Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание сроков отселения из аварийного дома
Документ от 09.07.2024, опубликован на сайте 12.07.2024 под номером 113473, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в части срока отселения лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007480-46

Судья Жилкина А.А.                                                                   Дело № 33а-3172/2024 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     9 июля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 февраля 2024 года по делу № 2а-372/2024, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района               г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным п. 2 постановления администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №173 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части многоквартирного жилого дома по ул. ***.

Обязать администрацию г. Ульяновска установить разумный срок для проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного жилого дома по ул. *** до 31 декабря 2025 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов Хакимовой Х.Ф. к администрации г. Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения граждан из аварийного дома до 31.12.2025.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района            г. Ульяновска была проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам проведения которой установлено, что многоквартирный жилой дом по ул. *** был признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Ульяновска № 173 от 04.02.2020 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» срок отселения для указанного дома установлен до 2029 года.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г. Ульяновска об установлении срока отселения граждан из указанного многоквартирного дома до 2029 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома с его последующим сносом в разумный срок.

Установление длительного срока до 2029 года для сноса многоквартирного дома посягает на интересы неопределенного круга лиц - собственников, нанимателей помещений многоквартирного дома, членов их семей, не отвечает принципу разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением, и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, МО «город Ульяновск», Тухтаров В.А., Тухтаров А.М., Лагунова Н.Г., Липатов Д.А., Карпаева А.С., Карпаев А.В., Ефимова М.А., Карпаев М.Д., Читашникова Л.П., Читашников Д.Н., Читашников Д.Д., Читашникова П.Д., Григорьев В.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены. Обращает внимание, что Жилищным кодексом РФ не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Ссылаясь на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года, п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, указывают, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, в связи с чем возложение судом обязанности на администрацию г.Ульяновска установить конкретный срок отселения, а именно до 31.12.2025, является неправомерным.

Обращает внимание, что жители вышеуказанного многоквартирного дома вправе обратиться в администрацию города Ульяновска за предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда, при этом жители данного дома отказались от переселения в маневренный фонд.  

Полагает, что прокурором пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, поскольку обжалуемое постановление принято администрацией города Ульяновска 04.02.2020, а прокурор обратился в суд с административным иском 11.12.2023. 

В судебное заседание, кроме прокурора, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии от 06.06.2018 №*** многоквартирный жилой дом по ул. *** признан аварийным и подлежим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО «БЭСТ-Проект».

Постановлением от 04.02.2020 №*** многоквартирный жилой дом по        ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 2029 года.

Согласно техническому заключению по результатам обследования основных несущих контракций многоквартирного жилого дома по ул. ***, составленного ООО «БЭСТ-Проект» от сентября 2017 года, процент физического износа многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет 70%. На момент обследования стены находятся в аварийном состоянии перекрытия находятся в аварийном состоянии, покрытие объекта находится в работоспособном состоянии, фундаменты находятся в аварийном состоянии. В целом техническое состояние конструкций на момент обследования может характеризоваться как аварийное.

Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области подготовлен акт обследования жилого дома от 03.10.2023, из которого следует, что при визуальном осмотре фасадной и дворовой стороны дома установлено наличие трещин по фасаду дома, повреждения кирпичной кадки по периметру дома (расслоение рядов кладки, выпадение кирпичей, подвижность подоконной части), отсутствие и выветривание раствора швов кирпичной кладки частичное отсутствие либо разрушение отмостки по периметру дома, наличие повреждений цоколя по всему периметру дома (наличие трещин, разрушение), наличие перекоса окна ввиду подвижности кирпичей (возможность выпадения кирпичей), деформация деревянной конструкции уличных лестниц на второй этаж, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, проседание деревянного порога дверного проема квартиры 6, 2 этаж.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст15 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Вопреки доводам жалобы, срок для обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку проверка проведена в октябре 2023 года, а административный иск подан в суд в декабре 2023 года.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 февраля       2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  11.07.2024