.С.

В суд с настоящим административным иском УФНС России по Ульяновской области обратилось в установленные законом сроки (абзац 2 п.4 ст.48 НК РФ).

Принимая решение об удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Сенаторова А.С. спорной задолженности.

Судом установлено, что спорные пени начислены налоговым органом на недоимку по налогам и страховым взносам, взысканную решениями судов о взыскании с Сенаторова А.С. недоимки по обязательным платежам, находящимися на стадии исполнения.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе о несогласии с взысканием с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку обязанность административного ответчика, являющегося в 2023 году действующим адвокатом, по уплате страховых взносов установлена статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации. Административному ответчику к уплате предъявлены страховые взносы за период, когда он был зарегистрирован в 2023 году в качестве адвоката, что основано на требованиях налогового законодательства.

Ссылка в жалобе о том, что Сенаторов А.С. не получал требование налогового органа в 2023 году на бумажном носителе, не может быть признана состоятельной, поскольку установлено, что данное требование было направлено в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией (почтовый идентификатор ***).

Согласно п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, то обстоятельство, что почтовая корреспонденция не была получена административным ответчиком, не свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности по направлению ему требования.

Довод в жалобе о допущенной в административном иске описке при указании ФИО административного ответчика никаким образом не влияет на правильность принятого по делу решения суда.

Довод в жалобе об ошибочности расчетов задолженности по обязательным платежам и пени является несостоятельным. Расчет задолженности являлся предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и признан правильным.

Судом при рассмотрении требований административного истца верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще оценены представленные сторонами доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сенаторова Андрея Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2024.