Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации морального вреда
Документ от 09.07.2024, опубликован на сайте 16.07.2024 под номером 113492, 2-я гражданская, о признании незаконными действия в части несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности предоставить ортопедическую обувь,компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0003-01-2023-003878-76

Судья Резовский Р.С.                                                                      Дело № 33-2870/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            9 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-227/2024 по апелляционной жалобе Артемьева Александра Борисовича на решение                                       Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 февраля 2024 года,                        с учетом определения того же суда от 8 апреля 2024 года об исправлении описки,                  по которому постановлено:

исковые требования Артемьева Александра Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании действий (бездействий) неправомерными и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать неправомерным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, выразившееся в нарушении 30-дневного срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении закупки соответствующего технического средства по заявлению Артемьева Александра Борисовича от 17 ноября 2022 года, а также в нарушении 7-дневного срока направления (вручения) Артемьеву Александру Борисовичу направления на получение технического средства реабилитации с даты заключения государственного контракта.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Артемьева Александра Борисовича компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований Артемьева Александра Борисовича отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Артемьева А.Б. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора                  Дроновой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Артемьев А.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании действий (бездействия) неправомерными, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что с 2014 года Артемьев А.Б. является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № *** от 05.09.2017 истец подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***. До 2019 года необходимые технические средства реабилитации Артемьеву А.Б. предоставлялись своевременно и в полном объеме. Впоследствии обеспечение техническими средствами реабилитации осуществлялось несвоевременно, что явилось причиной обращения в суд в 2021 году. Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 12.11.2021 бездействие ГУ – УРО ФСС РФ признано незаконным. В 2022 году он также не был своевременно обеспечен ***. 17.11.2022 Артемьев А.Б. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации. На основании данного заявления был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако *** был обеспечен лишь 08.02.2023. Поскольку ответчиком постоянно срывался установленный график ежегодного получения технических средств реабилитации, *** быстро приходила в негодность. 18.10.2023 истец обратился в ОСФР по Ульяновской области по факту нарушения его прав на предоставление мер государственной поддержки, однако в ответе от 21.10.2023 № *** ему было указано, что *** он обеспечен по 24.03.2024. Последующее обеспечение техническими средствами реабилитации возможно после истечения срока пользования ранее выданных средств, в связи с чем заявление оставлено без рассмотрения. Несвоевременное обеспечение техническими средствами реабилитации отрицательно сказывается на состоянии здоровья истца и, как следствие, влечет причинение его личным неимущественным правам нравственные и физические страдания. Причиненный моральный вред оценивает в 500 000 руб.

Истец просил суд признать неправомерным бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении техническими средствами реабилитации за 2022 год, обязать ответчика разработать в отношении него следующий график по обеспечению техническими средствами реабилитации: по его заявлению, написанному в январе текущего года, в марте выдать направление на получение либо изготовление технического средства (изделия), через два месяца предоставить необходимое техническое средство реабилитации, взыскать с ОСФР по Ульяновской области в свою пользу компенсацию морального вреда, в размере 500 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Московское протезно-ортопедическое предприятие», федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Артемьев А.Б. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности разработать в отношении него график по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом не учтены все обстоятельства по делу, характер имеющихся у него заболеваний, группа инвалидности, нуждаемость в своевременном предоставлении технических средств реабилитации, взысканная денежная компенсация морального вреда не отвечает требованиям разумности и справедливости. Учитывая потребности инвалида в техническом средстве реабилитации, оснований для отказа в удовлетворении требования о разработке графика предоставления технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации не имелось. Судом не дана правовая оценка доводам истца о том, что в 2022 году он не был своевременно обеспечен техническими средствами реабилитации, в связи с чем был вынужден ***. В результате бездействия ОСФР по Ульяновской области, выразившемся в несвоевременном предоставлении (замены) средств реабилитации, у него выявили осложнение основного заболевания, появление ***. Полагает, что суд должен был назначить судебную медицинскую экспертизу для выяснения вопроса о возникновении и (или) обострении у него заболеваний *** вследствие несвоевременного предоставления технических средств реабилитации: ***. Кроме того, при вынесении решения допущены разночтения, неточности, описки.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). 

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний           (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства реабилитации, необходимые истцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану). В случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы (пункт 9 Правил).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Артемьев А.Б., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно (т. 1 л.д. 17).

Согласно отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России 24.03.2017 Артемьеву А.Б. проведена повторная медико-социальная экспертиза специалистами бюро № 12 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, по результатам которой ему установлена *** группа инвалидности бессрочно. Основное заболевание: «***» (т. 1 л.д. 72).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № *** от 05.09.2017 Артемьев А.Б. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации – *** (т. 1 л.д. 10-15).

17.11.2022 Артемьев А.Б. обратился в государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (т. 1 л.д. 86-87).

18.11.2022 Артемьев А.Б. уведомлен о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (т. 1 л.д. 20).

На день регистрации заявления Артемьева А.Б. (17.11.2022) в ОСФР по Ульяновской области отсутствовал действующий государственный контракт на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием). 28.11.2022 между ОСФР по Ульяновской области и ФГУП «***» был заключен государственный контракт № ***, вместе с тем в него вошли заявки, размещенные по результатам закупки от 07.11.2022, то есть до подачи Артемьевым А.Б. заявления, в связи с чем осуществить закупку технических средств реабилитации для Артемьева А.Б. в рамках государственного контракта от 28.11.2022 № *** не представилось возможным (т. 1 л.д. 85).

Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) извещение о проведении закупки № %!0260100000622000362!%  размещено уполномоченным органом 29.12.2022 (т. 1 л.д. 177-193).

На основании извещения о проведении закупки № %!0260100000622000362!% заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению *** в 2023 году от 03.02.2023 № ***                                (т. 1 л.д. 153-168).

Выданные Артемьеву А.Б. направления № *** и №*** приняты к исполнению, в результате чего он обеспечен техническими средствами реабилитации – *** (24.03.2023) и *** (05.04.2023).

Ссылаясь на несвоевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, Артемьев А.Б. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Установив нарушение предусмотренных законом сроков, регламентирующих обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, суд признал неправомерным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, выразившееся в нарушении 30-дневного срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении закупки соответствующего технического средства по заявлению Артемьева А.Б. от 17.11.2022, а также в нарушении 7-дневного срока направления (вручения) Артемьеву А.Б. направления на получение технического средства реабилитации с даты заключения государственного контракта, взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

При этом в удовлетворении исковых требований о возложении на  ОСФР по Ульяновской области обязанности разработать в отношении Артемьева А.Б. график по обеспечению техническими средствами реабилитации отказал.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Решение суда обжалуется истцом в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности разработать график по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда, в связи с чем в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в остальной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на поставку товаров, выполнение работ.

Установленный Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, порядок действует в отношении всех лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил.

Оснований для разработки Артемьеву А.Б. индивидуального графика по обеспечению техническими средствами реабилитации не имеется.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Закрепление в графике времени подачи заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации (январь текущего года), а также сроков выдачи направления на получение либо изготовление технического средства (изделия) и предоставления технического средства реабилитации, не влечет защиту прав и интересов истца в случае несвоевременного обеспечения техническими средствами реабилитации.

Разрешая исковые требования Артемьева А.Б. о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о компенсации морального вреда инвалиду.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету,  соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца (58 лет на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции), состояние здоровья (в том числе наличие заболеваний ***), инвалидность (*** группа), нуждаемость инвалида в технических средствах реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность по своевременному размещению информации о проведении закупки технического средства реабилитации, выдаче направления на получение либо изготовление технического средства (изделия), что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 20 000 руб.

Заявленный размер компенсации морального вреда (500 000 руб.). является завышенным.

При уменьшении размера компенсации морального вреда с 500 000 руб. до 20 000 руб. судом первой инстанции учтено отсутствие необратимых последствий у истца вследствие нарушения сроков размещения информации о проведении закупки технического средства реабилитации, выдачи направления на получение либо изготовление технического средства (изделия), необходимость соблюдения ответчиком процедуры при заключении  государственных контрактов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе, обеспечение на момент рассмотрения спора инвалида техническими средствами реабилитации по его заявлению от 17.11.2022, а также требования разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон.

Определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и дополнительному снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Доводы истца о том, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в несвоевременном предоставлении технических средств реабилитации, ухудшилось его здоровье (появился ***), не нашли своего подтверждения при рассмотрении спора.

С 2014 года Артемьеву А.Б. неоднократно диагностировались такие заболевания как «***». В 2017 году при установлении *** группы инвалидности бессрочно ему также выставлялись диагнозы «***

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение ответчиком срока размещения извещения о проведении закупки технических средств реабилитации на двенадцать дней, а также срока выдачи направления на получение технических средств реабилитации на шесть дней, повлекло обострение либо прогрессирование имеющихся у Артемьева А.Б. заболеваний, материалы дела не содержат.

Доводы о необеспечении в 2022 году *** опровергаются материалами дела.

По заявлению от 12.10.2021 Артемьев А.Б. обеспечен *** с 14.10.2021 по 13.10.2022 (акт приема-передачи от 10.11.2021), *** с 10.11.2021 по 09.11.2022 (акт приема-передачи от 10.11.2021).

По вопросу о ремонте либо замене ранее предоставленного технического средства (изделия) Артемьев А.Б. в ОСФР по Ульяновской области не обращался.

Обеспечение Артемьева А.Б. техническими средствами за последующий период произведено ответчиком по заявлению от 17.11.2022.

Аргументы о том, что судом не назначена судебная медицинская экспертиза, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного постановления. Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 79 ГПК РФ находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. При разрешении настоящего спора совокупность исследованных доказательств позволила суду верно разрешить спор по существу, без проведения по делу судебной экспертизы.

Имеющаяся в решении суда описка разрешена в соответствии со                      статьей 203.1 ГПК РФ путем вынесения соответствующего определения. Допущенные судом неточности не повлекли нарушение прав истца.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска                                        от 16 февраля 2024 года, с учетом определения того же суда от 8 апреля 2024 года                   об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу               Артемьева Александра Борисовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.07.2024