УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-001976-68
Судья
Сизов И.А.
Дело № 33-2932/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
9 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским
делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой
Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1069/2024 по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
4 марта 2024 года, по которому постановлено:
исковые требования
Пантелеева Евгения Александровича удовлетворить.
Обязать Управление
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области
назначить Пантелееву Евгению Александровичу пенсию в соответствии с Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, и их семей».
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Ульяновской области Пайгильдиной Н.Ю.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Пантелеева Е.А.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Пантелеев Е.А. обратился в суд с исковым заявлением к
Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о признании незаконным
отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге
лет.
Исковые требования мотивированы тем, что в сентябре 2022
года Пантелеев Е.А. в связи
с получением гражданства Российской Федерации и изменением места жительства
подал заявление в отдел пенсионного обслуживания УМВД России по Ульяновской
области о назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской
Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, и их семей». Вместе с тем 06.10.2022 Пантелеев
Е.А. получил отказ по причине отсутствия у него справки-аттестата о прекращении
выплаты пенсии на территории Украины. Данный отказ считает незаконным,
поскольку возможность его получения в настоящее время отсутствует в связи со
сложившейся обстановкой. Служба истца в органах внутренних дел – *** началась в
1977 году, в 1990 году он перешел на службу во ***, в 1998 году –перевелся на
должность ***. 23.12.2003 Пантелеев Е.А. уволился в запас по состоянию здоровья
в звании старшего прапорщика. С момента выхода в запас получал пенсию по линии
Министерства внутренних дел Украины *** области. С апреля 2022 года банковская
карта «ОЩАДБАНК», на которую поступала пенсия, была заблокирована.
Истец просил
суд признать неправомерным отказ УМВД России по Ульяновской области в
назначении пенсии, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по
выслуге лет.
Судом
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Решением
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.05.2023 в удовлетворении исковых
требований Пантелеева Е.А. к УМВД России по Ульяновской области о признании
незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию
по выслуге лет отказано (л.д. 72-78).
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного
суда от 15.08.2023 решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от
12.05.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пантелеева Е.А. – без
удовлетворения (л.д. 113-119).
Определением
судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей
юрисдикции от 11.01.2023 решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от
12.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам
Ульяновского областного суда от 15.08.2023 отменены, дело направлено на новое
рассмотрение в суд первой инстанции – Ленинский районный суд г. Ульяновска
(л.д. 153-162).
При новом рассмотрении заявленных требований по существу,
суд принял приведенное выше решение (л.д. 182-187).
В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области
просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 193-199).
В обоснование жалобы указывает, что при расчете
выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам, проходившим службу в органах
внутренних дел Украины, сохранение выслуги лет осуществляется при наличии
соответствующих записей в личных делах о периодах службы. Пенсионное дело
Пантилеева Е.А., документ о прекращении выплаты пенсии на территории Украины в
УМВД России по Ульяновской области не поступили. Правовые основания для
назначения истцу пенсии по линии МВД России отсутствуют. Вывод суда первой
инстанции о возможности назначения Пантелееву Е.А. пенсии по линии к МВД
России на основании представленных истцом трудовой книжки (с указанием стажа
службы в органах внутренних дел 26 лет 2 месяца 12 дней), справки от 10.11.2005
№ *** (с указанием даты увольнения 23.12.2003) и незаверенной ксерокопии
денежного аттестата (с указанием выслуги лет на 01.12.2003 27 лет 1 месяц 18
дней и даты увольнения 26.12.2003) не основан на нормах материального права и
международных актах. При
этом факт назначения и выплаты истцу с 01.07.2022 страховой пенсии по старости на основании
статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
правового значения для решения вопроса о назначении пенсии по линии МВД России
не имеет. Обращает внимание, что отсутствие пенсионного дела не позволяет
установить обязательные для назначения пенсии по линии МВД России показатели:
оклад по должности и специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет,
стаж службы, дату окончания выплаты пенсии по прежнему месту проживания, а
также факт прохождения им службы в органах внутренних дел Украины и назначения
пенсии на территории Украины. Возлагая на УМВД России по Ульяновской области
обязанность назначить Пантелееву Е.А. пенсию и не определяя дату или событие, при наступлении
которых такая пенсия должна быть назначена, суд первой инстанции не учел, что
истцу назначена и выплачивается с 01.07.2022 страховая пенсия по старости на
основании статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях». При этом наличие у него права на получение одновременно двух
различных пенсии судом не исследовалось. Отмечает, что вопросы пенсионного
обеспечения по линии МВД России граждан, прибывших с территории Украины,
получивших гражданство Российской Федерации, не имеющих по объективным причинам
возможности документально подтвердить назначение, получение и прекращение
выплаты пенсии за выслугу лет в связи с прохождением службы в органах
внутренних дел Украины, в настоящее время нормативно не урегулированы.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к
ней Пантелеев Е.А.
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав
пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся
в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и
процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Пенсионное
обеспечение сотрудников органов внутренних дел регламентируется Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1).
В
соответствии со статьей 4
Закона
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение
проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу
в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы
или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и
старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных
созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу
в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств,
не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми
Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о
социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке,
предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Применительно
к рассматриваемому спору таким международным соглашением, регулирующим вопросы
пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
государства является Соглашение
«О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников
органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых
Государств» от 24.12.1993 (далее – Соглашение от 24.12.1993).
Данное
соглашение
сохраняло свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Украиной до
23.09.2023 и действовало на момент обращения истца с заявлением о назначении
пенсии.
В
соответствии со статьей 1
Соглашения от 24.12.1993 пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних
дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях,
по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены
законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до
принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на
условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2
Соглашения от 24.12.1993 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий
сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных
условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных
высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел
Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах
Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством
Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит
изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий
сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке,
установленном законодательством Стороны, которой производится назначение
пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии
осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь
избранному им месту жительства.
Из
содержания приведенных норм статей 1
и 2
Соглашения от 24.12.1993 следует, что пенсионное обеспечение в порядке,
установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником
органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении
пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство
назначена и производится выплата пенсии в связи со службой в органах внутренних
дел Стороной (государством-участником Соглашения) по месту прохождения службы
сотрудником и увольнения с нее.
Первичное
назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством-участником
Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При
изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия
за выслугу лет в связи со службой в органах внутренних дел ранее уже была
назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны
(государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту
жительства.
Таким
образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел
других государств-участников Содружества Независимых Государств, переехавших на
постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется
в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет в связи со
службой в органах внутренних дел на территории одного из государств-участников
Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с
августа 2022 года Пантелеев Е.А., *** года рождения, является гражданином
Российской Федерации, с 31.08.2022 зарегистрирован по месту жительства по
адресу: *** (л.д. 9-10).
До 11.09.2021 он проживал по
адресу: ***, являлся гражданином Украины.
Впоследствии переехал на постоянное место жительство в
Российскую Федерации, а именно в Ульяновскую область, где и проживает по
настоящее время.
По информации, представленной Отделением Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области,
Пантелеев Е.А. является получателем: с 01.07.2022 страховой пенсии по старости согласно статье 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере
10 305 руб. 04 коп., с 11.11.2022 ежемесячной денежной выплаты согласно пункту 1 статьи 28.1 Федерального
закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» по категории инвалид *** группы в размере 2071 руб. 02 коп.
Пантелеев Е.А. получает страховую пенсию по старости с учетом фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости (л.д. 51).
Из трудовой книжки усматривается, что 06.10.1977 Пантелеев Е.А.
уволен из *** в связи с направлением на службу в органы МВД. 11.10.1977 он
зачислен на службу в органы МВД в ***.
В трудовой книжке также имеется запись о том, что он служил
в органах внутренних дел непрерывно 26 лет 2 месяца 12 дней (л.д. 13-25).
В справке от
10.11.2005 № ***, выданной Управлением МВД Украины в *** области
помощнику следователя *** Пантелееву
Е.А., уволенному с 23.12.2003 по
возрасту, указано, что Пантелееву Е.А. в справке для выплаты предполагаемой пенсии было назначено 50% от
суммы пенсии, а выплачивалось 25% согласно приказу МВД Украины от 02.03.1998 № ***
об ограничении до 25% размера ежемесячной доплаты от суммы пенсии в связи с
отсутствием финансирования (л.д. 55-56).
В соответствии со справкой от
01.09.2021 № ***, выданной Главным управлением МВД
Украины в *** городское управление) Пантелеев Е.А. проходил службу в органах
внутренних дел с 11.10.1977 (принят на
службу в органы внутренних дел приказом *** от 11.10.1977 № ***) по
23.12.2003 (приказ об увольнении УМВД в *** области от 15.12.2003 № ***) по
статье 65 пункта «а» Положения о
прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (по
возрасту). В качестве основания выдачи данной справки указано архивное дело Пантелеева Е.А. (л.д. 65).
Из копии денежного аттестата от 26.12.2003 № ***
усматривается, что по состоянию на 01.12.2003 в соответствии с приказом КГУ
УМВД № *** от 30.12.1991 определена выслуга лет старшего прапорщика Пантелеева
Е.А. при увольнении со службы – 27 лет 01 месяц 18 дней. Аттестат выдан в связи
с увольнением на пенсию 26.12.2003 (л.д. 57).
22.09.2022 Пантелеев Е.А. обратился в ОПО ЦФО УМВД России по
Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в
соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
(л.д. 42).
Письмом УМВД России по Ульяновской области от 06.10.2022 № ***
в назначении пенсии Пантелееву Е.А. по линии МВД отказано в связи с отсутствием
пенсионного дела и документа, подтверждающего прекращение выплаты пенсии на
территории Украины (л.д. 43).
Не согласившись с отказом в назначении пенсии по выслуге
лет, Пантелеев Е.А. обратился в суд с настоящим исковым
заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции,
руководствуясь приведенными нормами закона, регулирующими спорные
правоотношения, исходил из наличия у истца
права на получение пенсии по выслуге лет, в результате чего пришел к выводу об
удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции,
поскольку он основан на верном установлении юридически значимых обстоятельств
дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Основанием для отказа Пантелееву Е.А. в назначении пенсии по
линии МВД явилось отсутствие пенсионного дела и документа, подтверждающего
прекращение выплаты пенсии на Украине.
Отказывая заявителю в назначении пенсии, УМВД России по
Ульяновской области руководствовалось Инструкцией об организации работы по
пенсионному обеспечению в системе МВД России, которая устанавливает порядок
организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной
службы), и членов их семей, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 № 7
(далее – Инструкция).
В
соответствии с пунктом 28 Инструкции при возобновлении выплаты пенсий по
пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств,
составляется новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по представлению
в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается
на этих граждан.
Согласно
пояснениям Пантелеева Е.А. выплата пенсии прекращена с апреля 2022 года, которая
приходила на его банковскую карту. Предпринятые попытки получить пенсионное
дело не принесли результата.
Из
представленного письменного ответа Пенсионного фонда Украины на обращения истца
от 16.09.2022 и 17.09.2022 следует, что в выдаче пенсионного дела ему отказано
в соответствии с законодательством Украины, как и отказано в его направлении в
адрес компетентных органов Российской Федерации в связи с приостановлением
переписки с Российской Федерацией. Также сообщено, что на основании его
обращения выплата пенсии приостановлена с 01.10.2022 (л.д. 60-61).
Причины
прекращения дипломатических отношений между государствами вследствие проведения
Российской Федерацией специальной военной операции являются общеизвестными.
Данные
обстоятельства создают объективные препятствия для истца в получении соответствующих
документов пенсионного дела для целей решения вопроса о назначении пенсии по
выслуге лет в Российской Федерации.
Учитывая
прекращение дипломатических отношений между государствами вследствие проведения
Российской Федерацией специальной военной операции, предусмотренная пунктом 28
Инструкции обязанность пенсионера по представлению материалов пенсионного дела,
подтверждающих факт назначения и прекращения выплаты пенсии на территории
Украины, не может быть в настоящее время возложена на Пантелеева Е.А.
Кроме
того, оснований не доверять пояснениям Пантелеева Е.А. относительно получения и
прекращения пенсионных выплат на территории Украины не имеется.
Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (статья 10
Гражданского кодекса Российской Федерации) и именно на ответчике лежит
обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что
истец предоставил недостоверные сведения для назначения пенсии по выслуге лет.
Между тем таких доказательств в материалы дела не представлено.
Несмотря
на отсутствие пенсионного дела, документов, свидетельствующих о прекращении
выплаты пенсии на территории Украины, материалами дела подтверждается, что
Пантелеев Е.А. являлся получателем пенсии по выслуге лет в связи со службой в
органах внутренних дел на территории Украины и в настоящее время выплата этой
пенсии прекращена.
Вопреки
доводам представителя ответчика, при наличии противоречий относительно стажа
истца пенсионный орган не лишен возможности рассмотреть вопрос о назначении
пенсии исходя из минимально (бесспорно) установленного стажа (26 лет 2 месяца
12 дней).
Реализация Пантелеевым Е.А. права на государственное
пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» не может препятствовать ему в реализации права на
специальное социальное обеспечение (получение пенсии по линии МВД).
Исковые
требования разрешены судом в пределах заявленных требований, в связи с чем
отсутствие в решении суда даты назначения пенсии за выслугу лет не лишает
пенсионный орган УМВД России по Ульяновской области права разрешить этот вопрос
непосредственно при назначении Пантелееву Е.А. пенсии в соответствии с Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного
исполнения Российской Федерации, и их семей».
Доводы,
изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были
проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы
юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на
обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой
инстанции, и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного
решения.
Выраженное
несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных
обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города
Ульяновска от 4 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
12.07.2024