Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации фонда
Документ от 25.07.2024, опубликован на сайте 02.08.2024 под номером 113738, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                        73OS0000-01-2024-000195-73

Дело № 3а-201/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 июля 2024 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                       № 3а-201/2024 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновскому региональному общественному фонду культуры о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к  Ульяновскому региональному общественному фонду культуры о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требования административным истцом указано, что в деятельности Ульяновского регионального общественного фонда культуры  (основной государственный регистрационный номер ***) имеются нарушения федерального законодательства, выразившиеся в несоблюдении требований абзацев 3, 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995           № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,  пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Нарушения не устранены. Допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации. От председателя Совета Ульяновского регионального общественного фонда культуры в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило обращение с просьбой ликвидировать данную организацию, так как деятельность не ведется, денежные средства отсутствуют, самостоятельно принять решение о ликвидации данное юридическое лицо не может. 

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд ликвидировать Ульяновский региональный общественный фонд культуры и исключить эту организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области по доверенности Бахматова Н.А. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, привела вышеизложенные доводы. Указала, что административным ответчиком подтверждено, что намерения осуществлять далее уставную деятельность нет. В настоящее время ликвидация административного ответчика возможна только в судебном порядке, так как у Ульяновского регионального общественного фонда культуры отсутствуют необходимые средства. Сообщила, что данных о нарушении административным ответчиком положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ                «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от              6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям организации, не имеется. За последние три года предупреждений об устранении выявленных нарушений закона в адрес административного ответчика не выносилось, последнее выносилось в 2018 году. В 2018 году административный ответчик обращался в Ленинский районный суд о ликвидации данного юридического лица, но от иска отказался. 

Представитель административного ответчика Ульяновского регионального общественного фонда культуры в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыву за подписью законного представителя – председателя совета Ульяновского регионального общественного фонда культуры Иванова В.А. с административным иском административный ответчик согласен.

Ранее в предварительном судебном заседании законный представитель административного ответчика Иванов В.А. просил иск удовлетворить, указав, что деятельность организации не ведется 5 лет, денежных средств не имеется, других членов общественной организации нет, продолжать деятельность не намерены. Решение о ликвидации принято также на внеочередной конференции Ульяновского регионального общественного фонда культуры.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что у Ульяновского регионального общественного фонда культуры не имеется отрицательного сальдо единого налогового счета.

Представитель заинтересованного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что за период с 2021 по 2022 годы Ульяновский региональный общественный фонд культуры не представлял сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) в отношении работающих застрахованных лиц данной организации.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участника процесса,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, обозрев регистрационное и контрольное дела в отношении  Ульяновского регионального общественного фонда культуры, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ             «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закреплено в статье 1 этого закона.

В силу статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статьям 7, 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения, в том числе:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац 1 части 1);

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 2 части 1);

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 3 части 1);

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы (абзац 4 части 1).

В силу части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ              «Об общественных объединениях» общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996            № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                           «Об общественных объединениях» возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705, государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Во исполнение пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя, в том числе государственную регистрацию некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление при осуществлении своих полномочий обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений.

Таким образом, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации регионального общественного фонда.  

Статьей 20 КАС РФ к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции отнесены административные дела о ликвидации региональных общественных объединений  (пункт 5 части 1 статьи 20 КАС РФ).

Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений  урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также                ГК РФ).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28.06.2012 № 1246-О ликвидация общественной организации имеет значение запрета на деятельность.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Статья 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что региональное общественное объединение Ульяновский региональный общественный фонд культуры зарегистрирован *** года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области. 

Запись о государственной регистрации некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц *** года.

Присвоен основной государственный регистрационный номер ***.

Председателем совета Ульяновского регионального общественного фонда культуры является Иванов В.А., сведения об этом внесены в  Единый государственный реестр юридических лиц 4 декабря 2002 года.

Согласно Уставу Ульяновского регионального общественного фонда культуры,  утвержденному Конференцией фонда 16 июня 1999 года (протокол № 1), организационно-правовая форма юридического лица – общественный фонд (п.1.2).

Фонд создан и действует на территории  города Ульяновска (п.1.3).

Цели, задачи, предмет деятельности административного ответчика, как следует из раздела 2 Устава, касаются вопросов культуры, реализации творческих возможностей личности.

Высшим органом фонда является Конференция, которая собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год (п. 5.2).

Руководство работой фонда осуществляет председатель фонда (п. 5.4.1).

В пункте 9.2 Устава предусмотрено, что ликвидация фонда производится в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством.

Из протокола внеочередной конференции Ульяновского регионального общественного фонда культуры от 25 апреля 2024 года следует, что принято единогласное решение о ликвидации фонда  в связи с тем, что  имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Было принято решение обратиться с предложением о ликвидации Ульяновского регионального общественного фонда культуры в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

6 мая 2024 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило заявление председателя совета Ульяновского регионального общественного фонда культуры с просьбой ликвидировать это общественное объединение и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, так как имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

В ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства были подтверждены председателем совета Ульяновского регионального общественного фонда культуры Ивановым В.А.

В судебном заседании нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства со стороны Ульяновского регионального общественного фонда культуры, а именно:

В нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ          «Об общественных объединениях» нарушены обязанности общественного объединения, в том числе:

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 3 части 1);

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 части 1).

В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996            № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» нарушена обязанность некоммерческой организации ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Указанные нарушения касаются периодов деятельности административного ответчика с 2021 по 2023 годы.

Предупреждения об устранении нарушений в адрес юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области за последние три года не выносились.

19 июля 2018 года в адрес Ульяновского регионального общественного фонда культуры выносилось предупреждение об устранении нарушений законодательства.

Позиция административного ответчика свидетельствует об отсутствии намерения продолжить деятельность фонда.

Изложенное делает неустранимыми имеющиеся нарушения требований законодательства, которые носят характер грубых нарушений.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Аналогичные положении содержатся в пункте 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании нашли свое подтверждение такие факты, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; что цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Изложенное подтверждено решением внеочередной конференции фонда от 25 апреля 2024 года, а также пояснениями законного представителя административного ответчика.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области следует удовлетворить и ликвидировать Ульяновский региональный общественный фонд культуры  (основной государственный регистрационный номер ***).

В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ  правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В связи с чем надлежит исключить сведения об Ульяновском региональном общественном фонде культуры  (основной государственный регистрационный номер ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд  

 

решил:

 

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать Ульяновский региональный общественный фонд культуры  (основной государственный регистрационный номер ***).

Исключить сведения об Ульяновском региональном общественном фонде культуры (основной государственный регистрационный номер ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 30 июля 2024 года.