УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000357-91
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33-2854/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 28
июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Каминской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 28
февраля 2024 года по гражданскому делу № 2-969/2024, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Игнатовой
Тамары Михайловны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда
удовлетворить частично.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обеспечить Игнатову Тамару Михайловну техническими средствами: ***) в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 559.16.73/2023 от
17.04.2023, в остальной части отказать.
Взыскать
с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области в пользу Игнатовой Тамары Михайловны (паспорт серии 73 03 №
956227) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского
района города Ульяновска, действуя в интересах Игнатовой Т.М., обратился в суд с исковым
заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Игнатова
Т.М., *** года рождения, является ***.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ***а
№ 559.16.73/2023 от 17.04.2023 Игнатова Т.М. нуждается в обеспечении техническими
средствами реабилитации: ***, которыми
до настоящего времени не обеспечена.
Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность
обеспечить Игнатову Т.М. *** в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации № 559.16.73/2023 от 17.04.2023, взыскать с ответчика в пользу Игнатовой
Т.М. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации, ОГАУСО ГЦ «ЗАБОТА» в г.
Ульяновске.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выдача
направления на получение (изготовление) технических средств реабилитации может
быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в
соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» и заключением с территориальным отделением Социального
фонда России контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации.
Отмечает, что Отделением предпринимались все меры по
обеспечению ***а необходимыми техническими средствами реабилитации, 06.12.2023
сформировано направление, по которому Игнатова Т.М. 12.12.2023 была обеспечена ***.
Выражает несогласие с решением суда в части взыскания в
пользу Игнатовой Т.М. компенсации морального вреда, полагая, что заявленные
требования вытекают из имущественных отношений.
Указывает, что доказательств невозможности продолжить вести ***у
активную общественную жизнь, а также совершения Отделением именно виновных
действий, нарушающих личные неимущественные права Игнатовой Т.М. либо
посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага, не представлено.
Кроме того, считает, что в связи с обеспечением Игнатовой
Т.М. ***, оснований для взыскания с Отделения компенсации морального вреда не
имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу ОГАУСО ГЦ «ЗАБОТА»
в г. Ульяновске просит решение суда первой инстанции оставить без
изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, ******, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки ***ов установлены Федеральным законом от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»,
определяющим государственную политику в области социальной защиты ***ов в
Российской Федерации, целью которой является обеспечение ***ам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки ***ов является
реабилитация ***ов - система и процесс полного или частичного восстановления
способностей *** к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности
(часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите ***ов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше
Федерального закона, - одно из направлений реабилитации ***ов, предусматривающее,
в том числе использование ***ами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных
мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов
в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»
индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных
мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных
функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению
определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации ***а
является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами
реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а
(ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту
жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в
соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации
соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной
защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской
помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его
поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на
учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения ***а (ветерана)
техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в
оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а
(ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств
(изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а
(ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60
календарных дней.
Как
установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Игнатова
Тамара Михайловна, *** года рождения, является *** *** установлена бессрочно
(л.д. 9).
Для
проведения реабилитационных мероприятий Игнатовой Т.М. разработана индивидуальная
программа реабилитации или абилитации ***а (ИПРА) № 559.16.73/2023 к
протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 721.16.73/2023 от 17.04.2023,
согласно которой истец подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации, в том числе: ***).
Срок,
в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий – с
17.04.2023 - бессрочно (л.д. 49-55).
Заявление Игнатовой Т.М. на обеспечение указанными
техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе
ответчика 28.08.2023.
Поскольку
Игнатова Т.М. не была обеспечена необходимыми ей техническими средствами
реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции возложил
на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области обязанность обеспечить Игнатову Т.М. техническим
средством реабилитации - ***), отказав в удовлетворении остальной части иска.
Вместе
с тем, из мотивировочной части решения следует, что суд пришел к выводу об
удовлетворении исковых требований в части обеспечения Игнатовой Т.М.
техническим средством реабилитации - ***). Оснований для удовлетворения исковых
требований в части обеспечения Игнатовой Т.М. *** суд не усмотрел, поскольку
инвалид обеспечена данным техническим средством реабилитации.
Таким
образом, резолютивная часть решения суда не соответствует выводам, содержащимся
в мотивировочной части, что создает правовую неопределенность, неоднозначное
толкование выводов суда первой инстанции и не согласуется с задачами и смыслом
гражданского судопроизводства, установленными статьей 2 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебной
коллегией установлено, что Отделением Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области 06.12.2023 сформировано
направление, по которому Игнатова Т.М. была обеспечена ***) (акт
приема-передачи товара от 12.12.2023 № 12534) (л.д. 44, 47).
Согласно
акту приема-передачи товара от 21.03.2024 № 13410 по направлению от 19.03.2024
Игнатова Т.М. получила ***).
При
таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения
исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего
в интересах Игнатовой Т.М., к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении
обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации – ***, не имеется.
С учетом
изложенного, решение суда в указанной части нельзя признать законным и
обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу в
отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая
требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции,
установив факт нарушения личных неимущественных прав Игнатовой Т.М.
бездействием ответчика, своевременно не исполнившим обязанность по обеспечению
инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации, пришел к выводу об
их удовлетворении, взыскав с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Игнатовой Т.М. компенсацию морального вреда в размере
5000 рублей.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой
инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют
фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим
спорные правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения
прокурора с иском в суд (17.01.2024) имел место факт неполного и
несвоевременного обеспечения Игнатовой Т.М. техническими средствами
реабилитации в соответствии с разработанной Бюро № 16 – филиал ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Ответчиком не оспаривалось, что по заявлению от 28.08.2023 Игнатова
Т.М. была поставлена не учет для обеспечения техническими средствами
реабилитации – ***).
Однако в нарушение установленных Порядком, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, сроков
обеспечения, соответствующее направление на получение *** было выдано истцу только 06.12.2023,
направление на получение Игнатовой Т.М. *** сформировано ответчиком лишь 19.03.2024.
При этом несвоевременной выдачей технических средств
реабилитации нарушены права истца, гарантированные ей Конституцией Российской
Федерации и федеральным законодательством в сфере социальной защиты.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи
151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных
страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Учитывая, что предусмотренная законом процедура
предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан
направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанность по компенсации Игнатовой Т.М. морального вреда, определив
ее размер в 5000 рублей.
Принимая во внимание возраст Игнатовой Т.М., характер
имеющегося у нее заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации,
степень вины ответчика, своевременно не исполнившего возложенную на него
законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, судебная коллегия
приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации
морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше
нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и
соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее
снижения, судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что
требования истца о взыскании компенсации морального вреда вытекают из
имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку
несвоевременное обеспечение Игнатовой Т.М. техническими средствами реабилитации
необходимыми ей по состоянию здоровья, нарушает не только непосредственно
имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных
неимущественных прав инвалида, причиняя ей тем самым моральный вред (физические
и нравственные страдания).
С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены
решения суда в части удовлетворения требования прокурора, действующего в
интересах Игнатовой Т.М., о взыскании компенсации морального вреда по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года отменить в части возложения на Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанности обеспечить Игнатову Тамару Михайловну техническими средствами
реабилитации – ***).
Принять по делу в отмененной части новое
решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора
Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Игнатовой Тамары
Михайловны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
техническими средствами реабилитации – ***), отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 5 июля 2024 года.