У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-03-2024-000084-76
Судья Данилина А. В.
Дело №33а-3166/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 9
июля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В. Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 1 марта 2024 года по делу №2а-3-114/2024,
которым постановлено:
исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в
защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании
незаконным в части постановления о признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу и возложении обязанности установить разумный срок переселения
жителей из многоквартирного дома удовлетворить.
Признать незаконным п.2 постановления администрации
муниципального образования «Ульяновский район» от 23.08.2023 №1207 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», с учетом постановления
администрации муниципального образования «Ульяновский район» от 29.02.2024
№ 290 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального
образования «Ульяновский район» от 23.08.2023 №1207» в части установления срока
переселения граждан из многоквартирного дома по адресу: ***, в срок до
31.12.2027.
Обязать администрацию муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области установить разумный срок
для проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного
многоквартирного дома по адресу: *** а именно: произвести мероприятия по
расселению аварийного многоквартирного дома – до 01 марта 2025 года.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области Новичковой Т.Б., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры
Ульяновской области Вязьмина А.А., Красновой Л.В., Красновой О.Л., Ярзутовой
М.Т., Ивановой Н.П., Иванова А.П., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ульяновского района Ульяновской
области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области о признании незаконным в части постановления о
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и возложении
обязанности установить разумный срок переселения жителей из многоквартирного
дома.
В обоснование требований указал, что по
результатам проведенной прокуратурой Ульяновского района проверки установлено,
что заключением межведомственной комиссии муниципального образования «Ульяновский
район» от 03.08.2023 № 4 многоквартирный дом №*** признан аварийным, в том
числе на основании экспертизы технического состояния многоквартирного дома,
проведенной АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» 01.08.2023,
о чем администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области вынесено постановление от 23.08.2023 № 1207 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».
Прокуратурой района с привлечением
специалиста Агентства государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области 16.01.2024 проведено обследование указанного
многоквартирного дома, в ходе которого установлено, что имеется деформация
кровельного покрытия, сухие следы протечек в подъездах, разрушение кирпичной
кладки, многочисленные сквозные отверстия в стенах фасада здания, в подъездах
частично отсутствует остекление, нарушен штукатурно-окрасочный слой, имеется
разрушение козырьков над подъездами, лестничные марши имеют отклонения от
вертикали, отмостка по всему периметру здания отсутствует, что создает угрозу
обрушения, а также жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном
доме. Решением администрации муниципального образования «Ульяновский район»
№ 1207 от 23.08.2023 установлен срок расселения граждан аварийного дома до
31.12.2030. Считает, что указанный срок является неразумным и чрезвычайно
длительным.
Прокурор просил признать незаконным п.2
постановления администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области от 23.08.2023 № 1207 «О признании многоквартирных домов аварийными
и подлежащими сносу» в части установления срока переселения граждан из
многоквартирного дома по адресу: Ульяновский район, *** в срок до 31.12.2030; обязать
администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области установить разумный срок переселения жителей указанного дома.
К участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены Управление ЖКХ администрации муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области, Управление образования администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Агентство
государственного строительства и жилищного надзора Ульяновской области, УМИЗО
администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области, Цыфаркин Г.А., Цыфаркина П.П., Цыфаркин Д.Г., Санатуллова С.К.,
Биккулова Ф.Л., Бикулов Р.Р., Иванов А.П., Иванова Н.П. Краснова Л.Н.,
действующая в своих интересах и в интересах Красновой Е.Л., Краснова О.Л.,
Иванова Н.П., Ярзутова М.Т.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении
требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что
администрацией принято постановление от 29.02.2024 №290 «О внесении изменений в
пункт 2 постановления от 23.08.2023 № 1207 «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу», в соответствии с которым срок
переселения граждан сокращен до 31.12.2027. Указанное свидетельствует о
фактическом исполнении администрацией решения суда.
Считает неправомерным обращение прокурора в
суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Ссылается на то, что
установление сроков расселения относится к исключительной компетенции органов
местного самоуправления.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились представители Управления ЖКХ администрации муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области, Управления образования администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Агентства
государственного строительства и жилищного надзора Ульяновской области, УМИЗО
администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области, Цыфаркин Г.А., Цыфаркина П.П., Цыфаркин Д.Г., Санатуллова С.К.,
Биккулова Ф.Л., Бикулов Р.Р., Краснова Л.Н., Иванова Н.П., о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив административное дело в порядке ч.1 ст.308
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в
связи со следующим.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).
Как установлено по делу, заключением
межведомственной комиссии от 03.08.2023 №4 многоквартирный дом №*** признан
аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 13-14).
Постановлением администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 23.08.2023 № 1207
указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Переселение граждан из указанного дома
предусмотрено в срок до 31.12.2030 (том 1 л.д. 15).
Согласно техническому заключению обследования
несущих конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: *** от 01.08.2023,
составленному АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области»,
техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного дома в
соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и
мониторинга технического состояния» характеризуется как аварийное. В связи с
физическим износом несущих конструкций жилого дома (61-80%) и снижением до
аварийного состояния его надежности, прочности и устойчивости строительных
конструкций, жилой дом подлежит сносу (том 1 л.д. 16-47).
Жилой дом №*** по *** является двухэтажным,
1960 года постройки, находится в низине, рельеф земли имеет уклон к стенам,
цоколь заглублен в землю, к фундаменту и цоколю направлен сток воды от
атмосферных осадков. Кладка цокольной части стен сильно увлажнена, в цокольной
части стен имеются сквозные трещины с раскрытием более 10 мм, что считается
опасным, наблюдаются участки выпадения кирпичей. Кирпич цоколя крошится при
надавливании. Несущая способность цокольной части стен нарушена. В доме имеется
уклон полов, в кладке цоколя и стен – деформационные трещины, что
свидетельствует о неравномерной осадке фундамента.
Состояние фундаментов под несущие и
ограждающие стены здания аварийное. Также аварийным признано состояние
отмостки, кирпичных стен, перекрытий, крыши.
Жилой дом и помещения в нем не соответствуют
требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Дальнейшая эксплуатация жилого
дома опасна для жизни и здоровья лиц, находящихся в доме и около него, так как
в любое время существует вероятность обрушения аварийных конструкций здания.
Постановлением администрации муниципального
образования Ульяновский район Ульяновской области от 15.02.2024 №226 были
внесены изменения в постановление администрации муниципального образования
Ульяновский район Ульяновской области от 12.12.2023 №1914 «Переселение граждан,
проживающих на территории муниципального образования «Ульяновский район» в 2023
– 2030 годах из многоквартирных домов, признанных после 01 января 2017 года
аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» в части планируемой даты переселения
жильцов дома *** – 4 квартал 2027 года (том 1 л.д. 121).
Аналогичные изменения внесены постановлением
администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области от 29.02.2024 №290 в постановление администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 23.08.2023 №1207. Срок
переселения граждан из многоквартирного дома по адресу: *** установлен до
31.12.2027, а срок сноса дома - до 31.12.2028.
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса
Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской
Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений
в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В многоквартирном доме, признанном аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными
для проживания (ч.4 ст15 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14
Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления
относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и
соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание
жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно п.49 указанного Положения к
компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и
издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках
отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из смысла названных норм, решение
органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не
предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение
срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление
гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других
благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для
осуществления права на жилище.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела
будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет
опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то
восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия
плана и срока сноса дома.
Выявленные дефекты и повреждения, указывающие
на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности
дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Разрешая спор и удовлетворяя административный
иск прокурора о признании неразумным срока отселения из многоквартирного дома
жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный
жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние
представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные
административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности,
следовательно, постановление в оспариваемой части не может быть признано
законным и обоснованным.
С выводами районного суда в указанной части
судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных
доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.
То обстоятельство, что административным
ответчиком в период рассмотрения настоящего спора было вынесено постановление
от 29.02.2024 №290 о внесении изменений в постановление администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от
23.08.2023 №1207 в части срока переселения граждан из многоквартирного дома по
адресу: *** - до 31.12.2027 и срока сноса дома - до 31.12.2028, не
свидетельствует о том, что вновь установленный срок отселения граждан из
аварийного дома отвечает требованиям разумности.
Принимая во внимание установленный в ходе
рассмотрения дела аварийный характер повреждений конструкций многоквартирного
жилого дома, свидетельствующий об угрозе обрушения дома, суд первой инстанции,
оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, правомерно
принял решение об установлении администрации Ульяновского района Ульяновской
области срока для проведения мероприятий по расселению аварийного дома до
01.03.2025.
Довод апелляционной жалобы о том, что
определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией
органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства,
свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома,
и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска
реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях
соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.
Как следует из правовой позиции, изложенной в
Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного
дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения
физических и юридических лиц является компетенцией органа местного
самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об
установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не
основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет
своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и
подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст.85, 86 ЖК РФ),
направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому
не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы
гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и
свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах у суда первой
инстанции имелись все основания для удовлетворения требований прокурора с
возложением на административного ответчика обязанности совершить в определенный
срок действия по отселению граждан из аварийного жилья, поскольку установленный
срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в
2027 году, не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно
длительным, с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.
Ссылка в жалобе на неправомерность обращения
прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц является
несостоятельной, поскольку проживание жильцов в аварийном доме сопряжено с
посещением их сотрудниками различных служб (социальных, правоохранительных,
регистрирующих и др.), родственников, знакомых и пр., что свидетельствует о
неопределенном круге лиц, чьи права могут быть затронуты настоящим
административным спором.
Принятое по делу решение является правильным,
судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, полно и
объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы
материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения,
процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не
допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 1 марта 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17.07.2024.