У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0014-02-2024-000024-60
Судья Ханбекова Н.М.
Дело №33а-3170/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 16
июля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Юшиной
В.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области на решение Николаевского
районного суда Ульяновской области от 27 марта 2024 года по делу №2а-2-29/2024,
которым постановлено:
Административные
исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах
неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие
администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области
(ОГРН: 1027300829181; ИНН: 7314000163), выразившееся в непринятии мер по
передаче объектов централизованных систем холодного водоснабжения в
соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О
концессионных соглашениях», незаконным.
Обязать
администрацию муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области
(ОГРН: 1027300829181; ИНН: 7314000163) в течение 12 месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных
систем холодного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального
закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а именно:
1) Ульяновская область, Павловский район, с. Баклуши – водопровод, 2)
Ульяновская область, Павловский район, с. Баклуши - артезианская скважина
№1699, 3) Ульяновская область, Павловский район, с. Баклуши, ул. Маза -
каптированный родник №1, 4) Ульяновская область, Павловский район, с.
Муратовка - артезианская скважина № 1П, 5) Ульяновская область, Павловский
район, с. Муратовка - артезианская скважина № 2П, 6) Ульяновская область,
Павловский район, с. Муратовка - башня Рожновского 1П, 7) Ульяновская
область, Павловский район, с. Муратовка -
водопровод, 8) Ульяновская область, Павловский район, с. Муратовка -
башня Рожновского 2П, 9) Ульяновская область, Павловский район, д. Плетьма
- водопровод, 10) Ульяновская область,
Павловский район, д. Плетьма - каптированный родник №3, 11) Ульяновская
область, Павловский район, с. Илюшкино - скважина №270 3, 12) Ульяновская
область, Павловский район, с. Илюшкино - башня Рожновского северная окраина,
13) Ульяновская область, Павловский район, с. Илюшкино - водопровод
с.Илюшкино, 14) Ульяновская область, Павловский район, с. Илюшкино - башня
Рожновского МТФ, 15) Ульяновская область, Павловский район, с. Илюшкино -
артезианская скважина северная окраина, 16) Ульяновская область, Павловский
район, с. Кадышевка – водопровод, 17) Ульяновская область, Павловский район, с.
Кадышевка - каптированный родник Кадышевка, 18) Ульяновская область, Павловский
район, с. Евлейка - водопровод с. Евлейка напорный, 19) Ульяновская область, Павловский район, с.
Евлейка - башня Рожновского, 20) Ульяновская область, Павловский район,
с. Евлейка - скважина №601, 21) Ульяновская область, Павловский район,
с. Евлейка - водопровод самотечный, 22) Ульяновская область, Павловский
район, с. Евлейка – скважина «Родник»,
23) Ульяновская область, Павловский район, с. Шалкино - башня
Рожновского с. Шалкино, 24) Ульяновская область, Павловский район, с. Шалкино
- водопровод с. Шалкино, 25) Ульяновская область, Павловский район, с.
Шалкино - скважина с. Шалкино, 26) Ульяновская область, Павловский
район, р.п.Павловка - водопроводные
сети, 27) Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка, ул. Зеленая - башня Рожновского ул. Зеленая, 28)
Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка, ул. Совхозная -
артскважина «Совхоз», 29) Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка -
водовод от НС 1 подъема до НС 2 подъема, 30) Ульяновская область, Павловский
район, рп. Павловка - резервуар для воды 3 подъема, 31) Ульяновская область,
Павловский район, рп. Павловка - резервуар для воды 2 подъема, 32) Ульяновская область, Павловский район,
рп. Павловка - резервуар для воды 3 подъема, 33) Ульяновская область,
Павловский район, рп. Павловка - резервуар для воды 2 подъема, 34) Ульяновская
область, Павловский район, рп. Павловка - резервуар Южный, 35) Ульяновская
область, Павловский район, рп. Павловка - каптированный родник р. Избалык, 36)
Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка - насосная станция 1 подъема, 37) Ульяновская
область, Павловский район, рп. Павловка - насосная станция 2 подъема, 38)
Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка - водовод от НС 2 до
резервуаров на Шихан-горе, 39) Ульяновская область, Павловский район, рп.
Павловка, пл. Советская - артскважина «Автовокзал», 40) Ульяновская область,
Павловский район, рп. Павловка -
водопроводные сети напорные, 41) Ульяновская область, Павловский район,
рп. Павловка - насосная станция 3
подъема, 42) Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка -
водопроводные сети от НС 3 до п. Южный, 43) Ульяновская область,
Павловский район, рп. Павловка -
каптированный родник «Голова», 44) Ульяновская область, Павловский
район, рп. Павловка - водопровод самотечный, 45) Ульяновская область,
Павловский район, рп. Павловка - каптированный родник «Криулинский», 46)
Ульяновская область, Павловский район, рп. Павловка - водопровод самотечный
Криулин, 47) Ульяновская область, Павловский район, д. Лапаевка – водопровод,
48) Ульяновская область, Павловский район, д. Лапаевка - каптированный родник,
49) Ульяновская область, Павловский район, д. Лапаевка - накопительная башня,
50) Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур - водопровод, 51) Ульяновская область,
Павловский район, с. Новая Алексеевка - буровая скважина, 52) Ульяновская
область, Павловский район, с. Новая Алексеевка - башня Рожновского,
53) Ульяновская область, Павловский район, д. Новый Пичеур - каптированный
родник, 54) Ульяновская область, Павловский район, д. Новый Пичеур - водопроводные сети Новый Пичеур, 55)
Ульяновская область, Павловский район, д. Новый Пичеур - водонакопительная
башня, 56) Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур, ул. Лесная
- башня Рожновского Лесная, 57) Ульяновская область, Павловский район, с.
Старый Пичеур, ул. Лесная - артезианская скважина Лесная, 58) Ульяновская
область, Павловский район, с. Старый Пичеур, ул. Лесная - водопроводная
система Лесная, 59) Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур,
ул. Родниковая - артезианская скважина
Родниковая, 60) мс. Старый Пичеур, ул. Лесная - водопроводные сети, 61)
Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур, ул. Центральная -
скважина Ферма, 62) Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур
- башня Рожновского ферма, 63)
Ульяновская область, Павловский район, с. Старый Пичеур, ул. Родниковая - башня Рожновского Родниковая, 64) Ульяновская
область, Павловский район, с. Старое Чирково - каптированный родник, 65)
Ульяновская область, Павловский район, с. Старое Чирково - водопроводные сети с. Старое Чирково, 66)
Ульяновская область, Павловский район, с. Старое Чирково - накопительный
резервуар, 67) Ульяновская область, Павловский район, с. Октябрьское –
водонакопитель, 68) Ульяновская область, Павловский район, с. Октябрьское -
каптированный родник «Зимницы», 69) Ульяновская область, Павловский район,
с. Октябрьское - водопровод «Зимницы», 70) Ульяновская область, Павловский
район, с. Холстовка - водопровод «Машинный двор», 71) Ульяновская область,
Павловский район, с. Холстовка - башня Рожновского «Машинный двор», 72)
Ульяновская область, Павловский район, с. Камаевка - скважина 2196, 73) Ульяновская область,
Павловский район, д. Ивановка – водопровод, 74) Ульяновская область,
Павловский район, д. Ивановка - каптированный родник, 75) Ульяновская область,
Павловский район, с. Найман - скважина 2166, 76) Ульяновская область,
Павловский район, с. Найман – водопровод, 77) Ульяновская область, Павловский район,
с. Камаевка - водонапорная башня, 78) Ульяновская область, Павловский район, д.
Новая Камаевка - водопровод, 79)
Ульяновская область, Павловский район, с. Камаевка - каптированный родник
«Леплей», 80) Ульяновская область, Павловский район, с. Холстовка - водопровод «Новая линия», 81) Ульяновская
область, Павловский район, с. Холстовка
- скважина 29369/2, 82) Ульяновская область, Павловский район,
с. Холстовка - водонапорная башня,
83) Ульяновская область, Павловский район, д. Благодатка - скважина №29180/1, 84) Ульяновская область,
Павловский район, д. Благодатка -
башня Рожновского, 85) Ульяновская область, Павловский район,
д. Благодатка – водопровод, 86) Ульяновская область, Павловский район, д.
Гремучий - башня Рожновского, 87) Ульяновская область, Павловский район, д.
Гремучий - скважина №2084, 88) Ульяновская область, Павловский район, д.
Гремучий - водопровод 1,6 км, 89) Ульяновская область, Павловский район,
д. Красная Поляна - каптированный родник, 90) Ульяновская область, Павловский
район, д. Красная Поляна - водопровод 2 км, 91) Ульяновская область,
Павловский район, д. Красная Поляна - башня Рожновского Красная Поляна, 92)
Ульяновская область, Павловский район, д. Новая Андреевка - скважина №1277, 93)
Ульяновская область, Павловский район, д. Новая Андреевка - башня Рожновского,
94) Ульяновская область, Павловский район, д. Новая Андреевка, д. 0 -
водопровод 1 км, 95) Ульяновская область, Павловский район, с. Шаховское - водопровод 18 км, 96) Ульяновская область,
Павловский район, с. Шаховское - башня Рожновского Шаховское, 97) Ульяновская
область, Павловский район, с. Шаховское - скважина №1736, 98) Ульяновская
область, Павловский район, с. Шиковка - водопровод 18 км, 99) Ульяновская
область, Павловский район, с. Шиковка - скважина №2199, 100) Ульяновская
область, Павловский район, с. Шиковка -
башня Рожновского Шиковка, 101) Ульяновская область, Павловский район,
д. Мордовский Шмалак - артезианская скважина №1491, 102) Ульяновская
область, Павловский район, д. Мордовский Шмалак - водопровод, 103) Ульяновская область,
Павловский район, д. Мордовский Шмалак -
башня Рожновского Мордовский Шмалак, 104) Ульяновская область, Павловский
район, с. Татарский Шмалак, ул. Большая Мустюковская - башня Рожновского Мустюковская, 105)
Ульяновская область, Павловский район, с. Татарский Шмалак, ул. Большая
Мустюковская - артезианская скважина №2095, 106) с. Татарский Шмалак, ул.
Большая Мустюковская, д. 0 – водопровод, 107) Ульяновская область, Павловский
район, с. Татарский Шмалак – водопровод, 108) Ульяновская область,
Павловский район, с. Татарский Шмалак - артезианская скважина №1581, 109)
Ульяновская область, Павловский район, с. Татарский Шмалак, ул. Центральная -
башня Рожновского Центральная.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., объяснения прокурора гражданско-судебного отдела
прокуратуры Ульяновской области, судебная коллегия
установила:
прокурор Павловского
района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга
лиц с административным иском к администрации муниципального образования
«Павловский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, о
возложении обязанности устранить нарушение закона.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой района в деятельности администрации
муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области выявлены
нарушения законодательства о концессионных соглашениях при распоряжении
муниципальным имуществом.
Установлено, что
решением Совета депутатов от 21.12.2023 утвержден Перечень объектов, входящих в
состав имущества, находящегося в собственности муниципального образования
«Павловский район» Ульяновской области, подлежащих передаче в концессию в 2024
году, согласно которому концессионные соглашения планируется заключить в
отношении 109 объектов холодного водоснабжения и водоотведения. Однако вопреки
требованиям законодательства концессионные соглашения в отношении указанных
объектов недвижимого имущества не заключены. Вопрос о заключении концессионных
соглашений в целях обеспечения, в том числе централизованной подачи
качественного холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории
района не решен.
Административный
истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области (ОГРН: 1027300829181; ИНН:
7314000163), выразившееся в непринятии мер по передаче объектов
централизованных систем холодного водоснабжения и очистных сооружений в
соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О
концессионных соглашениях» и обязать административного ответчика в течение 12
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу
109 объектов централизованных систем холодного водоснабжения и очистных
сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005
№115-ФЗ «О концессионных соглашениях», включенных в Перечень объектов,
находящихся в собственности муниципального образования «Павловский район»
Ульяновской области, подлежащих передаче в концессию в 2024 году, утвержденный
решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район
Ульяновской области от 21.12.2023 №29.
Определением от
27.03.2024 прекращено производство по настоящему административному делу по
требованиям прокурора о признании бездействия администрации муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области, выразившегося в непринятии
мер по передаче объектов централизованных систем очистных сооружений в
соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О
концессионных соглашениях», возложении обязанности на администрацию
муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области в течение 12
месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу
объектов централизованных систем очистных сооружений, в соответствии с
требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных
соглашениях», в связи с отказом административного истца от иска в указанной
части.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Шаховское МУП «Долина»
Павловского района Ульяновской области, Октябрьское МУП «Услуги» Павловского
района Ульяновской области, временный управляющий Октябрьского
МУП «Услуги» Минабутдинов Р.И., ОГКП Ульяновский областной водоканал,
Правительство Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Павловский район» Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести новое
решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что администрацией района проводится работа по организации и
проведению конкурса для передачи объектов водоснабжения в соответствии с
требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных
соглашениях». Передача прав владения и (или) пользования объектами
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, отдельными объектами таким систем, находящимися в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом
требований, установленных ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении». Ссылается на то, что на указанные в решении
суда объекты водоснабжения и водоотведения не зарегистрировано право
муниципальной собственности.
Во исполнение
Федерального закона «О концессионных соглашениях» ежегодно утверждается
перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных
соглашений. Информация об утвержденном перечне имущества, в отношении которого
планируется заключение концессионных соглашений, размещена на официальном сайте
администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской
области, в том числе в муниципальной газете муниципального образования
«Павловский район» Ульяновской области «Павловский вестник».
С 2023 года
администрация проводит мероприятия по подготовке к заключению концессионного
соглашения, так 08.06.2023 размещены сведения о незарегистрированном имуществе
в отношении 38 объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на
территории муниципального образования Павловское городское поселение
Павловского района Ульяновской области в Едином федеральном реестре юридически
значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности на сайте
Федресурс.
Кроме того,
25.09.2023 на Федресурсе размещены сведения о незарегистрированном имуществе в
отношении ещё 36 объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на
территории Шмалакского и Баклушинского сельских поселений муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области.
В настоящее время
ведется работа по подготовке пакета документов на право заключения
концессионного соглашения на вышеуказанные объекты холодного водоснабжения и
водоотведения, который будет размещен на официальном сайте.
Полагает, что
передача муниципального имущества в концессию является правом, а не
обязанностью. Решением суда нарушаются законные интересы и права органа
местного самоуправления по осуществлению полномочий собственника муниципального
имущества. Доказательства, устанавливающие обязанность администрации
осуществлять полномочия по организации водоснабжения исключительно путем
заключения концессионного соглашения, в материалах дела отсутствуют. В
соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» администрация района для
исполнения возложенных на неё полномочий и обязанностей была вынуждена передать
объекты водоснабжения и водоотведения по договору аренды до передачи таких
объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению.
Данная необходимость
возникла в связи с ликвидацией и введением процедур банкротства в отношении
всех существующих на территории района
муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов
водоснабжения и водоотведения, а также для обеспечения надежного и
бесперебойного водоснабжения населенных пунктов городского и сельских поселений
района до проведения конкурса.
Передача объектов
водоснабжения по концессионному соглашению в настоящий момент невозможна из-за
отсутствия потенциальных участников конкурсов на право заключения
концессионного соглашения и экономически неоправданна, так как отсутствуют организации,
имеющие возможность и намерение осуществлять услуги водоснабжения потребителям
Павловского городского поселения и сельских поселений муниципального
образования «Павловский район» Ульяновской области.
Указывает, что для
возложения на администрацию обязанности по передаче объектов централизованных
систем холодного водоснабжения по концессионному соглашению необходимо чтобы
было заключено концессионное соглашение, то есть должны быть определены его
стороны и условия, на которых такое соглашение должно быть заключено.
Обязанность организовать передачу 109 объектов централизованных систем
холодного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона
№115-ФЗ не сможет быть исполнена в случае отказа участника конкурса от
подписания концессионного соглашения или объявлении конкурса несостоявшимся.
Указывает, что
спорные объекты водоснабжения находятся в пользовании третьих лиц по договорам
аренды, на праве хозяйственного ведения у унитарного предприятия, а также у
органов госвласти Ульяновской области.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Правительство
Ульяновской области представило отзыв, в котором поддерживает апелляционную
жалобу.
В заседание суда
апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального
и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в
пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно п.3 ч.1
ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного
значения муниципального района относятся, в том числе: владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности
муниципального района.
В силу ст.3
Федерального закона «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению
одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или)
реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество
или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между
собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной
концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное
соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п.21 ч.1 ст.4
настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или
будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с
использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент
обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением,
права владения и пользования объектом концессионного соглашения для
осуществления указанной деятельности.
Целями Федерального
закона
«О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику
Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях
концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг,
предоставляемых потребителям.
Пункт 11 части 1
статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» к объектам
концессионного соглашения относит объекты теплоснабжения, централизованные
системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
отдельные объекты таких систем.
В соответствии со
ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными
системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам
аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с
требованиями гражданского законодательства,
антимонопольного законодательства
Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых
актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом
особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях,
за исключением случая, предусмотренного частью 1
статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).
Осуществление
полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа,
городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи
прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными
объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется
по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев
передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или)
объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о
приватизации (часть 2).
В случае, если срок,
определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного
объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного
объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает
пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной
такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена,
передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами
осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением
предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской
Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и
(или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это
имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического
обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в
соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).
Таким образом,
передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися
в муниципальной собственности, осуществляется только посредством заключения
концессионного соглашения.
Принимая решение об
удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию
муниципального образования «Павловский район Ульяновкой области» обязанности по
организации передачи объектов централизованных систем водоснабжения в
соответствии с требованиями Федерального закона «О концессионных соглашениях»,
суд первой инстанции правомерно руководствовался приведенными нормами права,
возлагающими на муниципальное образование, являющееся собственником объектов
водоснабжения на территории района, выполнить требования федерального
законодательства о передаче объектов в концессию.
Поскольку
принимаемые административным ответчиком меры по соблюдению требований
Федерального закона «О концессионных соглашениях» являются недостаточными и
неэффективными, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о признании
незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер по
передаче объектов водоснабжения по концессионным соглашениям.
Довод
административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что передача
муниципального имущества, в данном случае находящихся в муниципальной
собственности объектов водоснабжения, в концессию является правом, а не
обязанностью, не может быть признан состоятельным, основан на ошибочном
толковании приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на
то, что объекты водоснабжения находятся в аренде либо на праве оперативного
управления у третьих лиц, не опровергает правильность принятого по делу решения
суда.
Особенности
регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением,
исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении
объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем
урегулированы главой 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О
концессионных соглашениях». При этом статьей 39 данного Федерального закона
установлен порядок действия сторон концессионного соглашения в случае его
заключения в отношении объектов водоснабжения, принадлежащих на момент
заключения концессионного соглашения государственному или муниципальному
унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Довод в жалобе о
том, что в отношении некоторых объектов водоснабжения заключены договоры
аренды, также не освобождает административного ответчика от установленной
законом обязанности по совершению действий, направленных на передачу объектов в
концессию.
Довод
административного ответчика о том, что для передачи объектов водоснабжения по
концессионным соглашениям требуется значительное время, не влечет отмену ешения
суда.
Администрации
муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области решением суда
предоставлен срок исполнения в течение 12 месяцев с даты вступления решения в
законную силу. При наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения
суда, администрация вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке
исполнения судебного акта.
Принятое по делу
решение является правильным, основано на надлежащем применении и толковании
норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 марта 2024 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Павловский район» Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 24.07.2024.