Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение инвалида ТСР
Документ от 23.07.2024, опубликован на сайте 26.07.2024 под номером 113653, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-000539-30

Судья Бахарева Н.Н.                                                                            Дело № 33-3286/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года с учетом определения того же суда от 22 апреля 2024 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-1099/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, поданного в интересах Укиной Светланы Владимировны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Укину Светлану Владимировну техническими средствами реабилитации – *** (1 шт.), *** (1 шт.), ***) (1 шт.) согласно индивидуальной программе реабилитации ****** №326.18.73/2016 от 21.03.2016.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Укиной Светланы Владимировны компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. 00 коп.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Тимофеева М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в интересах     Укиной С.В., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

 

В обоснование иска указано, что Укина С.В. является ***, согласно индивидуальной программе реабилитации ***а от 21.03.2016  подлежит обеспечению ***, ***). Однако данными техническими средствами реабилитации Укина С.В. ответчиком до настоящего времени не обеспечена.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Укину С.В. указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Укиной С.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение ****** техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Сформировать Укиной С.В. направление на изготовление *** по действующим государственным контрактам не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Сформировать направление на поставку с*** не представилось возможным по причине истечения сроков их поставки до получателя в рамках действующего государственного контракта.

С целью обеспечения ****** ***) ОСФР по Ульяновской области в единой информационной системе размещен запрос ценовой информации, на который поступило 3 ценовых предложения, Отделением проведен анализ рынка, осуществлен подбор государственного контракта на поставку аналогичных технических средств реабилитации из реестра государственных контрактов, исполненных отделениями Фонда, граничащими с Ульяновской областью, сформирована начальная минимальная цена контракта, в единой информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от 19.12.2023, по результатам которой заключен государственный контракт от 16.01.2024. Укиной С.В. сформировано направление от 18.01.2024 сроком действия по 10.06.2024, однако на дату подачи апелляционной жалобы акт приема-передачи в Отделение не поступал.

С целью обеспечения ****** *** ОСФР по Ульяновской области в единой информационной системе неоднократно размещались запросы ценовой информации, по которым поступали ценовые предложения с характеристиками товара, не соответствующими техзаданию, либо ценовые предложения не поступали. В связи с этим проводится анализ рынка на предмет возможности поставки аналогичных технических средств реабилитации, осуществляется подборка государственного контракта на поставку аналогичных технических средств реабилитации из реестра государственных контрактов, исполненных отделениями Фонда, граничащими с Ульяновской областью. В случае формирования начальной минимальной цены контракта, в единой информационной системе будет размещена конкурентная закупочная процедура.

Таким образом, ОСФР по Ульяновской области приняты все меры для обеспечения ****** техническими средствами реабилитации.

Дополнительно в жалобе указано, что право ****** на обеспечение техническим средством реабилитации могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации, однако истец таким способом обеспечения не воспользовался.

Также в жалобе отмечено, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств невозможности продолжать вести ****** активную общественную жизнь, а также совершения Отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суду не представлено.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Укина С.В., *** года рождения, является *** бессрочно, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 21.03.2016 в качестве технических средств реабилитации подлежит обеспечению *** (1 шт.), *** (1 шт.), ***) (1 шт.).

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Укина С.В. не была обеспечена указанными техническими средствами реабилитации.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения ****** положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав ****** на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу ****** денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                             «О социальной защите ****** в Российской Федерации» государство гарантирует ****** проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ****** за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ******, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации ****** является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ****** реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ******, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации ****** является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ****** техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).

Согласно пункту 4 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ****** (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ****** (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства ****** (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ****** и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ******, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ****** (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ****** (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ****** (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ****** (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения ****** (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ******, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ****** (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ****** (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Доводы жалобы о том, что Укиной С.В. было сформировано направление от 18.01.2024 на изготовление *** (для слухового аппарата), в связи с чем государственная услуга по обеспечению ****** техническими средствами реабилитации считается оказанной, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Согласно пункту 11 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению ****** техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ****** технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов ****** на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256 (далее – Административный регламент), при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ******, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Подпунктом «а» пункта 10 указанного Административного регламента установлено, что результатами предоставления государственной услуги являются  выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения ****** техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела не содержат доказательств выдачи направления истцу для получения ***). 

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технических средств реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотренные законом варианты обеспечения ****** техническими средствами реабилитации являются правом ******, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению ****** необходимыми техническими средствами реабилитации. Доказательств тому, что Укина С.В. была обеспечена спорными техническими средствами реабилитации на момент рассмотрения дела, в суд первой инстанции представлено не было, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием для признания выводов суда неправильными и отмены решения не являются.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническими средствами реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения ****** техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Укиной С.В. полагающимися ей техническими средствами реабилитации существенно нарушает ее личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в его пользу компенсации причиненного морального вреда. Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд правомерно взыскал в пользу Укиной С.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года с  учетом определения того же суда от 22 апреля 2024 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.       

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2024 года