Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора
Документ от 30.07.2024, опубликован на сайте 06.08.2024 под номером 113731, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007825-78

Судья Денисова М.А.                                                                        Дело №33а-3551/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            30 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инны Владиславовны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2024 года по делу №2а-544/2024, которым постановлено:

административный иск администрации города Ульяновска удовлетворить частично.

Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 27.09.2023 по исполнительному производству № *** в размере 50 000 руб.

В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области администрации города Ульяновска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее -  СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) Ходак И.В., ГМУ ФССП России, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований административный истец указал, что в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное на основании апелляционного определения Ульяновского областного суда от 06.09.2022 по делу №2-801/2022, которым удовлетворены исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 15/2.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27.09.2023 №*** о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В качестве обоснования взыскания исполнительского сбора указан факт неисполнения администрацией муниципального образования «город Ульяновск» исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Однако исполнение требований исполнительного документа в пятидневный срок невозможно по объективным причинам. Разработка проекта, реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и проведение работ по ремонту фасадов, цоколя и карниза объекта осуществляется специализированными организациями на возмездной основе. Согласно действующему законодательству товары, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд приобретаются путем проведения закупок за счет средств местного бюджета. При этом закупка не может быть осуществлена без выделения соответствующих бюджетных ассигнований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 №80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск» бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не администрацией города Ульяновска. Все бюджетные средства муниципального образования в соответствии со ст. 38 БК РФ расходуются по принципу адресности и целевого характера, то есть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов не предусмотрены ассигнования для исполнения указанного судебного акта. Кроме того, в собственности муниципального образования «город Ульяновск» находится лишь часть помещений здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. К.Маркса, д.15/2. Частичное исполнение решения суда (разработка проекта реставрации части фасадов здания, частичный ремонт фасада и т.п.) в рассматриваемом случае невозможно. Выделение бюджетных ассигнований для исполнения решения суда в полном объеме в отношении всего здания повлечет нецелевое использование бюджетных средств.

О невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок судебный пристав-исполнитель был извещен Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска 15.09.2023 с разъяснением порядка исполнения исполнительного документа.

Считает, что исполнительский сбор взыскан с администрации без учета фактических обстоятельств.

Административный истец просил освободить администрацию муниципального образования «город Ульяновск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 27.09.2023 № *** по исполнительному производству №*** от 19.09.2023.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что при объективной невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы. Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Администрация города Ульяновска не проявила ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено по делу, 19.09.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (в настоящее время - СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) возбуждено исполнительное производство №*** в отношении должника - администрации города Ульяновска в пользу взыскателя - Правительства Ульяновской области, предмет исполнения: обязать администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя *** индивидуального предпринимателя *** ООО «Лилани», МБУ «Центр управления городом», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, муниципальное казенное учреждение «Управление делами администрации города Ульяновска», *** действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***. в срок до 01.09.2023 разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 15/2.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику - администрации города Ульяновска 19.09.2023 (л.д. 7).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2023 с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 54).

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к администрации города Ульяновска такой штрафной санкции по исполнительному производству как взыскание исполнительского сбора, поскольку в действиях должника не установлено виновного бездействия по неисполнению в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального права.

Учитывая временные затраты на целевое финансирование, необходимость соблюдения требований и процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрация города Ульяновска не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для его добровольного исполнения.

В отсутствие со стороны администрации города Ульяновска виновного неисполнения требований исполнительного документа у суда имелись основания для принятия решения об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.

Доводы судебного пристава-исполнителя в апелляционной жалобе об обратном являются несостоятельными и опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Принятое по делу решение является правильным, основано на верном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инны Владиславовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2024.